Владимир. Церковь Николая Чудотворца (Николо-Галейская).

Церковь Николы в Галеях
Храм был построен в 1732-1735 гг. вблизи древней речной пристани на берегу Клязьмы на месте старой деревянной церкви. В народе церковь имела ещё одно название – Николы Мокрого. Галея – это тип плоскодонного гребного речного судна, а Никола Мокрый был покровителем торговцев и путешественников. Церковь была возведена на средства богатого и уважаемого во Владимире ямщика И.Г. Павлыгина. Об этом гласит надпись, вырезанная на доске, укреплённой около западных дверей.
Здание церкви Николы в Галеях принадлежит к типу трапезных церквей, так как с запада к храму примыкает одноэтажная трапезная часть с колокольней на торце. Оставшийся безымянным зодчий, построивший это здание, воплотил в нём архитектурные традиции XVII в. Очевидно, что мастер обладал отменным вкусом: основная часть сооружения состоит из убывающих восьмериков (восьмиугольных в сечении частей), покоящихся на четверике основания храма. Впечатляет восьмерик храма с тонкими полуколонками по углам и изящными наличниками окон, чётко выделяющимися на белоснежной глади стен.
Шатровая колокольня на мощных квадратных опорных столбах прекрасно гармонирует с храмом своими лёгкими пропорциями и сочетанием глади стен с нарядным убором лёгкого шатра колокольни и яруса звона. В декоре здания применялись и зелёные, «муравлёные», изразцы. Лёгкий белый силуэт Никольской церкви красиво выделяется на фоне зелени владимирских садов. Исследователи предполагают, что её архитектором был талантливый суздальский мастер. Окрестности Владимира чрезвычайно богаты историческими и архитектурными памятниками. Замечательные творения древних зодчих продолжают радовать глаз своими совершенными формами и необыкновенным убранством.
Из книги Ермаковой С.О. Владимир и Суздаль. – М.: Вече, 2005. Стр. 97-98

Протокол заседания Малого Президиума Облисполкома Ивановской промышленной области, состоявшегося 29 марта 1930 года. § 45.
СЛУШАЛИ: О ликвидации церкви «Николы Мокрого» в г. Владимире. Инд. 19/160.
ПОСТАНОВИЛИ: Принимая во внимание ходатайство ряда общественных организаций о закрытии этой церкви с целью использования ее здания под культурные и производственные нужды кооперативно-промысловой артели «Птицепродукт», которая испытывает чрезвычайную нужду в помещениях для этих целей, наличие в городе еще ряда церквей, а в непосредственной близости от указанной церкви другой церкви – Вознесенской, в которой верующие данного района города вполне могут удовлетворить свои религиозные потребности — договор с группой верующих на пользование церковью «Николы Мокрого» расторгнуть и передать ее Владимирскому Горсовету для использования на указанные нужды.
Предложить Владимирскому Окрисполкому принять меры к объявлению настоящего постановления группе верующих и к изъятию из пользования церкви с соблюдением постановления ВЦИК и СНК от 8/IV – 1929 г. «О религиозных объединениях».
Протокол заседания Малого Президиума утвержден на заседании Президиума № 33 от 03.04.1930 г. § 10.
(Вероятно, позднее постановление о закрытии было отменено, т.к. в 1930-е гг. храм действовал)

К началу 1938 г. в городе осталось 4 действующих церкви: Казанская (Ямская), Сретенская (Солдатская), Николо-Галейская и обновленческая Князь-Владимирская (Кладбищенская). Положение Николо-Галейской церкви было более чем неопределенным. Община, после того как был арестован священник, пыталась найти другого (в августе 1938 г. поиски все еще продолжались), но безуспешно. Горсовет тем временем проводил работу по закрытию храма. Отсутствие священника было достаточным основанием для этого, но, видимо, по вполне понятным причинам оно было нежелательным. Тогда общине поручают провести ремонт. 3 июля 1938 г. верующие пишут в горсовет письмо о том, что смета на ремонт получена, ремонт производить будут, а т.к. община-двадцатка есть и налоги уплачены, то просят не препятствовать в службе и зарегистрировать священника. Финансовые же органы совсем не считали, что налоги общиной уплачены: 19 августа инспектор массовых платежей Альбицкий опросил церковную старосту А.Н. Волгину по вопросу уплаты налога со строения за 1938 г. в сумме 768 рублей и составил акт, что налоги оплачиваться не будут, т.к. обряды в церкви не проводятся второй год за отсутствием служителя культа и денег у общины нет. В то время далеко не всегда верующие проявляли готовность содержать храм сами. Обычно эту обязанность возлагали на священника, которых уплачивал все налоги из сумм, полученных за исполнение треб, т.е. к храму относились как к самоокупающемуся предприятию. Отсутствие священника очень часто приводило к прекращению всех выплат, после чего следовало закрытие храма.
В это же время (17 и 19 августа) в горсовет поступают заявления от 2 членов церковного совета о выходе из его состава из-за невозможности больше нести обязательства, возложенные на общество. 10 октября того же года горсовет просит облисполком расторгнуть договор с верующими на пользование храмом, сам храм ликвидировать, передав горсовету для использования на хозяйственные нужды военведа, т.к. община распалась, налоги и сборы за 1938 г. не уплачены, ключи от здания сданы горсовету, церковь не используется с июля 1937 г. и находится в бесхозном состоянии. На следующий день президиум Ивановского облисполкома утвердил данное постановление.
ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 3. Д. 858. Л. 1-6; Призыв. 1938. № 198. 28 августа. Ершов А.Л. Закрытие храмов во Владимире в конце 1930-х годов // Старая столица: краеведческий альманах. Вып. 6 / Центральная городская библиотека г. Владимира, отдел краеведческих исследований. – Владимир, 2012. С. 51–53.

Церковь во имя св. Николая чудотворца, что в Галее, известная в народе больше под именем «Николы-мокрого», находится в южной части г. Владимира за чертою валов, окружающих город. Время первоначального основания церкви на этом месте с точностью неизвестно, но уже в начале XVII ст. она существовала, как это можно видеть из патриарших книг 1628 г.: «церковь великого чудотворца Николы за осыпью в Галее…» По писцовым книгам 1653-54 гг. при церкви Николая чудотворца священником был Иван Иванов, в приходе было 66 дворов. Она же упоминается в писцовых книгах 1656 г.
В конце XVII ст. здесь выстроена была теплая церковь и в 1697 г. освящена во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. По переписным данным 1703 г. при Никольской церкви значится: два священника Димитрий и Иоанн, приходских дворов 44; в 1710 г. при церкви священник Иван Дмитриев, а в 1715 г. Иван и Яков Дмитриевы.
В 1732 г. апреля 27 «г. Владимира посадский человек Иван Григорьевич Павлыгин подал прошение в Владимирское духовное правление, в коем просил разрешить ему вместо обветшавших деревянных церквей во имя Николая чудотворца и при ней теплой во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого построить от своего иждивения настоящую каменную церковь во имя того же св. Николая и при ней по правую сторону теплую церковь во имя оных же трех святителей каменную». Мая 22 того же года просимое разрешение было дано.
Из надписи, сохранившейся на наружной стене церкви у западной двери, видно, что церковь начата постройкою 22 июля 1732 г., а окончена 28 сентября 1735 г. Теплый придел был окончен постройкою несколько позднее, потому что только в 1738 г. «церкви Николая чудотворца, что в Галее, поп Федор Иванов с причетниками просил Владимирское духовное правление об освящении теплой каменной церкви во имя трех святителей положением имевшегося в теплой деревянной во имя тех же святителей церкви прежнего освященного антиминса». На это прошение из синодального казенного приказа был дан ответ: «дать о посвящении указ и освященный новый антиминс». Эта каменная церковь с таковою же колокольнею существует в своем первоначальном виде и до настоящего времени, только теплая придельная церковь становится уже ветха.
На наружной стороне церковных стен сохранились по местам узорчатые кафли с зеленою поливой с изображением трав, зверей и двуглавых орлов. Такого рода кафли вделаны и на колокольне выше окон, в коих размещены колокола. Крест на церковной главе прорезной, равноконечный; наверху его корона, а внизу полумесяц. На колокольне сохранился небольшой старинный колокол с голландскою надписью: «в году Господнем в 1644 вылил меня Яков Нотеман».
Престолов в церкви два: в холодной – во имя св. Николая, а в теплой – во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Над престолом в холодной церкви устроена сень деревянная, опирающаяся на четыре позолоченных столба; верх сени с четырьмя дугами, опирающимися на столбы; в середине соединения дуг утвержден херувим с крестом. Стены храма внутри с 1810 г. расписаны были довольно художественною живописью, которая в 1880 г. не совсем удачно реставрирована. В сводах храма для резонанса сделаны голосники, углубления которых оригинально соединяются с отверстиями труб ангельских. Из св. икон особенно чтится в приходе местный образ св. Николая чудотворца древнего письма.
Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1828 г. При церкви, внизу холма, на коем она стоит, устроена с давних лет деревянная часовня с колодцем. В эту часовню весною и летом стекаются богомольцы на поклонение св. Николая чудотворцу, пьют из колодца воду, умываются ею и т.п., в надежде получить исцеление от болезней.
Причта по штату положено: священник и псаломщик. Содержание его составляют: доходы от служб и треб, арендная плата за принадлежащую причту пожню и проценты с капитала 5660 руб. – всего около 900 руб. в год. Земли при церкви усадебной значится по генеральному плану 1568 кв. саж., часть этой земли под церковью и под кладбищем, другая часть под постройками псаломщика и жены бывшего диакона. Эта земля признана церковною постановлением Москов. судебной палаты 1887 г. Кроме усадебной земли, церкви принадлежит сенокосная пожня 1 дес. 1746 кв. саж.
Причт помещается в церковном доме, приобретенном в 1889 г. на церковные средства. В приходе Николо-Галейской церкви по клировым ведомостям числится 152 души муж. пола и 167 жен.; все православные и живут в г. Владимире. При церкви имеется церковно-приходская школа; открыта в 1884 г. С октября 1887 г. помещается в особо устроенном на частные пожертвования доме.
В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?