Прообраз князя Мышкина.
Среди прототипов князя Мышкина исследователями называется князь Владимир Федорович Одоевский (1804–1869), «один из самых светлых людей в русской истории». Действительно, талантливый писатель, философ, критик, музыкант, вообще человек многосторонний и к тому еще филантроп: всем и каждому помогал, всю жизнь себя раздавал.
Владимир Одоевский — писатель уникальный, но недооцененный. Его считают «отцом русского хоррора», который в XIX веке называли «романтизмом» и как самостоятельный жанр не определяли. Одоевский находился под сильным влиянием немецких авторов, особенно Гофмана и Шеллинга. Увлекался спиритизмом и оккультными течениями.
ДЕТСТВО И СЕМЬЯ Владимир Федорович — последний представитель княжеского рода Одоевских, прямых потомков династии Рюриковичей. По отцовской линии Одоевский — дальний родственник Льва Толстого. Отец Владимира, Федор Сергеевич Одоевский, умер, когда мальчику было 4 года. Его опекуном стал дядя по отцовской линии, генерал Дмитрий Андреевич Закревский.
Мать, Екатерина Алексеевна Филиппова, была дочерью прапорщика. Она играла на фортепьяно, свободно говорила по-французски и имела прекрасные манеры. Несмотря на это, родовитые родственники мужа ее презирали за низкое происхождение.
МОСКОВСКИЙ ПЕРИОД Одоевский учился в Московском университетском благородном пансионе. В разные годы выпускниками этого заведения были Жуковский, Тургенев, Дашкова, Писарев. В 1823 году Одоевский поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел. Вскоре Одоевский создал так называемое «Общество любомудрия» — литературно-философский кружок, куда входили Дмитрий Веневитинов, Иван Киреевский. Члены кружка изучали немецкую идеалистическую философию, читали и обсуждали произведения Шеллинга, Бенедикта Спинозы, Канта. «Общество любомудрия» издавало собственный альманах «Мнемозина», где члены кружка размещали свои произведения, а также критические статьи и публицистику.
Среди кружковцев было принято подшучивать друг над другом. Когда кто-то из них печатал свою книгу, он дарил ее другому с дарственной надписью: «Животу». Друг добавлял: «для передачи», после чего выставлял книгу на виду… в отхожем месте. В этот период Одоевский написал роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретино» о двух писателях эпохи Возрождения. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА В 1826 году Владимир Одоевский переехал в Санкт-Петербург. Он женился на Ольге Степановне Ланской, дочери гофмаршала, и стал членом кружка Белинского. Печатался в журналах «Современник» и «Вестник Европы». В этот же период Одоевский создал собственный литературный салон, который в свое время посещали Александр Грибоедов, Михаил Лермонтов, Иван Тургенев, Николай Гоголь, Федор Достоевский.
На досуге писатель занимался химией. По словам современников, Одоевский изготовлял отвратительные соусы, которыми угощал друзей на званых вечерах. Была это шутка или недостаток самокритики, неизвестно, но друзья семьи вспоминали эти соусы с отвращением и ужасом. С таким же пылом Одоевский увлекался мистикой, магией, алхимией и масонскими учениями. Эти увлечения сильно повлияли на сборник страшных рассказов «Русские ночи», который считают первым образцом русского хоррора. Рассказы поражают безумием и мрачностью, особенно «Игоша» и «Косморама». Писал он и детские сказки, самой известной из которых остается повесть «Городок в табакерке».
Владимир Федорович обожал музыку, сам написал несколько пьес для фортепиано и органа. Правда, по воспоминаниям тех же друзей, музыкальные произведения Одоевского были не лучше его соусов. Вместе с женой занимался благотворительностью, основал в Петербурге больницы для бедных. Ратовал за отмену крепостничества, поддерживал тюремную реформу, выступал за британскую систему суда с участием присяжных. Спонсировал организацию и благоустройство детских приютов.
Граф Владимир Александрович Соллогуб в своих мемуарах отзывался о писателе так: «Добрейший, бескорыстнейший, чуть ли не святой служитель всего изящного и полезного». ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ВЛАДИМИРА ОДОЕВСКОГО Жена писателя Ольга Степановна Ланская, фрейлина императрицы Елизаветы Алексеевны и дочь тайного советника Александра I, была старше супруга на 7 лет. Семья невесты невзлюбила Владимира Федоровича. Его, кузена декабриста Александра Одоевского, считали плохой партией для «прекрасной креолки», как ее звали за смуглый цвет кожи. Сам Одоевский не одобрял светского образа жизни супруги. Из-за этого у них часто бывали разногласия.
Несмотря на это, Ольга Степановна смогла одарить Одоевского любовью, о которой он так мечтал в детстве, и, по мнению биографов, заменила ему мать. Супруги вместе управляли салоном: Одоевский отвечал за творческую часть, жена налаживала светские связи. К сожалению, они так и не смогли завести детей, и род Одоевских прервался со смертью Владимира. СМЕРТЬ Одоевский умер в 1869 году. Его похоронили на Донском кладбище. Писатель не имел большого состояния и после смерти жене ничего не оставил. Ольга пережила его на 4 года, проведя остаток дней в монастыре, а после смерти была похоронена рядом с мужем.