8 мая 1935 г. проводилась проверка имущества в Спасской церкви г. Владимира, выявившая отсутствие серебряных изделий весом 39 кг, что составляло 27400 рублей. После проведенной 14 июня перепроверки имущества по предоставленной верующими описи выявилось отсутствие уже только 25 кг (17700 рублей), т.к. некоторые вещи не существовали, а у некоторых был завышен вес. Верующие уплатили 4400 рублей и 23 августа подали жалобу во ВЦИК, утверждая, что стоимость отсутствующего имущества изначально не превышала 6500 рублей. В том же году за неуплату денег и неудовлетворительную охрану здания договор с общиной Спасо-Преображенской церкви был расторгнут, храм ненадолго перешел обновленцам.
26 октября 1937 г. от уже бывших членов общины Спасской церкви г. Владимира была жалоба М.И. Калинину на решение суда, проходившего 10 апреля того же года, по вопросу о похищенных ценностях — каждому начислили по 368 рублей штрафа. По утверждению верующих, 26 февраля в комиссии по переоценке не было ювелира-эксперта (хотя представитель райфинотдела Копытов утверждал обратное, т.е. совершил обман суда, и это осталось без внимания); в итоге за восьмикилограммовую посеребренную медную икону Александра Невского начислили штраф как за серебряную — 5600 рублей. В 1938 г. официально закрыли летнюю и зимнюю Спасскую церковь. Церковь, будучи обновленческой, не пользовалась популярностью, поэтому община не смогла содержать церковь — не было средств на ремонт храма. Ее передали артели «Заготзерно».
ГАВО. Ф. Р-19. Оп. 1. Д. 861. Л. 122; ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 696. Л. 239-245; Д. 698. Л. 37-42) // Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. — Владимир: Калейдоскоп, 2011. С. 102, 109.
Спасская церковь возведена на бывшем княжеском дворе. Храм расположен на месте построенной Андреем Боголюбским в 1164 году белокаменной церкви Спаса. От древнего храма сохранились лишь фундаменты и частично нижние ряды кладки стен. Несмотря на стремление строителей сохранить прежний облик сооружения, в его архитектуре явно присутствуют черты барокко XVIII века.
vladimirgid.ru
Спасская церковь находится в западной части древнего «земляного» города и принадлежит к древнейшим церквам г. Владимира. Историк Карамзин, основываясь на показаниях летописи времен вел. князя Василия Темного, приписывает ее построение Владимиру Мономаху в 1116 г. По другим источникам, церковь св. Спаса заложена была в 1164 г. вел. князем Андреем Боголюбским, так что точный год основания этой церкви остается неизвестным, но древность ее несомненна.
До XVII в. не имеется никаких сведений относительно судьбы Спасской церкви; от XVII в. сохранилось несколько заметок об этой церкви в делах патриаршего казенного приказа. В них под 1628 г. значится «церковь Преображение Спасово…», в 1697 г. выдан антиминс на Спасскую церковь. В Топографическом описании г. Владимира есть следующие сведения об этой церкви: «церковь Преображения Господня с приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи, другая трапезная во имя святого Николая Чудотворца, каменные, построены издавна». Время построения теплой церкви неизвестно.
В 1778 г. обе эти церкви сгорели и возобновлены были уже в новой форме, в каковой существуют и в настоящее время. При этих церквах небольшая каменная колокольня. При Спасской церкви издавна существовал мужской монастырь, называвшийся Спасским-Золотоворотским. Игумен этого монастыря Феодосий упоминается в летописях под 1237 г. при повествовании о разорении Владимира татарами. По переписным книгам 1678 г. за этим монастырем числилось дворов крестьянских 100, бобыльских 37, душ муж. пола 507, монашествующих 11 человек, пашни 30 дес., сенокоса на 1300 п. В 1764 г. Спасский монастырь был упразднен, и церковь обращена в приходскую.
В Спасской церкви три престола: в холодной – в честь Преображения Господня, в теплой – в честь Николая чудотв. и Божией Матери «Всех скорбящих радости»; последний престол освящен в 1849 г. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1829 г. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Причт пользуется только доходами от служб и требоисправлений, получает до 800 руб. в год. Церковных домов для причта нет. В приходе Спасской церкви по клировым ведомостям числится 105 душ муж. пола и 127 жен. Все православные, живут в городе.
В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г.
Церковь Спаса Преображения стала типичной для периода домонгольского зодчества во Владимиро-Суздальском княжестве. Точное месторасположение храма описывается как место, на котором в середине 1164 года великий князь Андрей Боголюбский выстроил для себя собственный княжеский двор, в состав которого входила небольшая церковь, выстроенная из белого камня. Сразу после ее возведения было принято решение об освещении храма в честь Спаса. Спустя некоторое время был основан Златовратский Спасский монастырь, существование которого продлилось вплоть до 1764 года.
Первоначально еще деревянный храм Спаса Преображения был четырехстолпным, с тремя апсидами, а также квадратным. Завершение храма было осуществлено при помощи одной небольшой главки. Археологические раскопки, которые проводились под руководством профессора Воронина Н.Н., указали, что нововыстроенный каменный храм был выставлен на фундамент прежнего деревянного храма, но при этом использовался белый камень, примененный в нижней части стен.
На сегодняшний день существует церковь, выстроенная под конец 18 столетия на месте более ранней деревянной, которая полностью сгорела в 1778 году. В период возведения кирпичной церкви Спаса Преображения рабочие старались несколько подражать старинным формам, включая аркатурно-колончатый пояс, имитацию под белокаменную кладку, членение фасадов при помощи лопаток, а также перспективные порталы. Стоит отметить, что храмовые фасады имеют ордерное членение, а над большими оконными проемами расположены сандрики, находящиеся в сложно оформленных наличниках. Завершение четверика оформлено узорчатым многопрофильным карнизом. Описанные приемы свидетельствуют о наличии барочной традиции, столь характерной для того времени. Важным свойством храма Спаса Преображения является динамичное завершение верхней части путем поднятия кровли, над которой круто возвышается восьмигранный двухъярусный барабан, венчание которого осуществлено при помощи луковичной главки. С восточной стороны к храмовому объему тесно примыкает внушительных размеров апсида. В результате строительства получился интересный объект, наглядно представляющий соединение приемов барокко и домонгольской архитектуры.
Главный храмовый объем представляет собой бесстолпный двусветный высокий четверик, который имеет перекрытия, оформленный сомкнутым сводом с проходом, ведущим в световой барабан. В результате примененных приемов получается максимально просторное и светлое пространство. Имеющиеся три проема, оформленные в форме арок, ведут в большую апсиду, которая представлена в виде конхи с внутренними оконными распалубками.
https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=11800