Владимир. Церковь Вознесения Господня.

…Возвращение Вознесенского храма в 1990 г. обозначило начало живительного процесса возврата православных святынь народу Божию в центре Владимирской епархии – граде Владимире. Храм занимает часть древнейшей территории города на Клязьме. Впервые в летописных источниках он упоминается под 1187 годом: «приходи епископ Черниговский Пафнутий к Всеволоду Юрьевичу Володимерю мира прося у него, абы умирити его с рязанцы с Глебовичи… и стоя в монастыри у Вознесения на самый праздник Вознесения Господня». Первоначальная история этого места была связана с иноческим деланием. Монастырь находился за городской стеной и предположительно возник во времена правления святого благоверного князя Андрея Боголюбского в середине 12 века.
О значении монастыря в начальный период своей истории говорит летописная запись под 1218 годом. Во времена княжения великого князя Констанина во Владимир прибыла церковная делегация из Константинополя. В город на Клязьме были принесены величайшие святыни – части мощей Логина сотника и Марии Магдалины. Как описывает «Лаврентьевская летопись» владимирцы «с радостию великою» встретили эти святыни и поместили их в Вознесенском монастыре пред Золотыми воротами. В XIII веке монастырь пострадал от нашествия монголов во времена хана Батыя. После разорения иноческая обитель была восстановлена.
Вновь в письменных источника монастырь упоминается в списке владимирских храмов, что приводятся в Патриарших книгах под 1628 г.: «Церковь Вознесения Христова на Вознесенской горе…» Еще в середине XVII века церковь не являлась приходской. Так в делах патриаршего казенного приказа храм именуется ружным (т.е. безприходным). В 1718 г. священник Андрей Григорьев пишет прошение о разрешении на сбор денег для строительства каменного храма вместо двух обветшавшиз деревянных церквей. По данным «Топографического описания провинциального города Владимира 1771 года» храм был построен в 1724 году. В 1813 г. в честь победы над Наполеоном с северной стороны были пристроены придел Покрова Божией Матери и колокольня. Церковь Вознесения Господня славилась своим иконостасом 1812 года с иконами, написанными в итальянском стиле. В 1863 г. с южной стороны храма открыли еще один придел в честь Благовещения Божией Матери.
По обычаю возле храма располагалось старое кладбище, являвшееся местом упокоения многих жителей города и Владимирского края. Среди них покоится и участник Бородинского сражения князь Дмитрий Николаевич Голицын. Он получил ранение во время Бородинского сражения. Родители решили перевезти раненого героя Бородина из Москвы в Нижний Новгород, но на половине дороги, во Владимире, князь все же умер. В память о почившем здесь сыне родители украсили Вознесенский храм иконостасом. Литературоведы считают, что писатель Лев Толстой именно князя Дмитрия сделал прототипом образа Андрея Болконского в романе «Война и мир».
В советское время служение в храме насильственно прекратилось в 1934 году. Новая власть по-разному использовала здание, возведенное благочестием русского народа. В годы Великой Отечественной войны здесь находился один из 17 отделов владимирского концлагеря для немецких военнопленных №190. Всего располагалось порядка 800 человек. По воспоминаниям одного из тех, кто отбывал здесь заключение и впоследствии посетил Владимир явствует, что и в послевоенные годы церковь хранила изначальный интерьер и свой иконостас. Все внутренние и внешние перестройки храма были связаны с последующим этапом его использования. Он наступил в 1949 г. в связи с закрытием здесь лагеря и передачей здания под нужды обувной фабрики.
В 1960 году здание Вознесенской церкви, согласно постановлению Совета министров РСФСР, было взято под государственную охрану как памятник республиканского значения. Непосредственно перед открытием храма, помещения его по-прежнему использовались под цеха обувной фабрики. 24 мая 1990 года, в день празднования престольного праздника Вознесения Господня, храм освятил архиепископ Владимирский и Суздальский Валентин. Здесь впервые, спустя 56 лет после запустения, вновь была отслужена Божественная литургия. В начальный период своей новой истории на территории Вознесенского храма планировалось создание духовно-административного центра Владимирской епархии, однако Епархиальное управление вскоре решили разместить вновь в стенах Рождественского монастыря. Так Вознесенский храм окончательно стал приходским. При нем с первых лет существования и поныне успешно действует воскресная школа. Ее бытие в качестве общегородского образовательного учреждения начиналось при Успенском кафедральном соборе в 1989 г., но в связи с тем, что в 1990 г. Вознесенский храм планировалось использовать в качестве общеепархиального центра, воскресную школу решили перевести из Успенского Собора на Вознесенскую горку. Сегодня школа состоит из трех групп – младшей, средней и старшей.
<…> В храме, посвященном Вознесению Господа, южный и северный приделы освящены в честь праздников Богородицы – Благовещения Божией Матери и Её Покрова. <…> В Вознесенском храме находится великая святыня – образ прпп. Кирилла и Марии – родителей преподобного Сергия Радонежского с частицей их святых мощей.
Из книги Минин С.Н. священник. Очерки по истории Владимирской епархии (X-XX вв.). – Владимир: 2004. стр. 105-107 с сокращениями

Церковь Вознесения Господня находится на юго-западной части Владимира, на холме, спускающемся к реке Клязьме, за чертою валов, окружающих город. В конце XII в., на месте нынешней приходской Вознесенской церкви, существовал монастырь того же имени, который упоминается в летописях под 1187 г. и 1218 г. Кроме этих кратких упоминаний нет никаких исторических данных относительно Вознесенского монастыря ни о его состоянии в то время, ни об его дальнейшей судьбе. Вероятно, во время татарского нашествия в 1237 г. он был разорен прежде других Владимирских церквей, потому что находился вне городских укреплений и с той стороны, откуда татары подступили к Владимиру.
Когда на месте разоренной церкви выстроена была новая, совершенно неизвестно, но в XVII ст. в списке Владимирских церквей упоминается церковь Вознесения Господня. В патриарших книгах под 1628 г. значится «церковь Вознесенье Христово на Вознесенской горе…» В делах патриаршего казенного приказа под 1652 г. эта церковь называется ружною, т.е. бесприходною; это название говорит о том, что прежде при ней был монастырь.
При этой Вознесенской церкви существовала другая теплая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, которая была в самом начале XVII ст., но около половины этого столетия она сгорела, и новая церковь выстроена была несколько на ином месте в 1652 г. В 1718 г. священник Андрей Григорьев писал в казенный патриарший приказ: «в граде Владимире за земляным городом церковь во имя Вознесения Господня да в приделе Покрова Пресвятой Богородицы деревянные и ныне стали быть ветхи и на строение тое церкви вновь каменные во имя Вознесения Господня и с приделом Покрова Пресвятой Богородицы от приходских людей деньги в собрании и прошу дать указ о строении вышеуказанной церкви». Указ тотчас был дан.
Таким образом, вместо двух деревянных церквей в конце XVIII в. построена была каменная Вознесенская церковь. Год ее построения точно определяется в «Топографическом описании провинциального г. Владимира 1761 г.», где сказано: «церковь Вознесения Господня с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы построена в 1724 г.»
Этот каменный храм без существенных изменений существует и в настоящее время; при нем каменная колокольня. Престолов в нем три: в главной церкви – в честь Вознесения Господня, в приделе холодном – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а в теплом – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В иконостасе холодной церкви, устроенном в 1812 г., иконы писаны в итальянском стиле.
Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1780 г., исповедные росписи с 1821 г. Церкви принадлежит капитал в 4725 руб., процентами с которого она пользуется. Земли при церкви: усадебной около 2 дес. и сенокосной 35 дес. Планы и межевые книги на землю хранятся в целости. Причта по штату положено: священник и псаломщик.
Причт получает на свое содержание: арендная плата за сенные покосы, проценты с капитала 3032 руб., доходы от служб и треб – всего около 1000 руб. в год. Причт помещается в церковных домах. В приходе Вознесенской церкви по клировым ведомостям числится 380 душ муж. пола и 392 жен.
В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?