Собор Рождества Богородицы во Владимире является главным храмом Рождественского монастыря, расположен в восточной части территории. Первый собор был построен в 1192-1196 гг. стараниями Владимирского князя Всеволода III Большое Гнездо. Здание представляло собой четырехстолпную трехапсидную одноглавую церковную постройку, возведенную в традициях владимиро-суздальского зодчества конца XII века (не сохранился до наших дней). Великое освящение состоялось в 1219 г. В дальнейшем история собора и монастыря была неразрывно связана с именем князя Александра Невского. При нем Богородице-Рождественский монастырь стал главной обителью всей Северо-Восточной Руси и удерживал эту главенствующую роль вплоть до XV века.
В 1263 г. в монастырском соборе был похоронен князь Александр Ярославович Невский, мощи которого были открыты в 1381 г. и оставались здесь до XVIII века. В 1724 г. по приказу Петра I мощи Александра Невского были перенесены в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую Лавру. При архимандрите Викентии в 1678-85 гг. к церковному зданию были пристроены не сохранившиеся до наших дней каменные палатки.
В 1858-1868 гг. собор Рождества Богородицы, сильно перестроенный и крайне ветхий, был разобран и возведен заново на прежнем основании по проекту архитектора Н.А. Артлебена, но уже без галерей и с применением нового материала — белого камня и кирпича. Храм своими формами напоминал Дмитриевскую обитель, отличаясь от него строгостью своего внешнего оформления. Фасады храма затейливо украшены орнаментами, львами и женскими масками — узоры вырезаны из гладкотесаного камня. Храм имеет один центральный алтарь.
В монастыре была создана знаменитая Лаврентьевская летопись, повествующая о событиях во Владимиро-Суздальской Руси XII-XIII веках, именно в Рождественской обители было написано Житие и служба святому благоверному князю Александру Невскому. Сегодня главной святыней обители являются мощи святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца.
Собор Рождества Богородицы во Владимире «за ненадобностью» был разобран в июле 1930 г., а на его месте устроили спортивную площадку.В 1992 г. монастырь возвратили Владимиро-Суздальской епархии, он вновь действует. Позднее на месте утраченного лавра была установлена деревянная часовня.
В сентябре 1995 г. посетивший Богородице-Рождественский монастырь Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Восстановлению храма предшествовали археологические раскопки, проведенные в 1995-1999 гг., во время которых было найдено большое количество деталей собора XII в., полностью раскрыт и обмерен фундамент. В 1999 г. начались работы по строительству нового собора, являющегося храмом-памятником, работы велись епархиальным управлением совместно с администрацией Владимирской области. 21 августа 2004 г. освящение собора совершили Калужский митр. Климент (Капалин) и Владимирский архиеп. Евлогий.
При строительстве нового Рождественского собора не ставилась задача воспроизводить облик древнего храма. Вот как объяснил тогда архитектуру нового храма выдающийся реставратор, директор ОАО «Владимирреставрация» Игорь Столетов: «Мы сделали синтез образа белокаменного зодчества XII века, построенного в XXI веке». Единственное прямое восстановление состояло в том, что крест нового собора Рождества Богородицы расположили ровно по вертикали креста прежнего храма. Новый собор Рождества Богородицы во Владимире открыл свои двери в 2004 г.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/; http://gustur.ru/sobor-rozhdestva-presvyatoj-bogorodicy-rossiya-vladimir/
1191 г. — храм заложен по указу великого владимирского князя Всеволода Юрьевича, основателя монастыря. Постройка закончена, и церковь освящена 27 октября 1196 г. В храме находилась гробница Александра Невского.1678 г. — к храму с трех сторон сделаны пристройки.1858 г., 24 августа. Император Александр II посетил монастырь и дал указание провести реставрационные работы. Возглавил реставрацию собора архитектор Н. А. Артлебен. Реставратор П. Д. Барановский считал данную реставрацию примером первой научной реставрации архитектурного памятника в России.1869 г., 22 июля. Архиепископом Антонием совершено освящение храма. Храм небольшой. Его длина 9 сажен, а ширина — 6,5 сажен. Верх украшен медною главою, которую венчает четырехконечный крест над луною. Глава и крест вызолочены.1744 г. — с учреждением Владимирской епархии монастырь обращен в архиерейский дом.1918 г. — архиерей и монахи выселены из монастыря, в котором разместилась ВЧК. Служба в соборе прекратилась. Из письма начальника ВГО ОПТУ т. Музыканта: «… музейной ценности церковь не представляет. Между тем своим расположением в центре двора… весьма мешает и тем, что заслоняет свет и солнце в квартиры сотрудников, и тем, что загромождает спортивную площадку…»1930 г. — собор снесли.1991 г., 21 сентября. На месте разрушенного храма установлен деревянный памятный крест.
http://vladimirblg.ru/hramy/utrachenye-hramy/sobor-rozhdestva-bogorodicy-v-rozhdestvenskom-monastyre.html
Особенности строительства храма-памятника на месте Рождественского собора (XII в.) в г. Владимире
Вначале, начиная с 1997 года, на месте строительства проводились археологические раскопки. Богородице-Рождественский собор Владимирского Кремля, впоследствии составивший архитектурный комплекс Рождественского монастыря города, был возведен по велению князя Всеволода Большое Гнездо в период с 1191 по 1196 гг. В начале XIII века в связи с проведением ремонтных работ собор освящался заново. В XV, XVI веках и несколько раз на протяжении XVII и начала XVIII столетий проводились неоднократные ремонты храма.
Храм был не только архитектурным памятником русского зодчества XII века, но и историческим зданием, так как в 1263 году в соборе был погребен Великий князь Александр Невский. Собор был усыпальницей для многих подвижников благочестия, церковных и государственных деятелей России.
Проводимые ремонты собора историки связывали с имевшими место пожарами. Однако пожары были не единственной причиной необходимости укрепления конструкций храма.
В 1858 году строительная комиссия отмечала исключительно ветхое состояние собора, «своды которого зияли расселинами» по 30…40 см, а опорные столбы имели трещины весьма солидного размера. По велению Императора Александра II собор был разобран. На его месте в 1869 году по проекту епархиального архитектора Н.А. Артлебена было построено новое здание, представляющее точную копию разобранного, но без окружающих его галерей. В 30-х годах двадцатого века этот собор был снесен.
Проводимые с 1997 по 2000 год археологические раскопки открыли фундаменты собора XII века, позволили уточнить его образ, по результатам раскопок под руководством И.А. Столетова был разработан проект графической реконструкции собора и было принято решение о воссоздании храма на этом святом месте.
Не останавливаясь на многотрудном поиске архитекторов, историков, искусствоведов по установлению образа возводимого храма, отметим, что отдельной серьезной задачей была разработка конструктивно-технологической части проекта, которая выполнена НПФ «Тектоника». При этом необходимо было учесть сложные геологические условия (оползневый склон), особенности, связанные с частичным опиранием на старые фундаменты и необходимость их сохранения, т.е. учет археологического фактора и многое другое. Тем более отрытые, хорошо сохранившиеся фундаменты собора XII века дали уникальную возможность по их положению проанализировать деформации храма и оползневого склона за почти восьмивековой период при разных условиях нагружения.
Деформационные процессы всей истории собора можно разделить на три периода: первый, почти семивековый, — с начала строительства в 1191 году первого здания до его разборки во второй половине XIX века, второй — с начала строительства нового здания собора в 1869 году до разрушения его в 30-х годах XX столетия, этот период охватывает примерно 70 лет. Третий период начинается с разрушения храма в 1930-х годах по настоящее время. Третий период характеризуется отсутствием верхнего строения храма, а, следовательно, развитием деформационных процессов в грунтовом массиве площадки застройки без влияния нагрузки храма.
Инженерно-археологическими изысканиями были выявлены два хорошо сохранившихся конструктивных элемента подземной части собора, выполненных из белокаменных блоков: 1 — лента фундамента южной стены основного объема собора и 2 — ленты фундаментов южной и восточной стен южной галереи с фрагментарными остатками нижнего пояса кирпичной кладки стены. Эти два конструктивных элемента как нельзя лучше сохранили следы деформационных процессов всех трех выделенных периодов, причем, первый испытал полное воздействие нагрузки от всего объема здания собора в двух периодах, за исключением периода с момента разборки старого здания и до возведения нового собора, в течение примерно 740 лет. Фундаменты же южной стены южной галереи испытывали полную конструктивную нагрузку только в первый период существования собора. Вот некоторые данные, свидетельствующие о развитии оползневого процесса. Так, если принять отметку верхнего обреза юго-западного угла здания за начальную точку отсчета оползневой осадки ленты фундамента, то его юго-восточный угол опустился за весь период на 0,56 м.
Выделяя конструктивную линию верхнего обреза ленточного фундамента южной стены южной галереи по маячным блокам верхней версты фундамента, была выявлена аналогичная закономерность его осадки. Общая величина оползневой осадки ленты фундамента галереи составляет 0,22 м, то есть менее чем в два с половиной раза по сравнению с лентой фундамента основного объема. При этом следует подчеркнуть, что лента фундамента южной стены южной галереи по сравнению с лентой фундамента южной стены основного объема имела меньшую нагрузку и действие ее ограничивается первым периодом деформационных процессов, действующих на 70 с лишним лет меньше.
Значительная разница в величине оползневой осадки двух лент фундаментов объясняется еще двумя обстоятельствами. Как известно из механики грунтов, при снятии нагрузки с сжимаемой толщи основания только небольшая часть деформации осадки восстанавливается. При новом приложении этой же нагрузки деформации осадки развиваются заново, а суммарная деформация от двух приложений одной и той же нагрузки значительно превышает первоначальную осадку. Вторым существенным обстоятельством, объясняющим существующую разницу в осадках рассматриваемых фундаментов, является относительный подъем фундамента южной стены южной галереи от действия криогенных процессов в сезонно промерзающих грунтах. Инженерно-археологические исследования кроме рассмотренных свидетельств развития оползневого процесса в грунтовом массиве возвышенности территории монастыря выявили соответствующие конструктивные особенности. Так, восточная стена абсиды собора имела мощные кирпичные контрфорсы, свидетельствующие о попытках и ранее удержать от развивающегося крена стены.
Таким образом, инженерно-археологические изыскания позволили сделать вывод, что главной причиной деформаций конструктивных элементов здания собора был оползневый процесс, развивающийся в грунтовом массиве возвышенности с крутопадающими склонами, на которой располагается территория монастыря. Причем, оползневый сход развивается в юго-восточном направлении относительно продольной оси собора, соответствующий осевой линии косогорного выступа возвышенности территории монастыря.
Развитие оползневого процесса в косогорной зоне территории Рождественского монастыря поставило определенные условия в проектировании подземной части проектируемого храма на месте собора XII века. Безусловно, в подобных условиях конструктивная жесткость подземной части здания должна обеспечить прочность верхнего строения и воспринимать все напряжения от оползневых процессов. Поэтому была разработана новая конструктивная схема подземной части с индивидуальной конструкцией монолитного жестко замкнутого фундамента, обеспечивающего работу сооружения по схеме «здание — грунтовый массив основания».
Особенностью конструкции фундаментов храма является монолитная бетонная лента различной толщины, опирающаяся на материковый грунт основания, являющегося дном археологического раскопа, и частично на старые фундаменты. В верхнем поясе фундамента устраивается монолитный железобетонный пояс, развитый в стороны до необходимых размеров. Предложенная конструкция представляет собой в целом единый блок элементов фундамента и подземных стен. При этом учтены особые условия: сохранение археологических архитектурных памятников, вклинивающихся в новые конструкции; создание в конструкциях подземной части ниш, подиумов для сохраняемых и предназначенных для обозрения фундаментов храма XII века.
Косткин В.А. (Государственный центр по учету, использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области, г. Владимир, Россия), Косыгин Е.В., Скальный В.С. (Научно-производственная фирма «Тектоника», г. Владимир, Россия)http://www.tectonika.ru/pub9.html
Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы XII в. представлял собой одноглавый 4-столпный 3-апсидный храм с хорами. Длина его составляла ок. 20,5 м, ширина — 15,2 м, толщина стен — 1,2 м. Фасады, разделенные на 3 прясла сложнопрофилированными пилястрами с полуколоннами, оканчивались закомарами и имели по одному окну в верхнем ярусе, на зап. фасаде — еще 2 небольших окна внизу для освещения внутреннего пространства под хорами. Центральную апсиду освещали 3 щелевидных окна, боковые апсиды имели по одному окну. По стенам апсид тянулись тонкие полуколонны: 4 на средней апсиде, по 2 на боковых, вверху проходил аркатурно-колончатый пояс. Колонны пилястр венчались резными капителями с лиственным орнаментом. На уровне хоров храм опоясывал городчатый с поребриком фриз. 3 входа в собор были украшены перспективными порталами с гладкими колонками и резным архивольтом. Орнамент капителей этих колонок и обломов архивольта не имеет аналогов в др. белокаменных храмах владимиро-суздальского зодчества. Профили порталов по сравнению с др. храмами сер. и кон. XII в. упрощены и сближаются с суздальским собором в честь Рождества Богородицы XIII в.: последний облом архивольта опирался не на полуколонку с капителью, а на прямоугольный блок с орнаментальной лентой. Считается, что собор не имел изобразительных рельефов на фасадах. Однако, вероятно, убранству храма принадлежали белокаменные фигурные водометы (со звериной лапой на боковой грани, с растительным орнаментом и человеческой рукой), опубликованные Н. А. Артлебеном, а также фрагмент круглой скульптуры (грифон с вздыбленным крылом), обнаруженный во время раскопок в 1997-1999 гг. Внутри храма столпы крещатой формы поддерживали световой барабан и соединяли подпружные арки друг с другом и со стенами, на стенах им отвечали плоские лопатки.
В 1219 г. собор был заново освящен, что могло быть связано с его росписью. Вероятно, тогда были сделаны пристройки из кирпича-плинфы, найденные при раскопках в 1997-1999 гг., когда были обнаружены фундаменты и основания галерей из белого камня, к-рые имели с юж. и, по-видимому, сев. сторон небольшие круглые пристройки (типа певниц). Внутри и вблизи галерей обнаружен обширный некрополь: ок. 30 погребений, 17 из них в белокаменных саркофагах XII-XIV вв., прочие датируются XVI-XVIII вв.
В XVII в. собор и галереи перестраивались. В 1678 г. архим. Троице-Сергиева мон-ря Викентий (впосл. архимандрит В. Р. м.) пожертвовал 100 р. «на строение каменной паперти с полатками, что у трапезы», с к-рой Н.Н. Воронин, К.Н. Тихонравов и Артлебен отождествляли перестроенные из кирпича галереи собора, сохранявшиеся до сер. XIX в. в виде одноэтажной паперти с запада и разновысотных «палаток» с юга и севера. К юго-зап. углу примыкала также 2-ярусная башня шириной в одно прясло. В зап. стене собора были пробиты на месте окон еще 2 большие арки, древний белокаменный портал с резным архивольтом и капителями вынут и встроен в зап. паперть. Сев. портал также был превращен в большую арку. Вероятно, в 1681 г. собор был увенчан 5 главами, покрытыми черепицей, с железными золочеными крестами. После пожара в 1683 г. архим. Викентий в продолжение неск. лет обновлял интерьер собора: были созданы новые местный и деисусный ряды иконостаса, архим. Викентий пожертвовал в собор 12 месячных Миней, 12 праздничных икон, 13 разных икон в 3 киотах, образ Божией Матери «Знамение», дорогие ткани на «ризное украшение».
Согласно переписной книге В. Р. м. 1701 г., в пятиглавом Рождество-Богородицком соборе помимо главного престола были 2 придела: во имя вмч. Георгия Победоносца в юж. галерее и в честь Рождества Христова — на хорах и в юго-зап. башне, соединявшейся с хорами. На месте пребывания в соборе мощей св. кн. Александра Невского после 1723 г. была поставлена «на вид гроба» железная крашеная решетка с натянутым на нее раскрашенным холстом, на холсте положен образ св. князя, писанный на атласе. На стене помещалась икона Божией Матери «Знамение» XVI в. в драгоценном уборе (ныне в ГВСМЗ), под ней в киоте — икона св. Александра Невского с частицей мощей.
После ремонта храма в 1785 г. боковые главы и одна из пристроенных ранее «палаток» были разобраны, собор стал вновь одноглавым. После пожара в 1770 (или в 1781) г. ок. 10 лет собор оставался без иконостаса и икон. В 1799-1800 гг. в храме установили новый 3-ярусный резной иконостас, изготовленный служащим владимирского архиерейского дома Н. Серёгиным, иконы написал диакон суздальской Богоявленской ц. Е. Михайлов. После ремонта 1800 г. Рождественский и Георгиевский приделы в соборе не упоминаются. Между 1805 и 1815 гг. в юж. галерее храма был устроен придел во имя св. кн. Александра Невского.
С 1843 г. из-за аварийного состояния собора богослужения в нем не совершались. При посещении Владимира в авг. 1858 г. имп. Александр II Николаевич повелел восстановить храм в древнем виде. На возобновление собора император пожертвовал 40 тыс. р., столько же дали частные лица, 10 тыс. р.- Святейший Синод. Епархиальный архит. Артлебен и губ. архит. Д.А. Корицкий составили проект и выполнили обмер храма — единственные сохранившиеся свидетельства о древнем здании. Артлебен предложил не ломать храм, а реставрировать с сохранением плана, фундамента и немногих уцелевших древних частей (вост. пары столбов, участки белокаменной кладки на фасадах) и восстановить утраченные детали по аналогиям. В 1859-1861 гг. были разобраны стены. При строительстве и облицовке стен использовались частично старый кирпич и белый камень. Внутреннее убранство храма было выполнено по эскизам Артлебена, настенные росписи принадлежали боголюбовскому иконописцу И. Шорохову, иконы написал московский худож. Н.Г. Степанов.
22 июля 1869 г. состоялось освящение Рождество-Богородицкого собора. После перестройки это был одноглавый 4-столпный 3-апсидный белокаменный храм с 3-членным делением фасадов на прясла, завершенные полуциркульными закомарами. Пластика апсид и барабана, профили закомар, цоколя и пилястр выполнены по аналогии с др. храмами XII в. во Владимире. Фасады были опоясаны городчатым с поребриком поясом, к-рый подняли несколько выше, чем обычно. В нижнем ярусе окна были устроены не только на зап. фасаде, но и на 2 других. В порталах использованы древние резные камни архивольта и капителей, и по их шаблону изготовлены новые. После перестройки собора в нем сохранялась рака св. Александра Невского. Вероятно, это был деревянный гроб, поставленный в правой части собора. В «Описи имуществу, принадлежащему Рождественскому монастырю и хранящемуся во дворе указанного монастыря» 16 авг. 1922 г. значится «деревянное надгробие, стоящее на месте, где был похоронен Александр Невский (в виде ящика)» (совр. местонахождение гробницы неизвестно).
В 1879 г. при соборе начало работу просветительско-миссионерское братство во имя блгв. кн. Александра Невского.
В сев. линии ограды В. Р. м. находилась каменная трапезная церковь, впервые упомянутая в писцовой книге 1624-1625 гг., в нек-рых документах она именуется крестовой. В переписной книге 1701 г. впервые назван престол церкви — во имя Св. Троицы, а также уточняется, что «на церкве шатер каменный». В 1763 г. трапезная церковь уже именовалась Христорождественской, в 1791 г. была перестроена, вместо шатра поставлена «глава чешуйчатая деревянная». Согласно описанию Рождественской ц. 1800 г., в ней находились «архиерейское место с балдахином… Два амвона, один архиерейский с кафедрой, а другой диаконский» (ГА Владимирской обл. Ф. 565. Оп. 1. Д. 421. Л. 6-7). В описи 1805 г. Рождественской ц. упомянут находившийся за левым клиросом «образ в киоте резной Александра Невского с мощами… в оном образе означенные мощи вставлены в серебряный футляр без подписи» (Там же. Д. 427. Л. 9). В 1814 г. эта икона находилась в приделе Александра Невского в Рождество-Богородицком соборе (Там же. Д. 426. Л. 55).
В 1825 г. в Христорождественском храме был освящен придел в честь Иверской иконы Божией Матери в память принесения ее и Владимирского образа во Владимир и в Муром в 1812 г. После значительной перестройки храма по проекту архит. Артлебена Владимирский архиеп. св. Феофан Затворник освятил церковь 2 февр. 1866 г. Новый золоченый резной иконостас был выполнен по рисункам Артлебена, иконы написаны московским худож. Степановым. После пожара 1896 г. иконостас был отремонтирован, живопись поновлена, деревянный пол заменен каменным, 17 дек. 1896 г. состоялось освящение храма. В нач. XX в. в Рождественской ц. находилась еще одна памятная рака св. Александра Невского, с частицей мощей и изображением св. князя на крышке. В сент. 1920 г. имущество мон-ря, в т. ч. «рака с частицей мощей», было передано в приходскую Троицкую ц., куда перешел служить последний настоятель В. Р. м. архим. священноисп. Афанасий (Сахаров). Эта рака 2 окт. 1923 г. попала в Успенский собор. В наст. время частица мощей св. Александра Невского из нее пребывает в соборе, в др. золоченой раке, на сев. стороне центрального нефа.
С 1886 г. в помещении под Христорождественской (крестовой) ц. располагалось древлехранилище братства св. Александра Невского, где находились памятники церковного искусства, рукописи, старопечатные книги. В древлехранилище поступило большое количество предметов из ризницы В. Р. м.: 2 серебряных вызолоченных блюда для освящения хлебов работы западноевроп. мастеров XVII в. (ныне в ГВСМЗ), 2 серебряных дискоса нач. XVII в. — вклад Ростовского митр. Ионы (Думина) (ныне в ГВСМЗ), серебряное с позолотой кадило в виде одноглавого храма — вклад 1663 г. царя Алексея Михайловича (ныне в ГВСМЗ), 5 напрестольных крестов XVII в.- вклады царя Михаила Феодоровича, Патриарха Филарета, семьи М.Я. Черкасского, а также Н.И. Акинфова и стольника Ф.В. Шилова, серебряная вызолоченная панагия XII в. с образом вмч. Димитрия Солунского, украшенная жемчугом и «червчатыми» камнями (ныне в ГВСМЗ), богато украшенная панагия с Нерукотворным образом Спасителя — вклад Веррийского митр. Аверкия 1631 г., деревянный потир XVII в. с живописными изображениями Спасителя, Божией Матери и Иоанна Крестителя, а также восьмиконечного креста с орудиями Страстей Христовых, позолоченные рипиды — вклад 1590 г. Вологодского архиеп. Ионы (Думина), серебряная с позолотой водосвятная чаша — поминальный вклад 1600 г. кн. И. Шуйского. Среди памятников шитья примечательны шелковая пелена с изображением св. Александра Невского, вышитым золотом и серебром, — вклад 1612/13 г. Прасковьи Соловой, 2-й супруги царевича Иоанна Иоанновича (ныне в ГВСМЗ), покров на гробницу Александра Невского сер. XVII в. (ныне в ГРМ), покров 70-90-х гг. XVII в. работы строгановской мастерской г. Сольвычегодска (ныне в СПГИАХМЗ), покров, изготовленный в московской мастерской боярыни А. П. Бутурлиной,- ее поминальный вклад в мон-рь 1710 г. (ныне в ГРМ).
В сев. линии ограды В. Р. м. над св. вратами находилась шатровая ц. во имя св. кн. Александра Невского, устроенная, по-видимому, бывш. Ростовским митр. Ионой (Думиным) в 1607 г.; к 1797 г. Александро-Невская ц. была упразднена. В 1694-1695 гг. при больничных кельях на юж. стороне мон-ря была построена ц. во имя св. Иоанна Предтечи на средства москвича И.Ф. Евстигнеева, похороненного под алтарем храма; позднее храм не упоминается. Ц. во имя мучеников Фотия и Аникиты появилась в обители в сер. XVIII в., стояла к северу или к востоку от собора, однако, возможно, существовала ранее, т. к. на плане мон-ря 1715 г. в этом месте обозначен некий малый храм. В 1763 г. церковь упоминалась как «неслужащая», в 1800 г. разобрана. В ризнице В. Р. м. хранились написанные на железе иконы Вседержителя и Благовещения Божией Матери из этого храма.
В июле 1918 г. помещения В. Р. м. частично были заняты войсками внутренней охраны ГубЧК, в авг. Владимирский архиерей вместе со служащими архиерейского дома был выселен в странноприимный дом при Успенском соборе. В окт. 1918 г. власти закрыли крестовую ц., в к-рой разместился танцевальный зал. 20 июля 1920 г. между группой верующих во главе с наместником В. Р. м. архим. священноисп. Афанасием (Сахаровым) и органами местной власти было подписано соглашение о передаче общине безвозмездно в пользование Рождество-Богородицкого собора, Всехсвятской ц., колокольни и 2 часовен (близ св. ворот мон-ря и на Борисоглебской ул. Владимира). Однако 15 июля 1920 г. губ. исполком постановил передать все здания мон-ря в ведение ВОХР ГубЧК, к авг. того же года постановление было исполнено.
В 1922 г. весь мон-рь был занят ОГПУ. В 1924 г. губ. отдел народного образования предлагал снести Рождество-Богородицкий собор, кирпич использовать для постройки школы в с. Спасском Владимирского у. Вызванный исполкомом архит. П. Д. Барановский не допустил сноса храма, сев. ограды и башни (ученый оценивал перестройку собора в XIX в. как «одну из первых научных реставраций памятников архитектуры в России»). Собор и колокольня были разобраны по инициативе начальника Владимирского губотдела ОГПУ, несмотря на протесты специалиста Главнауки Н. Левинсона, в июне — июле 1930 г. В 30-70-х гг. территория и все здания мон-ря принадлежали ОГПУ, НКВД и КГБ, лишь в бывш. крестовой ц. в 1967-1984 гг. размещались на нижнем этаже б-ка Владимирского музея и городской шахматный клуб, на верхнем этаже — спортивный зал.
21 сент. 1991 г., в праздник Рождества Пресв. Богородицы и в связи с 800-летием В. Р. м., был совершен крестный ход во главе с Владимирским еп. Евлогием (Смирновым) из Успенского собора в обитель. На месте уничтоженного собора был освящен памятный крест. 21 сент. следующего года в обители возобновилось богослужение. Первым наместником мон-ря стал архим. Иустиниан (Саган), с 17 июля 2001 г. наместником обители является архим. Нил (Сычёв). В 1993 г., после передачи Церкви всего комплекса В. Р. м., еп. Евлогий распорядился «сосредоточить при монастыре епархиальное управление с архиерейским домом, учебную деятельность и общественно-церковную жизнь». 30 окт. 1993 г., в день памяти жертв политических репрессий, в саду В. Р. м. был открыт памятный поминальный белокаменный крест, а на монастырской стене — мемориальная доска в память о расстрелянных на территории обители в 30-40-х гг. XX в. К 2004 г. в келейных корпусах В. Р. м. располагаются епархиальное управление, Владимирская Свято-Феофановская ДС.
С окт. 1992 г. богослужения во В. Р. м. совершались на переносном престоле, затем был отремонтирован и в 1994 г. освящен храм Рождества Христова. В сент. 1995 г. посетивший В. Р. м. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень собора в честь Рождества Пресв. Богородицы. Восстановлению храма предшествовали археологические раскопки, проведенные в 1995-1999 гг., во время к-рых было найдено большое количество деталей собора XII в., полностью раскрыт и обмерен фундамент. В 1999 г. начались работы по строительству нового собора, являющегося храмом-памятником, работы велись епархиальным управлением совместно с администрацией Владимирской обл. 21 авг. 2004 г. освящение собора совершили Калужский митр. Климент (Капалин) и Владимирский архиеп. Евлогий.
https://www.pravenc.ru/text/154981.html