Владимир Маяковский всерьез увлекался игрой на бильярде. Не раз за бильярдным столом он сводил литературные счеты. Например, один из критиков, разгромивший поэта в печати, затем неосмотрительно вызвал Маяковского на поединок, не подозревая о его мастерстве. Критик был разгромлен в пух и прах, по уговору полез под стол. Поэт не преминул «добить» противника, огласив на всю бильярдную вердикт: «Рожденный ползать писать не может!».
Постоянно играл Маяковский и с Михаилом Булгаковым. Из воспоминаний драматурга Сергея Ермолинского: «Если в бильярдной находился Маяковский, то Булгаков тоже направлялся туда — а за ним устремлялись любопытные. Ещё бы — Булгаков и Маяковский! Того гляди разразится скандал. Играли сосредоточенно и деловито, каждый старался блеснуть ударом. Маяковский, насколько помню, играл лучше.
— От двух бортов в середину, — говорил Булгаков.
Промах.
— Бывает, — сочувствовал Маяковский, похаживая вокруг стола и выбираю удобную позицию. — Разбогатеете окончательно на своих тётях манях и дядях ванях, выстроите загородный дом, и огромный собственный бильярд. Непременно навещу и потренирую.
— Благодарствую. Какой уж там дом!
— А почему бы?
— О, Владимир Владимирович, но и вам клопомор не поможет, смею уверить. Загородный дом с собственным бильярдом выстроит на наших с вами костях ваш Присыпкин.
Маяковский выкатил лошадиный глаз и, зажав папиросу в углу рта, мотнул головой:
— Абсолютно согласен.
Независимо от результата игры прощались дружески. И все расходились разочарованные».
Те же бильярдные сражения в Клубе работников искусств в Старопименовском переулке, только гораздо менее идиллически, описала вторая жена Булгакова Любовь Белозерская. «Я наблюдала за их игрой и думала, какие они разные. Михаил Афанасьевич предпочитал более тонкую „пирамидку“, а Владимир Владимирович тяготел к „американке“ и был в ней мастер», — вспоминала она. И объяснила, почему Булгаков играл с Маяковским «с таким каменным замкнутым лицом». Дело в том, что Владимир Владимирович отнёс Булгакова в «Словарь умерших слов» фантастического коммунистического будущего, призывал к обструкции булгаковских «Дни Турбиных» и утверждал в стихотворении «Лицо классового врага. «Буржуй-Нуво», что нэпманский «буржуй-нуво»
…На ложу в окно
театральных касс тыкая
ногтём лаковым
он даёт социальный заказ
На «Дни Турбиных» —
Булгаковым.
Впрочем, Михаил Афанасьевич не остался в долгу. Впервые Булгаков отобразил Маяковского в образе развязно-фамильярного поэта Владимира Баргузина в неоконченной повести «Тайному другу», а затем и в образе поэта Александра Рюхина в романе «Мастер и Маргарита».
#МосковскиеЗаписки