Владимир. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы.

Успенский собор строился с 1158 по 1862 гг. Памятник ЮНЕСКО. В интерьере — фрески Андрея Рублёва. Когда службы не проводятся (с 13-30 до 16-45) — работает как музей с платным входом по билетам. Автостоянок для парковки частных автомобилей в центре города в радиусе 500 метров от собора нет.

Успенский собор. «Главный (кафедральный) храм Северо-Восточной Руси. Одно из величайших созданий русской архитектуры XII в., послужившее образцом для более поздних соборов. Построен из белого тесаного камня по заказу владимирского князя Андрея Боголюбского в 1158-1160 гг. в виде шестистолпного, трехнефного, одноглавого здания с тремя небольшими южным, северным и западным притворами и башнями у западных углов. Ширина центрального нефа составляет 20 греческих футов (равна ширине пролета Золотых ворот). Высота собора 32,3 м.  Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В 1185-1189 гг. при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы и башни были разобраны и заменены обширными и высокими галереями, для сообщения с которыми в стенах собора были прорублены арки. Вместо одноглавого собор стал пятиглавым. Апсиды перестроены. В новом «аркатурном фризе появились фигурные консоли в виде женских и львиных масок, птиц и различных химерических существ. Старая скульптура вынесена на фасады галерей, причем две композиции («Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских») оказались срубленными. Часть фасадных женских масок появилась во время реставрации собора в XIX в.
В интерьере собора сохранились фигурные «капители 1158-1160 гг. в виде сдвоенных лежащих львов . Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 г. относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза (в северной галерее). Фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора, а также фигуры на заиконостасных столпах относятся к росписи 1189 г. В южной галерее видна часть композиции «Чудо Федора Тирона» начала XIII в. В 1408 г. собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. От их росписи сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма. На западной арке представлены трубящие ангелы, женственные головы которых напоминают леонардовские образы. На своде Христоссудия и символы четырех царств: Вавилонского (медведь), Македонского (грифон), Римского (крылатый барс) и Антихристова (рогатый зверь). На западной стене (на арке) «Престол уготованный», по сторонам которого сидят апостолы Петр и Павел с ангелами. Остальные члены «апостольского трибунала» (слова Н. Н. Воронина) изображены на склонах свода . На северном Матфей, Лука, Марк, Андрей и другие. На южном Варфоломей, Симон, Иоанн и другие. За апостолами сонм ангелов, склоненные головы которых (округлых «рублевских» очертаний) по грациозности близки к голове трубящего ангела. Под южным сводом «праведные жены». На своде смежного южного нефа большая композиция «Шествие праведных в рай». Путь шествию указывает апостол Павел (со свитком в руке). За апостолами, среди которых различаются Петр и Иоанн, идут пророки, потом отцы церкви и другие. Наибольшей психологической заостренностью отличается образ апостола Павла, но и он добр. Вся эсхатологическая сцена поражает настроением умиротворенности. В югозападной части собора располагались картины самого рая. Роспись сильно пострадала от времени. Ее первоначальный колорит сохранился слабо. 
Для иконостаса собора Андреем Рублевыми Даниилом Черным были созданы грандиозный деисусный чин (в Третьяковской галерее и Русском музее) и иконы праздничного ряда. Колокольня Успенского собора построена в 1810 г. Стилистически она представляет довольно свободное соединение классических элементов (спаренные колонны первого яруса, композитные третьего) с псевдоготическими деталями (стрельчатые арки), однако архитектурный образ колокольни интересно сочетается с собором. В этом, безусловно, сказался тонкий вкус возводившего ее зодчего. Несравненно слабее и эклектичнее выглядит здание теплой Георгиевской церкви, встроенное между собором и колокольней в 1862 г. Но оно почти не бросается в глаза настолько велико впечатление, производимое собором».
Из книги Москва и Подмосковье. М., Искусство. 1979. стр.355
Андрей Рублев (ок.1370-1430)
Уже у современников Андрей Рублев пользовался огромным почитанием, а позднее его имя окружили легендами. Немногочисленные факты, встречающиеся в летописях и литературных трудах современных художнику авторов, позволяют предположить, что великий мастер родился около 1370 года. Еще в молодости он постригся в монахи и многие годы провел в Троице-Сергиевой лавре. Здесь он изучал философские труды передовых мыслителей своего времени — основателя монастыря Сергия и его учеников, имел возможность непосредственно общаться с ними. В память Сергия Радонежского, одного из идейных вдохновителей Куликовской битвы, деятельность которого всячески способствовала прекращению междоусобиц, объединению русских князей в борьбе с татарами, создал Рублев знаменитую «Троицу». Икона находилась в Троицком соборе, построенном в 1411 году. К этому времени Рублев был уже прославленным мастером. В 1405 году он участвует с Феофаном Греком и «старцем Прохором с Городца» в убранстве Благовещенского собора в Москве. В храме сохранились только два яруса иконостаса: деисусный чин и изображения праздников.
Рублеву принадлежат семь икон праздничного ряда: «Благовещение», «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим». От работ других мастеров они отличаются мягкостью, гармоничностью настроения. В изображении евангельских сцен мастер вносит особую интимность чувств, одухотворенность, человеческое тепло. Большой эмоциональностью, утонченной красотой отличается колорит икон: легкие нежные цвета пейзажа звучат аккомпанементом к более интенсивным и разнообразным тонам одежд.  Этапным произведением Андрея Рублева явились росписи Успенского собора во Владимире (1408), где он работал со своим другом и неизменным соавтором Даниилом Черным. Сохранившиеся фрески представляют фрагмент грандиозной композиции Страшного суда, занимавшей западную стену храма. Анализ стилистических особенностей помог ученым определить группу изображений, принадлежащих Рублеву. В них ощущаются большой артистизм, музыкальность линии, грациозность. Юношески прекрасен трубящий ангел, вдохновенно решителен Петр, увлекающий праведников в рай. Трактовка сцены Страшного суда, ее эмоциональный настрой необычны: здесь нет ощущения ужаса перед страшными карами и торжествует идея всепрощения, просветленное настроение; в этом ясно ощущается мировосприятие Рублева. Фрески органически связаны с интерьером храма: подчеркивая плоскость стены, они усиливают впечатление легкости архитектуры.
Предполагается, что иконы деисусного чина выполнены по единому замыслу Рублева с помощью учеников. Язык этих работ чрезвычайно лаконичен, монументален. Формы трактованы обобщенно, подчеркнут силуэт, торжественный ритм движения. Цветовая гамма сдержанна и выразительна, построена на декоративных соотношениях зеленого с золотисто-желтым и красным, синего с вишневым. Образы святых — это образы мудрецов-мыслителей, умиротворенных, благородных. По мастерству исполнения самыми выразительными являются изображения Христа, Иоанна Предтечи и апостола Павла. Видимо, они и принадлежат непосредственно кисти Рублева. Из икон праздничного ряда Рублеву приписывается только одна — «Вознесение». По-видимому, в это же время Рублев написал икону, которая является вольной копией с прославленного византийского образа «Владимирской Богоматери». В нежных красках, хрупком образе Богоматери, прижавшей к себе младенца, выражены красота материнской любви, печаль в предчувствии трагической судьбы сына.
В 1918 году в Звенигороде найдены три иконы из деисусного чина: «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел», по-видимому, Рублевым в 1410-х годах. Особенно замечательна икона «Звенигородский Спас». Своеобразно лицо Христа, одухотворенное, с тонкими строгими чертами. Христос полон сосредоточенной внутренней жизни, его взгляд прям, задумчиво-проницателен, в нем светится человеческая доброта. Несомненно, здесь воплощен морально-этический идеал русского человека времени Андрея Рублева, где миролюбие и кротость соединились с твердостью духа, силой и мужеством. Человечность, спокойная мудрость заключается и в образе апостола Павла, а юношески нежный облик архангела Михаила лиричен, исполнен глубокого поэтического очарования. Он близок ангелам «Троицы» — величайшего творения древнерусской живописи. Время создания «Троицы» —рубеж 10—20-х годов XV столетия, пора расцвета творчества Рублева. Тогда же, вероятно, было создано еще одно произведение, приписываемое Андрею Рублеву, — «Спас в силах» (ГТГ). Предполагается также, что художник принимал участие в росписи Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом. Сохранившиеся незначительные фрагменты росписи алтарной преграды близки по манере Рублеву.
Между 1424—1427 годами Рублев по приглашению настоятеля монастыря Никона работает совместно с Даниилом Черным и неизвестными помощниками в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Фрески собора погибли. Сохранились лишь три яруса иконостаса,»Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел», которые выполнены в разной манере. К числу наиболее достоверных работ Рублева относят: «Крещение», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». Эти иконы выделяются глубиной содержания, монументальностью образов, красотой силуэтов, гармонической цветовой гаммой, напоминающей колорит «Троицы».
Последние годы жизни Андрей Рублев проводит в Андрониковом монастыре, где расписывает храм Спаса. По свидетельству современников, он также участвовал в строительстве храма. К сожалению, от последней работы мастера ничего не сохранилось. Умер Рублев 29 января 1430 года в Москве, в Андрониковом монастыре.
Из книги 50 биографий мастеров русского искусства. Л., Аврора. 1970. стр.10

«Выйдем к реке, встанем над обрывом. Трепещет и восхищается душа, когда смотришь вокруг: высокий холм, простор, и как венец природной благодати — рукотворное чудо: белокаменный храм, древнейшее здание города, его начало и его вершина, его символ веры. Собор Успения Божьей Матери… В XII в. князь Андрей Боголюбский созидает новую столицу княжества. Архитектурным и духовным средоточием города и всей обширной Суздальской земли стал заложенный в 1158 г. Успенский собор. Вот стоит он, златоверхий, на своем высоком холме-пьедестале, как светильник на свещнице, вознесенный выше всех, выше Киевской Софии. Теперь уже трудно вообразить первоначальное его великолепие: позолоту декоративных фризов, резные рельефы, полихромные росписи наружных стен, бронзовые «кубки и ветрила» над закомарами. Все соединяется в древнерусском храме — целесообразность и гармония, прочность и художество, земная твердь и восхождение к небесному первообразу. В устройстве церкви — куполе, сводах, столбах, алтаре, престоле — заключен живой образ Космоса, дивного порядка мироздания. В устройстве церкви есть то, что никогда не прейдет: Вечность, Истина, Красота.
Успенский собор был задуман кафедральным: здесь была кафедра епископа и двор его, а владычные терема продолжали строить вплоть до середины XVIII в. Такой терем виден рядом с собором на гравюре 1764-1769 гг. Пожар 1185 г. уничтожил первоначальное строение вокруг собора — «владычные сени», «терем», «столп», упоминаемые в летописи. А собор после пожара перестроил младший брат и наследник Андрея — великий Владимирский князь Всеволод Большое Гнездо. Собор окружили галереи, а на них 4 главы; вместе с центральной они составили пятиглавие, надолго определившее образец православного храма. Первым по этому образцу построен в XV в. Успенский собор Московского Кремля. С самого своего начала до XV в. хранил наш собор чудотворную икону Владимирской Божьей Матери. Здесь венчали князей на Великое княжение; здесь, хотя и недолго, была митрополичья кафедра (1299-1325 гг.). Здесь покоятся святые мощи Владимирских князей Андрея, Глеба, Георгия.
В храме сохранились росписи великого мастера «умозрения в красках» Андрея Рублева: фрески Страшный Суд, Свет Невечерний, Лоно Авраамово. В образе и цвете передал он задушевную мысль христианства — общее воскресение, грядущее со вторым пришествием Христа. Радостью и любовью озарены лики его святых, молитвенным горением наполняя весь храм. Архитектурное совершенство, древность, историческая значимость здания — все это живо в нем. И мало кто теперь знает, что был он закрыт в 1927 г. и более чем на полтора десятилетия стал антирелигиозным музеем. Слава Богу, и сейчас, как 8 веков назад, здесь звучит молитва, возжигаются свечи, вершится таинство Причастия. С северной стороны от собора высится 56-метровая колокольня 1810 г., вместо прежней шатровой — той, что на гравюре. Между ними — придельная церковь во имя св. князя Георгия, построенная в 1862 г. К собору с севера поднимается площадь, с конца XVIII в. бывшая парадным плацем».
Из книги «Владимир в старой открытке». Машковцев В.П.1993

Владимир был деревянным, и поэтому многочисленные пожары были для него тяжелым бедствием. Об одном из них писал летописец в 1185 году. Он сообщает, что в огне сгорел почти весь город, обгорел снаружи и выгорел внутри великолепный Успенский собор. Перед владимирскими строителями встала сложная задача: сломать ли старые стены собора и построить новые, или восстановить старые. Зодчие решили эту задачу так: они оставили стены старого собора и окружили их с трех сторон галереями, перекинули на его стены арки, которые связали их со стенами галерей. Одновременно расширили алтарную часть собора, и шестистолпный храм превратился в новый огромный восемнадцатистолпный пятинефный собор. Над галереями строители поставили еще четыре новых световых барабана. И вот над городом и речными просторами величаво поднялся пятиглавый Успенский собор, еще более торжественный и просторный, чем прежде. Во внешнем декоре собора использовали золоченую медь и позолоту, украсившую колонки аркатурного пояса и барабана, а также фресковую роспись. Сочетание белого камня и золота было необычайно эффектно. Господствовавший над деревянными постройками, открытый взору с любой стороны, собор производил огромное впечатление. Богатым был и интерьер собора. Летописец с восторгом перечисляет многочисленные серебряные и золотые сосуды, мозаичные полы, обилие света и большое количество светильников. Этот новый белокаменный храм своим видом как бы подчеркивал дальнейший рост княжеской власти и расцвет новой столицы. В Успенском соборе вплоть до Ивана III возводили на княжеский престол не только владимирских, но впоследствии и московских князей. В то же время он становится местом погребения владимирских князей и епископов.
В ходе междоусобной борьбы и борьбы с Золотой ордой в XIII—XIV веках Успенский собор и город неоднократно горели и разорялись, собор терял собранные в нем богатства и свой привлекательный внутренний вид. В 1408 году для возобновления древней росписи собора из Москвы был прислан гениальный русский живописец Андрей Рублев с товарищем Даниилом Черным и учениками. Однако живописцам пришлось по существу расписывать Успенский собор заново. Одновременно с росписью стен собора Андрей Рублев создал один из грандиознейших иконостасов того времени, где иконы основного ряда были более трех метров высоты. До нашего времени вся роспись не дошла, а оставшаяся часть была раскрыта реставрацией 1918 года…
Из книги «Владимир». Игорь Столетов и Владислав Маслов. 1972

Владимирский Успенский кафедральный собор — это одна из самых древних святынь нашего отечества: 8 апреля 1858 г. исполнилось 700 лет со времени его основания. Благоверный великий князь Андрей Георгиевич Боголюбский в 1155 г. переселился из Киевской Руси на север и местом своего жительства избрал незначительный тогда городок Владимир и здесь 8 апреля 1158 г. в память св. апост. Иродиона заложил соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, по преданию, на месте прежде бывшего, но сгоревшего деревянного храма.
Намереваясь возвысить политическое значение Владимира, утвердить на нем великокняжеский престол, великий князь решил создать достойный удивления храм Божий. Материалом для постройки был белый камень, который привозили из Волжской Болгарии; собор был сложен весь из этого камня. Зодчих, по свидетельству некоторых историков, вел. князь выпросил у германского императора Фридриха. Через два года было окончено построение храма, а через год и все украшение. Древний храм Боголюбского был почти квадратный. Верх его был увенчан одною главою, кровля была расположена небольшими 12 полукружиями, сообразно верху стен. Стены храма снаружи были обложены мрамором, глава была вызолочена, а кровля поверх медных листов была обита листами кованого серебра. Также великолепны были украшения и внутри храма: стены были расписаны искуснейшими живописцами, а по местам убраны чистым золотом.
Иконы в иконостасе были украшены золотом и драгоценными каменьями; перед ними висело до 20 паникадил, а четыре больших паникадила были из чистого золота; воздухи и покровы шиты золотом и жемчугом. Тщательнее всего Боголюбский украсил чудотворный образ Богоматери, который он принес с собою из Вышгорода и поставил в новоустроенном храме. Устроив с таким великолепием храм Богоматери, великий князь снабдил его и богатыми имениями, подарив ему множество сел и отделив десятую часть от своих доходов.
По кончине св. князя Андрея Боголюбского сокровища храма были расхищены боярами Ярослава и Мстислава Ростиславичей, а чудотворная икона Богоматери отдана была ими рязанскому князю Глебу за то, что помог им изгнать из Владимира вел. князя Михаила Георгиевича, брата Боголюбского. Но при вторичном вступлении на престол вел. князя Михаила почти все расхищенные сокровища и образ Богоматери были возвращены.
11 апреля 1185 г. страшный пожар уничтожил большую часть города и соборный храм, сокровища его почти все погибли, огонь не коснулся только чудотворного образа Богоматери. Обновление обгоревшего храма принадлежит вел. князю Всеволоду Георгиевичу, брату Боголюбского. Всеволод не только возобновил, но и расширил храм, пристроив с трех сторон – северной, западной и южной на некотором расстоянии новые стены, так что храм Боголюбского оказался как бы в футляре. Соответственно указанному расширению храма расширены были и алтарные абсиды в храме. В образовавшейся с трех сторон галерее вел. князь устроил усыпальницу князей, княгинь и святителей, бывшие до сего времени в храме гробницы были перенесены в новую усыпальницу. Так как собор расширился, то вместо одной главы вел. князь устроил еще четыре и покрыл их золотом. 11 августа 1189 г. храм был освящен епископом Ростовским, Суздальским и Владимирским Лукою.
В 1193 г. Успенский собор снова едва не был истреблен пожаром; к счастью, пожар коснулся только наружных украшений, которые вскоре были возобновлены вел. князем Всеволодом.
7 февраля 1238 г. татары взяли г. Владимир и, выломав двери собора, бросились на расхищение драгоценностей храма. Заметив скрывшееся на хорах великокняжеское семейство, они подумали, что там скрыты самые ценные сокровища, но вход туда был тайный, варвары проникнуть не могли и зажгли храм. От этого пожара погибло великокняжеское семейство, исчезло все благолепие храма, только чудотворный образ Богоматери остался невредим, хотя и лишился украшений. После татарского погрома для Успенского собора настал 75-летний период покоя (1237-1412 гг.). Можно думать, что за этот длинный промежуток времени собор понемногу украшался, так как Владимир до 1328 г. продолжал быть столицею великого княжества. В нем немалое время пребывали всероссийские митрополиты: Кирилл, Максим и св. Петр. Да и с перенесением столицы и митрополии в Москву Успенский собор не терял своего значения: московские вел. князья до Иоанна III вступали на великокняжеский престол в древнем храме Боголюбского.
К началу XV в. в 1408 г. по повелению вел. князя московского Василия Дмитриевича собор был расписан в пристройках Всеволодовых знаменитыми тогда художниками Даниилом Иконниковым и Андреем Рублевым.
В 1395 г. Успенский собор лишился своей главной святыни – чудотворного образа Богоматери по следующему случаю: в этот год Тамерлан грозил разорением Москве и вел. князь Василий Дмитриевич решил прибегнуть к небесной помощи и повелел перенести из Владимира в Москву чудотворный образ Богоматери. 26 августа икона была принесена и поставлена в Успенском Московском соборе. Надежда князя оправдалась: в этот самый день неприятель бежал из России. Чудотворный образ был оставлен в Москве, а на место его во Владимирском Успенском соборе была оставлена точная копия, писанная рукою св. Петра, митрополита Московского и всея России, чудотворца.
В 1412 г. внезапно на Владимир напал казанский царевич Талыч. Город был предан огню и мечу; собор не сделался жертвою пламени, но не избег разорения. В начале XVII ст., по свидетельству одной соборной рукописи, собор пришел в полное запустение, в нем все обветшало…
В 1645 г. при царе Михаиле Федоровиче патриархом Иосифом были приобретены нетленные мощи св. благов. князя Георгия и положены на вскрытии в серебряной вызолоченной раке, которую патриарх устроил собственным иждивением. В 1702 г. при Петре Великом обретены были нетленными и положены на вскрытии мощи св. благ. князей Андрея Боголюбского и сына его Глеба. Со времени открытия св. мощей угодников божьих в соборе начался целый ряд обновлений и украшений – то от усердия частных лиц, то от щедрот царственных особ, то на средства собора. Так, в 1708 г. царский стольник Григорий Племянников в благодарность за чудесное исцеление от неизлечимой болезни обновил и украсил обветшавший собор: иконостас и иконы храма обновил, вместо Благовещенского придела устроил новый в честь Знамения Пресвятой Богородицы, окна в алтаре и храме расширил и для поддержания древних стен храма устроил контрфорсы.
В 1734 г. собор был покрыт железом по железным стропилам и решетнику; при сем крыша взамен фронтовой была устроена шатровая на 4 ската; по всем обводам сделаны новые кирпичные накладки и окна в куполах были заложены кирпичом аршина на два. В 1744 г. открыта во Владимире епископская кафедра, и соборный храм снова стал кафедральным.
В 1767 г., по пути из Казани, посетила Владимир и соборный храм императрица Екатерина II. Заметив бедность древнего храма, она повелела отпустить 14 000 руб. на его украшение, утварь и облачения священнослужителей, и в рескрипте на имя епископа Владимирского Павла рекомендовала «хранить и поддержать древность сего здания наилучшим образом». К сожалению, не выполнено было повеление императрицы поддержать старину: соборный храм был украшен в совершенно новом стиле. Новый величественный иконостас устроен в итальянском стиле, иконы в нем – итальянской живописи; сохранившаяся на стенах древняя стенопись частью была сбита, частью заштукатурена, а то и забелена. Преосв. Иероним распорядился оклады и венцы с ветхих образов и царских дверей и из ризницы серебряные и золотые вещи сплавить; сделаны 8 больших лампад к местным образам, остальное поменяли на монету – 1891 руб. 28 коп. Обновленный в таком виде собор был освящен в 1774 г. 25 мая. При этом освящении южный придел, бывший во имя вмч. Георгия, освящен в честь благ. князя Глеба, а северный, бывший Знаменский, в честь князя Андрея; теплый придел, бывший во имя св. Пантелеймона, освящен в честь благ. князя Георгия; бывший на хорах в честь св. муч. Антипия упразднен.
При высокопреосвященном Феогносте в 1880 г. с разрешения Св. Синода приступлено было к возобновлению живописи главного соборного алтаря, которая пришла в ветхость; в 1881 г. эта работа была окончена. Затем было решено украсить живописью древнего характера всю внутренность собора, как это было в прошедшие времена. Владыка распорядился произвести исследование, не найдется ли где древних изображений, оставшихся от прежней живописи собора. Действительно, во многих местах храма частью под краской, частью под штукатуркой, частью за иконами и иконостасом открыто было несколько лицевых изображений и орнаментов, восходящих по характеру своему к XII в. Решено было восстановить эту древнюю стенопись, а новую стенопись сделать в строгом соответствии с древней. Работы были поручены иконописцу села Палеха Н. М. Сафонову, эскизы которого были одобрены археологической комиссией. Такою живописью был расписан весь собор в постройках Андрея Боголюбского.
За это время внутренней реставрации собора исправлены были и приведены в первоначальный вид и все многочисленные гробницы князей и святителей, кои погребены были в соборе. Тогда же было устроено и отопление собора, давшее возможность совершать в нем богослужение и в зимнее время. Для завершения дела оставалось восстановить прежнюю форму собора и с наружной стороны. На соборе было пять глав, но форма их (луковичная) была уже позднейшего московского времени. Позолота центральной главы от времени и неоднократных пожаров потускнела и почернела; крыша на соборе была шатровая, а не фронтовая по сводам, как была издревле; узкие византийские окна были расширены; по углам стояли 4 контрфорса, нарушавшие красоту соборной архитектуры; белый камень, из которого сложен собор, во многих местах от времени выветрился и выпал; мелкие лепные украшения отвалились. Чтобы придать древний вид собору, все это нужно было исправить.
В 1891 г. работы были кончены: над древним собором сияет вновь позлащенная глава древней формы; по углам собора главам возвращена прежняя форма, но позолотить их не оказалось средств; кирпичная накладка над сводами собора снята, крыша сделана дуговая по сводам и украшена вызолоченными подзорами. А так как вследствие снятия кирпичной накладки здание освободилось от громадной тяжести, то оказалось возможным отнять от стены собора контрфорсы, портившие его красоту. Окнам собора придана прежняя форма; весь испортившийся белый камень заменен новым; наружные украшения собора по возможности восстановлены. Все эти работы стоили около 90 000 руб.
В воздаяние хвалы и благодарения Господу Богу за благоуспешное окончание трудных и разнообразных работ по обновлению соборного храма, 29 сентября 1891 г. совершено было священное торжество, привлекшее на этот день в обновленный собор массу усердствующих из разных городов, почитателей священной старины и простых богомольцев.
Непосредственно к Успенскому храму с северной стороны примыкает теплый собор. Храм этот был первоначально в честь св. Пантелеймона, а в 1774 г. переименован в честь св. благ. князя Георгия. Иконостас здесь был самый бедный, без всяких украшений, но в нем был замечателен древний образ св. князя Георгия Всеволодовича, снятый с его гробницы. Кем и когда был устроен этот храм, неизвестно. Этот теплый придел был разобран и упразднен в 1864 г.
В 1860 г. устроена была крытая галерея, соединяющая собор с колокольнею, по рисунку, подходящему к стилю главного храма. Из этой галереи и был устроен новый теплый храм с престолом в честь вел. князя Георгия. Здесь же был устроен придельный престол в честь Архистратига Михаила. В этом храме совершалось богослужение в зимнее время, пока не устроено было отопление Успенского собора в 1885 г.
Непосредственно к теплому храму с северной стороны примыкает соборная каменная колокольня; прежде колокольня была на другом месте. В 1197 г., по примеру вел. князя, епископ Ростовский и Владимирский Иоанн на своем дворе построил церковь в честь Богоотец Иоакима и Анны на вратах, ведущих в Успенский собор, эти врата находились к западу от Успенского собора. На них впоследствии был наложен третий этаж в виде шатра, в коем и помещалась соборная колокольня. Здание это существовало до 1806 г.; в этом году оно было разбито молнией и по распоряжению епископа Ксенофонта было разобрано. Настоящая же каменная колокольня построена в 1810 г. при том же епископе Ксенофонте.
Престолов в соборе пять: главный престол в большом (Андреевском) храме – в честь Успения Пресвятой Богородицы, на северной стороне (во Всеволодовой пристройке) – во имя благ. князя Андрея Боголюбского; на южной стороне — во имя благ. князя Глеба; в бывшем теплом храме главный престол – во имя благ. князя Сергия и придельный – во имя Архистратига Михаила. Над главным престолом в честь Успения Пресвятой Богородицы устроена еще в XVIII ст. величественная резная позлащенная сень с надписями из св. писания.
Главная святыня собора – чудотворная икона Богоматери помещается по левую сторону царских врат большого алтаря, в бронзовом створчатом киоте, украшена жемчужною ризою с драгоценными камнями; венец украшен бриллиантовою наверху короною. На серебряных позолоченных полях – восемнадцать дробниц с черневыми изображениями Св. Троицы, Иоанна Предтечи, Николая чудотворца, Московских Святителей, Владимирских чудотворцев и других угодников Божьих. Другой чудотворный в соборе образ – Максимовская икона Божией Матери, во весь рост, с изображением в небольшом виде митрополита Максима, приемлющего из рук Богоматери омофор. Этот образ украшен серебряною вызолоченною ризою с жемчужным убрусом. Третий чудотворный образ – Знамения Пресвятой Богородицы, написан по явлению, бывшему в 1646 г. жителю слободки Быковки Сергею Иовлеву, который страдал с малолетства расслаблением и не имел возможности ходить. Как скоро написан был этот образ и поставлен в особой часовне, расслабленный по отправлении молебствия получил исцеление. В 1652 г. по указу царя Алексея Михайловича этот образ с крестным ходом был перенесен в Успенский собор.
Кроме этих чудотворных икон, в соборе находятся: 1. образ св. благов. князя Георгия, древний, он прежде находился на гробнице князя; при возобновлении собора в XVIII ст. поставлен в иконостасе пристроенного храма; 2. образ Спасителя – высокой греческой живописи, взят из упраздненного Муромского Борисоглебского монастыря; 3. картина «Крещение киевлян в Почайне», написанная в 1813 г. итальянцем Тончи в признательность за исцеление его во Владимире от смертельной болезни, постигшей его на пути из Москвы во время бегства от французов. По отзывам знатоков, в 1835 г. эта картина оценивалась в 50 000 руб. ассигн.
Утварью, ризницей, богослужебными книгами собор снабжен достаточно. Собор пользуется процентами с капитала в 1150 руб.; кроме сего, получается из гос. казначейства ежегодно 300 руб. на устройство церковной ризницы. К собору приписана так называемая «Владимирская часовня», построенная и освященная в 1797 г. для сбора доброхотных даяний в пользу собора. В 1891 г. эта часовня обращена в церковь; в ней устроен престол в честь св. муч. Антипия, в память престола того же имени, существовавшего в соборе на хорах и упраздненного преосвящ. Иеронимом в 1774 г.
Причта в соборе по штату положено: настоятель, ключарь, два священника, протодиакон, два диакона, два иподиакона, два псаломщика. На содержание причта получается из гос. казначейства 2 303 руб. и проценты с билетов, положенных разными лицами на вечное поминовение, до 300 руб. в год. Кроме сего, с усадебной земли, находящейся в разных местах, около 30 руб. в год. Планы и писцовые книги на эту землю имеются. Церковных домов для причта нет.
В соборной ограде устроен каменный одноэтажный дом в 1871 г. (расширен в 1889 г.) для приюта бедных странников и богомольцев. Этот странноприимный дом содержится на средства благотворителей, а частью на проценты завещанного разными лицами в пользу его капитала в 11 100 руб. Здесь в особой зале постоянно совершается чтение псалтири и поминовение почивших в соборе князей и святителей.
В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г.

Успенский кафедральный собор, белокаменный (1158 г., 1189 г.), колокольня (1810 г.), Георгиевский придел (1862 г., архитектор Н.А. Артлебен), сторожка (1871 г.), крещальня (1871 г.) – памятники федерального значения, используются по назначению, кроме крещальни, где находится хозяйственно-служебное помещение. Техническое состояние удовлетворительное. Памятник включен в список ЮНЕСКО памятников мирового наследия. Успенский собор – уникальный архитектурный историко-художественный памятник Древней Руси, главный (кафедральный) собор Северо-Восточной Руси, одно из величайших созданий русской архитектуры XII в., явился образцом для строительства русских храмов.990 г. – построена Успенская церковь из дубового леса.8 апреля 1158 г. – заложен Успенский собор.1161 г. – освящение собора. Построен из тесанного белого камня по заказу великого владимирского князя Андрея Боголюбского. Собор шестистолпный, трехнефный, одноглавый с тремя небольшими южным, северным и западным притворами и башнями у западных углов. Высота собора 32,3 м.с 1158 г. – при Успенском соборе велось владимирское летописание. К концу княжения Андрея Боголюбского началась работа по составлению владимирского летописного свода.1160 г. – князь Андрей дал храму большие земельные владения и десятую часть княжеских доходов, собор стал «десятинным».                       1176 г. – собор был жестоко разграблен Ростиславичами.1185 г. – собор пострадал в пожаре, когда во Владимире сгорели 32 церкви.1185-1889 гг. – Всеволод III «обновил» погоревший храм: притворы и башни были разобраны, собор был расширен: с трех сторон его окружили новыми стенами. Храм был завершен четырьмя дополнительными главами и стал пятиглавым. Центральная часть собора вместе с огромной главой возвышается над галереями и четырьмя угловыми главами, создавая динамичное завершение самого высокого древнего храма. Площадь собора удвоилась.11 августа 1189 г. – собор торжественно освящен епископом Лукой.1193 г. – собор пострадал в городском пожаре.1230 г. – при епископе Митрофане во Владимир перенесены мощи мученика Авраамия Болгарского. Землетрясение во Владимире. Успенский собор не пострадал.7 февраля 1238 г. – собор был разграблен и сожжен татаро-монголами.конец XIII в. – собор крыли оловом, в юго-западном углу построили не существующий ныне кирпичный придел целителя Пантелеймона.1252 г. – митрополит Кирилл с великой торжественностью в Успенском соборе возвел на великокняжеский престол Александра Невского.1280 г. – совершен ремонт Успенского собора по благословению митрополита Кирилла.                                                                                    1299 г. – Киевский митрополит Максим, преемник Кирилла, перенес Первосвятительскую кафедру во Владимир после видения Божией Матери, Которая благословила его. Митрополит Максим, 22 года управлявший Русской Церковью, погребен в Успенском соборе.в 1-й четверти XIV в. это был кафедральный собор русского государства.1325 г. – митрополит Петр после 20-летнего пребывания на Владимирской кафедре, провидя будущее возвышение Москвы, перенес туда Первосвятительскую кафедру.1340 г. – были проведены ремонтные работы по кровле.1408 г. – повелением великого Московского князя Василия Дмитриевича во Владимир прибыли живописцы Андрей Рублев и Даниил Иконников (Черный), чтобы восстановить и обновить фрески Успенского собора.1408 г. – собор был расписан изографами Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Преподобный Андрей Рублев написал около 20 икон для иконостаса Успенского собора.1411 г. – татарский царевич Талыч занял город и поджег его. Успенский собор лишился свих колоколов, расплавившихся от сильного огня.1470-х гг. – митрополит Филипп избрал собор в качестве образца для постройки московского Успенского собора. конец XV в. – итальянский архитектор Аристотель Фьораванти построил по образцу владимирского московский Успенский собор в Кремле.1518 г. – в Москву из Владимира для реставрации были доставлены иконы Успенского собора. Через два года обновленные иконы были возвращены в соборный храм.1536 г. – собор вновь горел.1645 г. – в Успенском соборе были обретены нетленные мощи св. благоверного князя Георгия.начало XVII в. – собор находился в запустении: «птицы внутри его во множестве вили свои гнезда». К XVIII веку собор имел многочисленные трещины стен и арок.начало XVIII в. – в связи с канонизацией святых Андрея Боголюбского и его сына Глеба храм привлекает к себе внимание, правительство выделяет средства на его обновление. В 1708 г. стольник Георгий Андреевич Племянников на свои средства возобновил иконостас.1708 г. – собор ремонтировался: построены угловые контрофорсы, прорублены окна в алтаре, расширены окна на прочих фасадах. Эти переделки не столько укрепили, сколько ослабили здание.1725-1734 гг. – капитальный ремонт собора.1734 г. – были закончены большие укрепительные работы под руководством крепостного крестьянина Новой Александровской слободы Якова Буева. Не имея возможности восстановить древнее покрытие, мастера покрыли храм четырехскатной кровлей.в 1744 г. – по указу императрицы Елизаветы Петровны вновь открыта епископская кафедра во Владимире. Успенский собор стал кафедральным.1768 г. – в Успенском соборе устроены и освящены приделы в северной части во имя святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского, в южной – во имя святого благоверного князя Глеба.1767 г. – Владимир посетила императрица Екатерина II. Главный храм города находился в плачевном состоянии: потемнели иссеченные дождем и ветром стены, поржавела железная крыша и дождевая вода проникала внутрь храма, оставляя грязные следы на сводах, стенах, заливала алтарь. Пришел в ветхость старый рублевских времен иконостас.1767 г. – Екатерина II выделила14 000 руб. на возобновление храма. Восстановительные работы проводились восьмью артелями. Артель кровельщиков во главе с московским кузнецом Алексеем Сергеевым разобрала ветхую крышу собора и покрыла листовым железом, оснастив новыми водосточными трубами. Артель местных мастеров-маляров, набранная дьяконом Успенского собора Иваном Никитиным, выкрасила крыши собора, папертей и главу зеленой краской. Служители архиерейского дома починили и выбелили стены и своды, сковали 6 решеток и вставили их в окна. Четыре артели вели работы в алтаре. Епископ распорядился сделать новый иконостас. Служитель с. Богородского и домовой столяр Никита Серегин выбрали старый рублевской поры иконостас, который затем был продан в с. Васильевское Шуйского уезда. Рублевские фрески были затерты известью при побелке. Подряд на сооружение нового иконостаса с двумя приделами, двумя балдахинами над мощами и над престольной сенью выполнили за 2000 руб. осташковские резчики из купеческого сословия Степан и Калистрат Бочкаревы. Контракт на золочение резьбы и покраску иконостаса выполнял казенный мастер Семен Золотов. Конец XVIII в. – устроен новый иконостас в 3 яруса с пышной золоченой резьбой в стиле барокко. Все его иконы были исполнены владимирским иконописцем Строкиным и его помощниками. Иконостас типичный для XVIII века находится в резком противоречии с характером древнего интерьера собора. 25 мая 1774 г. – обновленный Успенский собор освятил владимирский епископ Иероним (Формаковский). 1776 г. – устроена каменная соборная часовня.До 1770-х гг. – Успенский собор был холодным, в 1870-е гг. устроены калориферы.1806 г. – колокольня XVII в. была повреждена ударом молнии.1810 г. – построена колокольня с высоким золоченым шпилем, стоит на месте старой. Колокольня (архитектор Вершинский) стилистически представляет собой свободное соединение классических элементов (спаренные колонны первого яруса, композитные — третьего) с псевдоготическими деталями. Высота со шпилем более 70 м.1812 г. – из Москвы во владимирский Успенский собор были принесены на хранение чудотворные Владимирская и Иверская иконы.1859 г. – первые попытки по раскрытию фресок были сделаны археологом Солнцевым. Он открыл фреску «Лоно Авраамово» и часть древних орнаментов.1860 г. – построен Георгиевский придел, соединяющий собор с колокольней (проект губернского архитектора Н.А. Артлебена).1862 г. – в колокольне устроен придел в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех. В соборе в это же время деревянная лестница на хоры заменена на чугунную винтовую лестницу.1866-1878 гг. – архиепископ Антоний (Павлинский). При нем вокруг Успенского собора соорудили ограду с железными решетками, а за оградой странноприимный дом.1880 г. – начались работы по реставрации собора местными силами. 1882 г. – под руководством особой реставрационной комиссии, возглавляемой И.Е. Забелиным. Работы по раскрытию фресок возложили на пользовавшегося большой известностью палехского иконника-реставратора Н.М. Сафонова. Ему удалось установить наличие композиции «Страшный суд святых» в арках и много других фрагментов. В это время были сделаны кальки и акварели со всех открытых стен, отмечены утраты, все это послужило исходным пунктом во время реставрационных работ 1918 г.1882-1891 гг. – обновлял росписи, расписывал собор, открыл фрески А.Рублева Николай Михайлович Софонов.1890-е гг. – в соборе проведена капитальная реставрация, восстановлено древнее покрытие храма и его глав, проведено инженерное укрепление стен и сводов, раскрыта древняя фресковая роспись. Фасады в значительной мере были облицованы новым камнем. Заменена часть обветшавших резных камней. С запада был пристроен новый притвор.29 сентября 1891 г. – архиепископ Феогност совершил торжественное освящение обновленного Успенского кафедрального собора.1918 гг. – Всероссийская реставрационная комиссия под руководством И.Э. Грабаря произвела расчистку фресковых росписей XII-XV веков от более поздних записей. В феврале 1919 г. – комиссия с участием врачей-экспертов вскрыла покоившиеся в Успенском соборе мощи святых князей-мучеников: Глеба, Георгия и Андрея Боголюбского, составлены акты вскрытия и осмотра.26 января 1920 г. – настоятель представил в уездногородской исполком «описи церковного соборного имущества и описи вещей, взятых из соборной ризницы на хранение во Владимирский исторический музей по особому на то распоряжению советской и церковной власти».15 марта 1922 г. – начальник милиции «произвел опечатку владимирского Успенского собора и поставил караул для охраны впредь до распоряжения председателя ГИК.23 марта 1922 г. – произошло изъятие ценностей из Успенского собора.весна 1923 г. – община вынуждена была оставить свой храм.4 августа 1923 г. – описано имущество Георгиевского придела.21 апреля 1924 г. – составлен акт, регулирующий отношения между музеем и общиной, 23 апреля заключен договор о передаче Успенского собора общине верующих (обновленческой) во главе с настоятелем собора протоиереем А.Е. Знаменским.1925 г. — П.Д. Барановский производил осмотр собора, отметил неудовлетворительное состояние фресок (плесень, копоть).1927 г. – собор был окончательно закрыт для богослужения, в соборе был организован церковный подотдел Владимирского исторического музея.1931 г. – отмечено катастрофическое состояние фресок, утрачены металлические части ансамбля Успенского собора (переданы в лом 2 пушки, колокол, решетки из собора, колокольни, ограда, чугунные плиты собора).1936 г. – колокольню приспособили под парашютную вышку, в сентябре 1936 г. разобрана каменная лестница у западной стороны Успенского собора.1938 г. – в соборе создана антирелигиозная выставка.1944 г. – при соборе возникла церковная община во главе с настоятелем собора священником Сергеем Фестинатовым, вернувшимся из заключения. Его трудами Успенский собор был открыт и торжественно освящен на праздник Благовещения – 7 апреля 1944 г. Отец Сергий принял монашество. 27 августа 1944 г. хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского. Успенский собор становится кафедральным собором Владимиро-Суздальской епархии.1951-1954 гг. – на средства Московской Патриархии были частично подновлены и восстановлены фрески и иконы, отремонтированы крыша, стены, окна и система отопления.1950-е, 1970-е гг. — П.А. Некрасов занимался реставрацией живописи.1951 г. – реконструировались каналы для калориферов, вскрывался пол, проводились земляные работы в северной галерее – были открыты фундаменты двух пристроек, примыкавших к северной стене первоначального храма и фундамент перехода на хоры; раскопки показали, что башен, как предполагал Н.Н. Воронин, не было.1917-1960 гг. – в соборе было проведено 5 крупных реставрационных работ по отдельным объектам живописи и прикладного искусства. Сотрудниками Владимирской специальной научно-реставрационной мастерской были проведены широкие комплексные исследования по состоянию фресковой живописи и иконостаса. Было расчищено, укреплено и воссоздано свыше 1300 кв.м. настенной живописи, полностью дополнены утраты в резьбе, проведено укрепление позолоты и подведение левкаса на иконостасе Андреевского придела, внутренние земляные работы по прокладке теплотрасс, вентиляционной системы и электрокабелей. Отремонтированы северный и центральный нефы собора. Работы проводились под контролем специальной государственной комиссии Министерства культуры РСФСР. Под руководством А.П. Некрасова реставрировали фрески И.И. Федотов, В.С. Степанова, В.Н. Лыткина. Были обнаружены фрагменты орнаментальной и сюжетной фресковой живописи 1161 и 1189 годов. Почти половина фресок Рублева была «погребена» под последующими обновлениями собора. По старым документам были определены места рублевских фресок, освобождены от наслоений веков «Сошествие святого духа», «Преображение», «Введение во храм», фрагмент «Отвержение даров», они занимают своды собора. Несмотря на огромный опыт реставраторов, происходят огромные ошибки. Они связаны с вмешательством в авторскую живопись и в конечном счете с ее искажением. Примером может послужить реставрация в знаменитой композиции «Страшный суд» Андрея Рублева, проводимая в 1981-1982 гг. 1958 г. – реставрировались центральный купол и шпиль Успенского собора.1958 г. – по благословению Патриарха Алексия I совершено юбилейное торжество в честь 800-летия основания Успенского собора. 5 октября Божественную литургию совершали архиепископ Владимирский и Суздальский Онисим, епископ Дмитровский Пимен, епископ Афанасий (Сахаров) в сослужении множества местного духовенства и прибывших гостей.1960 г. – в алтарной части собора были открыты новые фрески.1974-1982 гг. – проведена последняя крупная реставрация. Позолочен резной иконостас XVIII в. вся фресковая живопись и иконы обновлены, расчищены и укреплены. Позолочены боковые купола. Кровля, как в древности, покрыта медным листом. Позолочены новые медные подзоры.1994 г. – группа 9 человек волгоградских верхолазов под руководством Александра Кузнецова проводила реставрационные работы на колокольне Успенского собора (штукатурка и побелка колокольни и фасада Георгиевского придела).2000 г. – установлен самый крупный трехтонный колокол, изготовлен в Борисоглебске Ярославской области.2003 г. – этот колокол из-за плохого звучания заменен новым 3,5 тонным, поднят специалистами ВЭМЗ.
http://vladimirblg.ru/hramy/deistvuyuschie-hramy/uspenskii-kafedralnyi-sobor.html

Успенский собор (город Владимир, исторический облик)
«Совершенства образец» — так называют Успенский собор (1158-1189) — одно из самых величественных белокаменных сооружений Древней Руси и величайшее творение древнерусского зодчества. Возведенный мастерами князя Андрея Боголюбского (1158-1160) и дополненный галереями и боковыми главами при князе Всеволоде III (1185-1189), собор на протяжении многих веков служил ориентиром в развитии отечественной архитектуры. В 1408 году интерьер храма был расписан выдающимися русскими живописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Фрагменты выполненных ими фресок сохраняются поныне.
Успенский собор — интереснейший памятник русской истории. Здесь располагался один из центров древнерусского книгописания, под сводами прославленного здания венчались на престол великие владимирские князья, среди которых были легендарные полководцы Александр Невский и Дмитрий Донской. В соборе размещается крупнейший некрополь с захоронениями князей и епископов XII-XIII вв.
Источник: Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа Земли Владимиркой. Верхне-Волжское книжное издательство, г. Ярославль, 1973http://book33.ru/arxitekturnye-pamyatniki-goroda-vladimira/uspenskij-sobor-gorod-vladimir-istoricheskij-oblik.html

Выйдем к реке, встанем над обрывом. Трепещет и восхищается душа, когда смотришь вокруг: высокий холм, простор, и как венец природной благодати — рукотворное чудо: белокаменный храм, древнейшее здание города, его начало и его вершина, его символ веры. Собор Успения Божией Матери…
В XII в. князь Андрей Боголюбский созидает новую столицу княжества. Архитектурным и духовным средоточием города и всей обширной Суздальской земли стал заложенный в 1158 г. Успенский собор. Вот стоит он, златоверхий, на своем высоком холме-пьедестале, как светильник на свещнице, вознесенный выше всех, выше Киевской Софии. Теперь уже трудно вообразить первоначальное его великолепие: позолоту декоративных фризов, резные рельефы, полихромные росписи наружных стен, бронзовые «кубки и ветрила» над закомарами. Все соединяется в древнерусском храме — целесообразность и гармония, прочность и художество, земная твердь и восхождение к небесному первообразу. В устройстве церкви — куполе, сводах, столбах, алтаре, престоле — заключен живой образ Космоса, дивного порядка мироздания. В устройстве церкви есть то, что никогда не прейдет: Вечность, Истина, Красота.
Успенский собор был задуман кафедральным: здесь была кафедра епископа и двор его, а владычные терема продолжали строить вплоть до середины XVIII в. Такой терем виден рядом с собором на гравюре 1764-1769 гг. Пожар 1185 г. уничтожил первоначальное строение вокруг собора — «владычные сени», «терем», «столп», упоминаемые в летописи. А собор после пожара перестроил младший брат и наследник Андрея — великий Владимирский князь Всеволод Большое Гнездо.
Собор окружили галереи, а на них 4 главы; вместе с центральной они составили пятиглавие, надолго определившее образец православного храма. Первым по этому образцу построен в XV в. Успенский собор Московского Кремля. С самого своего начала до XV в. хранил наш собор чудотворную икону Владимирской Божьей Матери. Здесь венчали князей на Великое княжение; здесь, хотя и недолго, была митрополичья кафедра (1299-1325 гг.). Здесь покоятся святые мощи Владимирских князей Андрея, Глеба, Георгия. В храме сохранились росписи великого мастера «умозрения в красках» Андрея Рублева: фрески Страшный Суд, Свет Невечерний, Лоно Авраамово. В образе и цвете передал он задушевную мысль христианства — общее воскресение, грядущее со вторым пришествием Христа. Радостью и любовью озарены лики его святых, молитвенным горением наполняя весь храм. Архитектурное совершенство, древность, историческая значимость здания — все это живо в нем.
И мало кто теперь знает, что был он закрыт в 1927 г. и более чем на полтора десятилетия стал антирелигиозным музеем. Слава Богу, и сейчас, как 8 веков назад, здесь звучит молитва, возжигаются свечи, вершится таинство Причастия.
С северной стороны от собора высится 56-метровая колокольня 1810 г., вместо прежней шатровой — той, что на гравюре. Между ними — придельная церковь во имя св. князя Георгия, построенная в 1862 г. К собору с севера поднимается площадь, с конца XVIII в. бывшая парадным плацем. До 1925 г. на площади перед собором стояла Владимирская часовня, устроенная в 1797 г. и перестроенная в 1891 г. в Антипьевскую церковь. Теперь ее нет, и только старые фотографии и открытки напоминают о ней.
Источник: Днесь светло красуется. Владимир в старой открытке. http://book33.ru/vladimirskaya-oblast-photogallereja/gorod-vladimir-v-staroj-otkrytke-uspenskij-sobor.html

Успенский собор строился в 1158-1160 годах и перестраивался в 1185-1189 годах. Теперешняя ширина его — 30,8 м. Длина (без учёта алтарных апсид) — 30 м. Высота по центральной главе — 32,3 м. Длина первоначального собора составляла около 22,5 м (без апсид), ширина — около 17,5 м. Высота колокольни вместе со шпилем — около 70 м. В соборе и близ него находится более 40 захоронений владимирских князей и архиреев.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №47, 2013 г.

Успенский собор – уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества домонгольского времени. Здесь сохранились фрески, выполненные знаменитым Андреем Рублевым в начале XV в. Сам собор построен в 1158-1160 г.г., существенно расширен в 1185-1189 г.г. Вплоть до возвышения Москвы он был главным храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нем до конца XIV в. князья венчались на Владимирское великое княжение, он был выше Киевской Софии. Это один из первых белокаменных храмов на Руси.
За почти девятивековую историю собор не раз страдал от огня, восстанавливался и перестраивался, в ходе многочисленных реставраций и поновлений фрески Рублева оказались под слоями штукатурки и красок. Временем ренессанса для Успенского собора стала вторая половина XIX в. Тогда его архитектура обрела близкий к первоначальному вид, а реставраторам удалось обнаружить и открыть древние фрески Рублева – «Лоно Авраамово», «Страшный суд», фрагменты древних орнаментов.
Последняя реставрация в соборе была завершена в 2016 г., сегодня настенную роспись можно видеть практически такой же, какой ее оставил Андрей Рублев.
Трехъярусный иконостас храма, выполненный в пышном барочном стиле, был подарком Екатерины II в 1767 г. В 1862 г. между собором и колокольней был встроен Георгиевский придел, в декоре которого применен аркатурно-колончатый пояс – удачная стилизация под белокаменное зодчество XII в.
В настоящее время Успенский кафедральный собор совместно используется Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и Русской Православной Церковью.
Успенский собор внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО Белокаменные памятники Владимира и Суздаля.
С 2012 по 2018 г.г. музеем-заповедником проведены работы по капитальному ремонту внутренних электрических сетей и электроосвещения, устройство климатической системы — отопление,вентиляции и кондиционирования, реставрационные работы по живописи XIX и XII в.в., произведен капитальный ремонт помещения Странноприимного дома под вентиляционную камеру для собора.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?