Владимир. Храмовый комплекс. Церкви Спаса Преображения и Николая Чудотворца.

Комплекс Спасской и Никольской церквей расположен на месте, где в 1164 году Андрей Боголюбский основал свой княжеский двор и построил белокаменную церковь Спаса. Позднее здесь образовался Спасский Златовратский монастырь, просуществовавший до 1764 года.
Существующая Спасская церковь выстроена в конце XVIII века из кирпича взамен древней, сгоревшей в 1778 году. Как показали археологические раскопки, проводившиеся здесь под руководством профессора Н. Воронина, новый храм был поставлен на фундаментах старого с частичным использованием в нижних частях стен древнего белого камня.
По-видимому, первоначальный храм Спаса по своим формам был близок к церкви Покрова на Нерли, возведенной годом позже. Это был небольшой четырехстолпный крестовокупольный собор, украшенный аркатурно-колончатым поясом с резьбой. Полы были выложены поливными плитками, наподобие тех, которые употреблялись в большинстве владимиро-суздальских построек XII века.
Возводя новую церковь, строители стремились как бы повторить ее прежний облик: в убранстве фасадов использована аркатура и членение лопатками на прясла, вход оформлен перспективными порталами, оштукатуренные, стены имеют разгранку под белокаменную кладку. Однако в еще большей степени мастера отдали дань времени. В архитектуре церкви ясно просматриваются черты барокко. Об этом свидетельствует и многопрофильный карниз четверика, и сложные по рисунку фигурные наличники окон, и очень динамичное завершение верха в виде круто поднимающейся кровли с возвышающимся над ней двухъярусным восьмигранным барабаном, увенчанным луковичной главой.
Своеобразно решен интерьер. Высокий двухсветный бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом с выходом в световой барабан, представляет собою светлое и свободное помещение. Три арочных проема ведут в просторную апсиду в виде конхи с глубокими оконными распалубками.
Рядом, к югу от Спасской церкви, стоит маленькая теплая церковь Николы. Она очень нарядна. Хотя точной даты ее постройки нет, создана она, несомненно, в традициях архитектурного узорочья второй половины XVII века. Верх четверика венчает широкий пояс из кокошников, ниже проходит фриз из горизонтальных тяг и поребрика. На северном фасаде сохранился прекрасный резной наличник окна с необычным килевидным завершением и обрамлением в виде изысканного ожерелья из бусин. Создается впечатление, что над храмом работал зодчий с очень развитым чувством пластики.
Привлекательна и невысокая башнеобразная колокольня, завершавшаяся некогда четырехгранным шатром. В убранстве ее верхнего яруса использованы муравленые изразцы. Утопленные в ниши-ширинки, они создают богатую игру света и цвета.
Источник: А.И. Скворцов, Л.П. Строгова, О.А. Шагова «Владимир. Путеводитель-справочник», 1984 г.

1116 г. – построение церкви Владимиром Мономахом (мнение Карамзина, основанное на летописи времени великого князя Василия Тёмного). По другим источникам: 1162 г. – у Золотых ворот князь Андрей Боголюбский основал княжеский двор, где в 1164 г. построил белокаменный храм Спаса. По формам был близок к церкви Покрова на Нерли, небольшой, четырехстолпный, крестовокупольный храм, украшенный аркатурно-колончатым поясом с резьбой. Полы были выложены поливными плитками.
«Спасский мужской монастырь существовал некогда в губернском городе Владимире у Златых врат. На этом месте теперь две церкви, обращенные в приходские: Преображения Господня с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи, заложенная в 1160 г. святым князем Андреем Юрьевичем Боголюбским и освященная в 1163 г. При этой церкви, вероятно, в то же время была и обитель учреждена; церковь Николая Чудотворца трапезная, деревянная также. В 1238 г. при взятии Владимира Батыем монастырь был разорен, игумен Феодосий погиб в Успенском Златоверхом соборе. После чего обитель эта уже не возникала».
1237 г. – упоминается Спасский Златовратский мужской монастырь. 1238 г. – монастырь разорен татарами. 1764 г. – Спасский Златовратский монастырь упразднен, Спасская церковь обращается в приходскую.
2-я пол. XVII в. – построена церковь во имя Николая Чудотворца.
1778 г. – «сгорели обе церкви: церковь Преображения Господня с приделом Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи и теплая во имя Николая Чудотворца, построенные издавна».
1764 г. – закрыт Спасский Златовратский мужской монастырь.
Конец XVIII в. – выстроена Спасская церковь из кирпича взамен сгоревшей в 1778 г. на фундаментах старого с частичным использованием в нижней части древнего белого камня. Строители стремились повторить ее прежний облик: в убранстве фасадов использованы аркатура и членение лопатками на прясла, вход оформлен перспективными порталами, оштукатуренные стены имеют разгранку под белокаменную кладку.
XIX в. – в Спасо-Преображенской церкви 232 прихожанина.
1928 г. – церковь действующая.
1937 г. – расстрелян последний настоятель прихода Алексей Владычин. 16 декабря 1937 г. – горсовет Владимира вынес постановление закрыть церковь «как бездействующую ввиду отсутствия общины и служителей культа». После чего церковь использовалась как радиотрансляционная точка, перестроенная под ремесленную мастерскую. 1953 г. – во время археологических раскопок на территории Спасской церкви Н.Н. Ворониным была обнаружена белокаменная гробница с останками знатной молодой женщины. 1980-1994 гг. – склад старых декораций драмтеатра.
15 марта 1997 г. – торжественное освящение Спасо-Преображенского храма.
Памятник архитектуры федерального значения.
http://vladimirblg.ru/hramy/deistvuyuschie-hramy/prihod-spaskoi-i-nikolskoi-cerkvei.html

Храмовый ансамбль церквей Спаса Преображения и Николая Чудотворца находится на Спасской улице в городе Владимир. Церковь Спаса Преображения стала типичной для периода домонгольского зодчества во Владимиро-Суздальском княжестве. Точное месторасположение храма описывается как место, на котором в середине 1164 года великий князь Андрей Боголюбский выстроил для себя собственный княжеский двор, в состав которого входила небольшая церковь, выстроенная из белого камня. Сразу после ее возведения было принято решение об освещении храма в честь Спаса. Спустя некоторое время, был основан Златовратский Спасский монастырь, существование которого продлилось вплоть до 1764 года. Известно, что название храма было посвящено почитаемому православному празднику Преображению Господню или по-другому Яблочному Спасу, который отмечается верующими летом 19 августа. Первоначально, еще деревянный храм Спаса Преображения был четырехстолпным с тремя апсидами, а также квадратным. Завершение храма было осуществлено при помощи одной небольшой главки.
Археологические раскопки, которые проводились под руководством профессора Воронина Н. Н., указали, что нововыстроенный каменный храм был выставлен на фундамент прежнего деревянного храма, но при этом использовался белый камень, примененный в нижней части стен.
На сегодняшний день существует церковь, выстроенная под конец 18 столетия на месте более ранней деревянной, которая полностью сгорела в 1778 году. В период возведения кирпичной церкви Спаса Преображения рабочие старались несколько подражать старинным формам, включая аркатурно-колончатый пояс, имитацию под белокаменную кладку, членение фасадов при помощи лопаток, а также перспективные порталы. Стоит отметить, что храмовые фасады имеют ордерное членение, а над большими оконными проемами расположены сандрики, находящиеся в сложно оформленных наличниках. Завершение четверика оформлено узорчатым многопрофильным карнизом. Описанные приемы свидетельствуют о наличии барочной традиции, столь характерной для того времени. Важным свойством храма Спаса Преображения является динамичное завершение верхней части путем поднятия кровли, над которой круто возвышается восьмигранный двухъярусный барабан, венчание которого осуществлено при помощи луковичной главки. С восточной стороны к храмовому объему тесно примыкает внушительных размеров апсида. Подводя итог, можно сказать, что в результате строительства получился интересный объект, наглядно представляющий соединение приемов барокко и домонгольской архитектуры.
Главный храмовый объём представляет собой бесстолпный двусветный высокий четверик, который имеет перекрытия, оформленный сомкнутым сводом с проходом, ведущим в световой барабан. В результате примененных приемов получается максимально просторное и светлое пространство. Имеющиеся три проема, оформленные в форме арок, ведут в большую апсиду, которая представлена в виде конхи с внутренними оконными распалубками.
Что касается храма Николая Чудотворца, то его церковные фасады имеют совершенно небольшой кубический объем и завершаются широким резным бордюром, составленным из кокошников. На сегодняшний день кокошники несколько скрыты новой четырехскатной кровлей. Особое внимание привлекают удивительно красивые оконные наличники, являющиеся настоящим произведением искусства. Церковь Николая Чудотворца стоит в тесной связи с колокольней, выстроенной в виде башни квадратной формы со слепыми арками, а также продолговатым поясом из профилированных ниш с изящными изразцами. Церковный ярус звона вымощен арками, расположенными на небольших квадратных столбах. Существует мнение, что первоначально колокольня располагала четырехгранным шатровым покрытием.
16 декабря 1937 года городской совет Владимира принял решение о закрытии церкви Спаса Преображения по причине отсутствия служителей и общины.
В начале 90-х г.г. ХХ века храм снова был возвращен во владение Владимирской епархии и на данный момент действует. Рядом с храмом выстроена из белого камня часовня, которую освятили в конце 1998 года.
https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=11800

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?