Владимир Покровский: мастер неорусского стиля #наши_зодчие
Владимир Александрович Покровский входил в плеяду великих русских зодчих конца XIX — начала XX века, сумевших воплотить идеи возрождения русского духа в архитектуре. Зодчий родился 6(18) марта 1871 года в Москве. Как и большинство архитекторов того времени, он окончил Академию Художества (точнее, Высшее художественное училище при ней). Свою практику Покровский начал проходить во время 2-го курса, когда он вёл надзор за работами, осуществлявшимися по проектам академиков архитектуры В. А. Шретера (строительство Экипажного заведения и перестройка Мариинского театра) и Р. Р. Марфельда (строительство Винного завода на Ватном острове). Позже он становится помощником Леонтия Бенуа, знакомится с опытом строительства собора Александра Невского в Варшаве и реставрации Софийского собора в Царском Селе.
Перед тем, как заняться собственными проектами, Покровский скурпулёзно изучал древнерусскую архитектуру Киева, Владимира, Ярославля и других русских городов. Знакомство с древнерусской архитектурой заложило в зодчем любовь именно к этому архитектурному стилю, что в дальнейшем отразится на его работах. Главные черты своего почерка В. А. Покровский выработал к 1905 г. и остался верен им всю недолгую творческую жизнь; следуя основным выработанным приёмам, в последующие годы лишь разрабатывал их, доводя до совершенства. Зодчий использовал все виды строительных материалов: дерево, дикий камень, кирпич, железобетон, стекло.
Одна из первых построек, которая принесла успех и известность зодчему — это Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Пархомовке Киевской губернии. Храм был первым, построенным в неорусском стиле, который совмещал в себе приёмы традиционных древнерусских храмов и модерна. После такого успеха архитектора ждала карьера в Царском Селе. В 1910 году Покровскому, вместо архитектора Померанцева, передаётся проектирование и строительство Феодоровского Государева собора в Царском Селе. Надо понимать, что собор имел исключительную значимость для государя, и поручение проекта Покровскому означало высочайшее признание стиля его работ. Через год Покровскому было поручено сооружение здания Офицерского собрания собственного конвоя и каменного вокзала императорской ж/д ветки. Все постройки были выполнены в едином неорусском стиле, который ориентировался на лучшие образцы Псковско-Новгородского зодчества XII-XVI веков. Эти здания, возведённые в 1910—1912 гг., предопределили стиль построек, сооруженных по заказу окружения последнего русского императора в Царском Селе, Петрограде и его окрестностях — потом в этом же стиле был построен Феодоровский городок и Ратная палата.
Помимо вышеперечисленных построек, Владимир Покровский приложил руку к церкви Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах (1907), храм-памятник Св. Алексия на поле Битвы народов в Лейпциге, храм Успения Богородицы на Новом кладбище в Нижнем Новгороде. Не забывал зодчий и о гражданских постройках в других городах: ими стали Здание Ссудной казны в Москве и Покровский городок в Царском Селе, а также визитная карточка Нижнего Новгорода — здание Государственного банка. Архитектор скончался после продолжительной болезни 30 апреля 1931 г. в Ленинграде. Его место захоронения неизвестно (предположительно, это Смоленское кладбище).