Рождество-Богородицкий монастырь, в городе Владимире, близ реки Клязьмы; ныне архиерейский дом. Основан великим князем Всеволодом Юрьевичем в 1192 году. Древняя обитель вместе с городом много пострадала от татар в 1238 году и после от пожаров, но каменная церковь ее, построенная князем Всеволодом, осталась доныне и сохранила некоторые остатки своей древности; в 1858 году была возобновлена и реставрирована. С 1774 года монастырь обращен в архиерейский дом. Здесь был погребен святой Александр Невский (см. 23 ноября и 30 августа). В монастыре хранится икона Знамения Божией Матери, принадлежавшая святому князю Александру; она была с ним в битве со шведами и ливонскими рыцарями в 1242 году. Под крестовой церковью находятся: церковно-историческое древлехранилище, заключающее в себе множество памятников древности, библиотека и иконно-книжный склад Александро-Невского Братства.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
МОНАСТЫРЬ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ АРХИЕРЕЙСКИЙ), сер. 17 в.-2-я пол. 19 в., ул. Б. Московская, 68, 70, 70а. Расположен в центре города, на холме над долиной протекающей к югу от него Клязьмы. В средневековье находился на границе Печернего города, вал и ров которого примыкали к его территории с востока. С севера выходит на ул. Б. Московская, с запада ограничен комплексом Николо-Кремлевской церкви. Играет важную градостроительную роль, в том числе определяет силуэт города, хорошо просматривается с низкой речной поймы. По преданию, мужской монастырь был основан в 1175 г. владимирским князем Андреем Боголюбским. В 1192 г. князь Всеволод Юрьевич (Большое Гнездо) основывает здесь же общежительство и возводит в 1192-96 гг. белокаменный собор — четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм в традициях владимиро-суздальского зодчества кон. 12 в. (не сохр.). До 1219 г. в соборе велись еще какие-то работы, так как именно в этом году состоялось «великое священие» храма.
С 1230 г. в монастыре существовала архимандрия, затем он стал главной обителью всей Северо-Восточной Руси. В 1263 г. в монастырском соборе похоронили князя Александра Ярославовича Невского, мощи которого были открыты в 1381 г. Роль первой обители Владимирской (а затем Московской) митрополии принадлежала Рождественскому монастырю до 1561 г., когда он стал вторым после Троице-Сергиевой Лавры. В сер. 17 в. в монастыре снова началось каменное строительство: в 1654 г. возводится колокольня в виде высокого восьмигранного столпа с шатром (не сохр.), в 1659 г. построены казенные кельи. В 1667 г. монастырь стал ставропигиальным. При архимандрите Викентии в 1678-85 гг. к собору пристроили каменные палатки (не сохр.), тогда же возвели братский корпус. Во 2-й пол. 17 в. строится каменная надвратная церковь Рождества Христова с примыкающей трапезной, а к юго-восточному углу казенных келий пристраивается еще один объем. Какие-то здания 17 в. существовали на месте Архиерейских палат.
В 1724 г. по приказу Петра I мощи Александра Невского были перенесены в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую Лавру. В 1-й пол. 18 в. территорию монастыря обнесли каменными стенами с башнями. С 1744 г. здесь стал располагаться Архиерейский дом Владимирской епархии, в связи с чем в 1748 г. по заказу епископа Платона строятся каменные Архиерейские палаты. Примерно в это же время был изменен декор палаток и паперти у собора. В 1828-31 гг. перестраивались фасады и интерьер казенных келий, вероятно, с утратой декора 17 в. В 1831-40 гг. под руководством губернского архит. Е.Я. Петрова реконструируются Архиерейские палаты: боковые части понижены на один этаж, изменены интерьеры, здание получило новую кровлю с переломом.
Следующий этап в изменении облика комплекса связан с повелением Александра II о реконструкции и реставрации собора и монастыря. В 1859-69 гг. по проекту архит. Н.А. Артлебена собор полностью перестраивается в кирпиче, в формах, близких к первоначальным, но более дробных и сухих. В 1859 г. сделана каменная пристройка к братскому корпусу, значительно меняется его декор и интерьер. В 1867 г. перестраивается корпус казенных келий, к нему сделана еще одна пристройка, изменен декор. В 1866-67 гг. по проекту того же Артлебена капитально перестроена надвратная Хри-сторождественская церковь и трапезная. Тогда же вновь несколько изменен декор Архиерейских палат.
В 1930 г. были сломаны собор и колокольня, позднее изменены отдельные интерьеры. Впоследствии здания монастыря неоднократно ремонтировались. На территории возвели несколько новых зданий. Все исторические постройки сложены из кирпича, оштукатурены и окрашены.
Рождественский монастырь — уникальный для города и области комплекс выдающегося исторического значения; в облике дошедших до нас зданий отразилась архитектура 17 в. (гражданские и жилые постройки), барокко и эклектики. Несмотря на утраты, монастырь сохранил облик позднесредневековой обители со свободной планировкой.
Территория монастыря вытянута с запада на восток и имеет форму, близкую к трапециевидной. Широкая восточная сторона выходит ко рву, ограничивавшему Печерний город. Южная свободно скруглена в соответствии с очертанием кромки холма. Короткая западная сторона перпендикулярна протяженному северному фронту, вытянувшемуся вдоль ул. Б. Московская. В восточной части территории стоял собор Рождества Богородицы, а перед его западным фасадом — колокольня. Примерно эту же ось продолжают вытянутые с запада на восток братские кельи. К северу от них отходят примыкающие под тупым углом Архиерейские палаты. Эти здания вместе с вытянутым вдоль улицы корпусом трапезной с церковью Рождества Христова (включающей в себя остатки надвратной церкви) образуют обширный трапециевидный двор. К востоку от церкви Рождества Христова вдоль фронта улицы стоит корпус казенных келий. Монастырь окружен стеной с башнями.
Братские кельи — интересный пример жилого здания 17 в., сохранившего объемную и планировочную структуру несмотря на позднейшие искажения и декор периода эклектики. Композиция вытянутого прямоугольного двухэтажного на подвалах корпуса складывается из трех разных по высоте частей. Наиболее высокая центральная часть имеет двускатную кровлю, образующую на восточном и западном торцах широкие фронтоны. Западное, почти квадратное в плане крыло равно по абсолютной высоте протяженному восточному, однако из-за падения рельефа последнее расположено значительно ниже.
Примыкающее к Архиерейским палатам западное крыло сдержано по декору. Края фасадов отмечены широкими лопатками, которые, как и двухступенчатый междуэтажный пояс, сохранились от первоначального декора. Редкие окна в первом этаже — прямоугольные, во втором — со слабо выраженными лучковыми перемычками. Лопатками выделено и одноосевое прясло, примыкающее к центральной части братского корпуса, здесь проемы обоих этажей выделены замковыми камнями. По верху стен проходит карниз с сухариками, раскрепованный на лопатках. Центральная повышенная часть отличается более богатым декором в духе эклектики. Над скромным первым этажом с гладкими лопатками по краям поднимается более высокий второй — здесь фланговые лопатки рустованы. Пять крупных арочных окон второго этажа акцентированы архивольтами с замковыми камнями и разделены необычными по трактовке лопатками: они не доходят до междуэтажного карниза, в нижней части рустованы, а вверху ступенчато расширяются, образуя некое подобие капителей. По верху стен проходит уступчатый карниз с сухариками. Над углами объема — квадратные тумбы. Участок в две оси, соединяющий центральную часть с восточным крылом, лишен декора, последнее же, в девять осей по второму этажу, также имеет лопатки на флангах, междуэтажный и венчающий карнизы с сухариками, причем венчающий дополнен декоративным фризом: в квадратные нишки-ширинки вписаны балясинки. Окна здесь с лучковыми перемычками, отмеченные подоконными досками на консолях. Поздняя пристройка с северо-востока декора не имеет.
Подвал под западным крылом в одном из помещений сохранил коробовый свод; помещения здесь и под центральной частью группируются по сторонам вытянутой камеры, соответствующей коридору с лестницей в первом этаже (в промежуточном прясле западного корпуса). По сторонам коридора в первом этаже расположены четыре комнаты, разделенные поздними перегородками. В остальном от первоначальной планировки сохранилась часть капитальных стен, комнаты разделены поздними перегородками и выходят на северный и южный фасады. Во втором этаже в западном крыле помещение над лестницей перекрыто сводиками по балкам, такое же перекрытие имеет лестница в восточном крыле.
Архиерейские палаты — редкий в области пример сложного по композиции жилого здания с пышным декором в стиле барокко. Нижние части, вероятно, включают в себя стены построек 17 в. Декорация фасадов несколько искажена в период эклектики (дробные профили карнизов и наличников). К центральному двухэтажному прямоугольному объему примыкают по сторонам одноэтажные крылья (под всем зданием устроены подвалы). Корпус вытянут с севера на юг, главным фасадом является дворовый восточный. Его структуру формируют три ризалита довольно большого выноса: центральный в три оси и боковые — в одну. У боковых крыльев корпуса кровли двускатные, над двухэтажной частью такую же кровлю перебивают поперечно ориентированные крыши над ризалитами — это вальмовые кровли с вогнутыми скатами и с переломом.
Подвальный этаж на фасадах трактован как цоколь и выделен рустовкой. Нарядность фасадам придает характерная для барокко окраска в два цвета -детали декора акцентированы побелкой. Края ризалитов в первом этаже отмечены рустованными лопатками, поставленными с выпуском углов, во втором — более узкими лопатками на постаментах (также с выпущенными углами). Выразительны наличники арочных окон первого этажа центрального ризалита: с плоскими фигурно-грушевидными сандриками и полукруглыми фартуками, вписанными в рамки. Во втором этаже этого ризалита наличники таких же окон имеют лучковые профилированные сандрики и ушки. На боковых сторонах центрального ризалита и на основной плоскости стены в первом этаже наличники прямоугольных окон увенчаны маленькими треугольными сандриками, приподнятыми на подвы-шения с вогнутыми краями. В боковых ризалитах устроены входы: высокий арочный проем объединяет прямоугольную дверь и арочное окно над ней. Они заключены в общую рамку, над которой две волюты поднимаются к изящному треугольному сандрику. К входам ведут изогнутые в плане лестницы. Этажи разделены профилированным карнизом. Остальные окна второго этажа прямоугольные, в наличниках с высоко поднятыми лучковыми фронтонами и с подоконными досками-рамками. По верху стен проходит профилированный карниз, раскрепованный на лопатках.
Западный садовый фасад в средней части расчленен лопатками в соответствии со структурой восточного: выделены боковые прясла в одну ось и центр — в три. Эти части имеют наличники, аналогичные наличникам ризалитов, соответственно обрамлены и окна промежуточных прясел. На этом фасаде более важную роль играют подоконные рамки с накладками, образующие своеобразный декоративный пояс. Южное крыло имеет огибающие лопатки на углах и прямоугольные проемы без обрамлений. В северном крыле выделен рустованный цоколь, окна арочные, в наличниках с лучковыми сандриками, по верху стен проходит карниз с дентикулами.
К 17 в. могут относиться три помещения в южной части подвала и два помещения под центральным ризалитом, имеющие коробовые своды с распалубками. В остальных частях подвала перекрытия плоские. В первом этаже капитальные стены выделяют центральный ризалит и помещения по его сторонам. В боковых ризалитах устроены лестницы. В крыльях большие комнаты разделены поздними перегородками. Во втором этаже северная лестница приводит к двум залам, разделенным новыми перегородками. В некоторых комнатах вокруг окон и на потолках сохранилась лепнина периода эклектики.
Казенные кельи — самое старое из сохранившихся зданий монастыря, интересный пример жилой архитектуры 17 в. Прямоугольный двухэтажный первоначальный объем вытянут вдоль фронта улицы. К его юго-восточному углу примыкает чуть меньший, также прямоугольный корпус кон. 17 в., продолженный к востоку поздней двухэтажной пристройкой. Кровли вальмовые. Первоначальный объем по краям фасадов имеет огибающие лопатки, по верху стен — ступенчатый карниз. На южном фасаде в первом этаже видны остатки наличников с килевидными и коронообразными венчаниями. Над прямоугольными, расширенными в позднее время окнами второго этажа сохранились верхние части уступчатых треугольных наверший наличников. В пристройке кон. 17 в. выделяются огибающие лопатки на углах и междуэтажный ступенчатый пояс, раскрепованный на лопатках. Окна прямоугольные. Поздний объем не имеет декора. Над входом на южном фасаде старой части -металлический ампирный козырек. Планировка обоих этажей в старых частях здания одинакова: квадратная палата в западной части и связанные с ней анфиладно три меньших помещения. Палата в первом этаже имеет лотковый свод с распалубками, во втором плоское перекрытие. В остальных комнатах в обоих этажах — коробовые своды с распалубками над проемами. В юго-восточной пристройке узкие сени предваряют квадратную палату. Сени перекрыты коробовым сводом, палата — лотковым с распалубками.
Стены и башни — пример монастырской ограды 18 в., в композиционном и декоративном решении подражающей оборонительным стенам монастырей 17 в. Ограда хорошо сохранилась (за исключением участка между церковью Рождества Христова и казенными кельями) и имеет четыре башни на углах и двое ворот — восточные и южные.
С внешней стороны ограда расчленена на прясла лопатками с крупными ширинками; развитый карниз с поребриком, раскрепованныи на лопатках, отсекает ярус зубцов. Узкие щелевидные бойницы вписаны в промежутки между зубцами, имеющими форму ласточкиного хвоста; смыкаясь, зубцы образуют профилированную декоративную аркатуру. С внутренней стороны стены расчленены неглубокими арочными нишами, боевой ход отсутствует. Однопролетные южные ворота образованы простым повышением стены над аркой; в восточных воротах по сторонам арки поставлены пучки из трех колонок, на которые опирается архивольт. Северо-западная башня двухъярусная — восьмерик на двухэтажном квадратном основании, — под шатровой кровлей. Юго-западная, юго-восточная и северо-восточная башни близки по композиции: это восьмигранные вертикальные объемы, завершенные купольными кровлями. Углы отмечены огибающими лопатками, верхний ярус отсечен карнизом и имеет бойницы, так же, как на стене, вписанные в декоративные зубцы.
По материалам Свода памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. – М.: Наука, 1998. Владимирская область: в 6 ч. Ч.1 / Отв. Ред. Вл.В. Седов. 2004. Стр. 313-320
В 1191 г. основан Богородице-Рождественский монастырь. В 1192 г. осуществлена закладка собора: «В то же лето заложи благоверный и великий князь Всеволод Юрьевич церковь Рождество святыя Богородиця, в граде Володимири; почата же бысть здати месяца августа 22 день на память святаго мученика Агафоника и дружины его при блаженном епископе Иоане». В 1192-1195 гг. строился Богородице-Рождественский собор. 29 октября 1196 г. собор освящен.
В 1199 г. монастырь пострадал во время пожара. В 1219 г. состоялось новое «великое освящение» собора. В 1230 г. учреждена архимандрия. «Рождественская обитель стала называться великою архимандриею». В 1238 г. монастырь разорен татарами. 23 ноября 1263 г. под сводами собора погребен св. блг. великий князь Владимирский Александр Невский.
В 1491 г. во время городского пожара «и церковь Пречистые Рождество в монастыре внутри града выгоре», «и внуть церкви тоя все выгоре и с людьми». После пожара, по-видимому, произошло разрушение собора. В 1536 г. во время пожара «рождественаго монастыря половина згорела».
В 1561 г. указом царя Ивана Грозного первенство в иерархии русских монастырей перешло от Рождественского монастыря к Троице-Сергиевской Лавре.
Митрополитом Ионою в 1607 г. построена церковь во имя Александра Невского на святых вратах. После 1637 г. построена трапезная каменная церковь вместо деревянной. В переписной книге Рождественского монастыря 1701 г. упоминается «трапезная каменная, в ней церковь Пресвятые Троицы, на церкви шатер каменный». В 1763 г. церковь уже называлась Христорождественской. В 1654 г. построена восьмигранная шатровая колокольня.
В 1678-1685 гг. в монастырь поступает ряд вкладов на строение «палаток» и «связное железо». В 1678 г. собор окружен с трех сторон кирпичными пристройками – одноэтажными с запада и юга и двухэтажными с севера «паперть и палатки кирпичные».
В 1681, 1689 гг. ремонтировались соборная кровля, глава и кресты. По-видимому, в это же время собор получил четыре угловых фальшивых главы и стал пятиглавым, каким он изображен на «чертеже» 1715 г. В 1683 г. монастырь вновь пострадал от пожара.
Близ больничных келий в 1695 г. построена церковь во имя св. Иоанна Предтечи московским жителем Иваном Евстегнеевым. После городских пожаров 1717, 1719 гг. собор был в запустении.
В 1720 г. в иерархии русских монастырей Рождественский монастырь стал третьим после Троице-Сергиевой и Александро-Невской лавр.
В июле 1723 г. архимандрит Рождественского монастыря получил указ Петра I о перенесении мощей св. блг. князя Александра Невского, святые мощи Александра Невского отправлены в Санкт-Петербург в Александро-Невскую Лавру в 1724 г.
16 июля 1744 г. по именному указу императрицы Елизаветы Петровны повелено учредить из синодальной области Владимирскую епархию и обратить Ставропигиальный Богородице-Рождественский монастырь для назначенного епископа Платона, до этого архиереи имели резиденцию в Суздале, архиерейский дом.
В 1777 г. монастырь пострадал от пожара. «Рождественская церковь была пустою и иконостас выгоревшим (Путевые заметки митрополита Платона, 1792)».
В монастыре разместилось древлехранилище, из фондов которого вырос Владимирский исторический музей.
В 1791 г. в монастыре построена церковь Рождества Христова.
В начале XVIII в. монастырь обнесен деревянными стенами, земляные валы были значительно повреждены прорытвинами. В монастыре было монашествующих 64 человека, в том числе 2 архимандрита, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов.
В середине XVIII в. построена церковь во имя мучеников Фотия и Аникиты, разобрана в 1800 г. при епископе Викторе.
24 августа 1858 г. монастырь посетил император Александр Николаевич, пожаловал 20 тыс. рублей на восстановление собора, в 1862 г. еще 20 тыс. руб. и 10 тыс. руб. из Святейшего Синода.
В 1859-1864 гг. производилось восстановление собора в архитектурном облике XII века по проекту епархиального архитектора Артлебена.
В 1864-1866 гг. перестроена церковь Рождества Христова XVII века. 22 июля 1869 собор был освящен.
В 1918 г. архиерейский дом заняла губЧК. 12 августа 1920 г. закрыт Епархиальный совет, состоявший при архиерее в странноприимном доме. В 1922 г. монастырь заняло ГПУ, преобразованное из ВЧК. С 1924 года решался вопрос об уничтожении собора. До 1929 года шла борьба губмузея за Рождественский монастырь, закрепленный за ОГПУ.
23 марта 1930 г. на заседании горсовета оглашено согласие Главнауки на просьбу Владимирского окрисполкома о сломе Рождественского собора. 17 июня 1930 г. был представлен «План работ на сломку Рождественской церкви города Владимира», в июне собор и колокольня разрушены. В 1980 г. экскаватором были снесены сохранившиеся остатки южной галереи – для строительства секретного подземного объекта КГБ.
21 сентября 1991 г. в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в связи с 800-летием монастыря впервые после многолетнего перерыва совершен крестный ход из Успенского кафедрального собора в Богородице-Рождественский монастырь, и на месте разрушенного храма был сооружен памятный крест.
12 ноября 1992 г. монастырь получил статус юридического лица. В 1992 г. территория Рождественского монастыря объявлена мемориальным кладбищем. Осенью 1992 г. вся территория монастыря была передана в распоряжение Владимиро-Суздальской епархии.
С 1918 по 1992 гг. на территории монастыря размещалась организация, носившая в различные годы наименования: ВЧК, НКВД, КГБ.
В 1993 г. в связи с полной передачей Церкви всего комплекса сооружений монастыря владыка Евлогий распорядился «сосредоточить при монастыре Епархиальное Управление с Архиерейским домом, учебную деятельность и общественно-церковную жизнь». В 1993 г. осуществлена предварительная реконструкция Христорождественского храма.
23 октября 1993 г. была отслужена панихида по жертвам большевистского террора, ежегодно совершается 30 октября. 30 октября 1993 г. на территории монастыря открылся поминальный белокаменный крест, а на монастырской стене установлена мемориальная доска. 28 человек значатся в списке, расстрелянных в 1930-1940-х гг. в стенах бывшего монастыря, в их числе и священнослужители.
В сентябре 1995 г. совершено освящение закладного камня возрождаемого Богородице-Рождественского собора во время торжеств по поводу вступления во второе тысячелетие г. Владимира. В 1997 г. в ходе работ по возрождению собора было проведено археологическое исследование древних фундаментов. В ходе 4-месячных работ ученые обнаружили старинные захоронения и в их числе гробницу великого князя Александра Невского, место его первого захоронения. В 1999 г. после трехлетних археологических изысканий на месте древних фундаментов начались работы по строительству нового собора Рождества Богородицы — храма-памятника.
В 2000 г. во время празднования двухтысячелетия христианства Богородице-Рождественский монастырь с великим торжеством принял святыню – честные мощи святителя Афанасия Ковровского. В 1920 г. он был наместником этой обители. После прославления святителя в лике новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Соборе в августе 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха 14 октября 2000 г. состоялось обретение честных мощей святителя Афанасия на Князь-Владимирском кладбище во Владимире. 29 октября того же года крестным ходом святые мощи были перенесены из Князь-Владимирского храма в Богородице-Рождественский монастырь.
21 августа 2004 г. в дни празднования 790-летия создания Владимирской епархии состоялось торжественное освящение нового Богородице-Рождественского собора. Постройки монастыря в настоящее время: Архиерейский дом с Христорождественским храмом, Богородице-Рождественский храм-памятник, колокольня с церковью во имя св. блгв. кн. Александра Невского, святые ворота, часовня свт. Николая Чудотворца, семинария, кельи, службы, ограда XVII-XIX вв. На территории монастыря находятся епархиальный центр, духовная семинария.
http://www.vladpalomnik.ru/page/sacred-place/vladimir/monastery/rogdestv
Владимирский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь (Владимирской и Суздальской епархии) основан между 1197 и 1206 гг. во Владимире князем Всеволодом (Димитрием) Юрьевичем Большое Гнездо. Южной и восточной границей монастыря служил вал т. н. Печернего города, на западе к монастырю примыкала резиденция князя, а также соборы Димитрия вмч. и Успения Пресвятой Богородицы. В наиболее раннем описании Владимира — писцовой книге И.А. Головленкова и В. Львова 1624-1625 гг. эта местность названа «кремлем».
Многие исследователи считают временем основания Богородице-Рождественского монастыря год закладки каменной церкви в честь Рождества Богородицы — 1192-й (указание летописей) или 1191-й (в кладке западной стены храма до его разрушения в 1930 г., находился камень с надписью, очевидно XVII в.: «Начало Рожествена монастыря лета 6699»). Однако в летописных статьях о закладке (1192) и об освящении (1197) Рождественского храма не говорится об учреждении при нем монастыря. Впервые игумен Богородице-Рождественского монастыря упоминается в летописи под 1206 г. Под 1212 г. в некрологе великому князю Всеволоду, летописец сообщает: «И монастырь созда, в нем церковь камену Рождество Святыя Богородица». При описании погребения в 1175 г. святого князя Андрея Юрьевича Боголюбского в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях упоминается «игумен святое Богородици Володимерьское» Феодул, который привез тело убитого князя из Боголюбова во Владимир. Некоторые историки, ошибочно считая Феодула игуменом Богородице — Рождественского монастыря (он являлся, по-видимому, настоятелем владимирского Успенского собора), полагали основателем монастыря князя Андрея Боголюбского.
Первое время Богородице-Рождественским монастырем управляли игумены, между 1227 и 1230 гг. в обители была учреждена архимандрития. В 1238 г., при взятии Владимира татарами, монастырь был разграблен и сожжен, архим. сщмч. Похожий убит, вероятно, погибли и другие иноки. Богородице-Рождественский монастырь считался старшей русской обителью до 1561 г., когда по грамоте Московского митр. св. Макария первенство перешло к Троице-Сергиеву монастырю. В «Лествице о соборных властех» 1599 г. и «Лествице Патриарха Иоасафа I» 1635-1637 гг. Богородице-Рождественский монастырь стоит на втором месте среди русских обителей. В 1667 г. настоятелю монастыря архим. Филарету было пожаловано право ношения скрижали на мантии, архиерейского посоха и именование «преподобнейший». К Богородице-Рождественскому монастырю были приписаны в 1682 г. Феодоровский монастырь в восточном предместье города, в 1692 г. владимирский во имя вмч. Георгия Победоносца монастырь.
В 1263 г. в соборе Богородице-Рождественского монастыря, в юго-западном углу под хорами, был погребен св. князь Александр Ярославич Невский, в 1380 г. мощи были положены «на вскрытии» в том же гробу и на том же месте. 1 июля 1697 г. мощи переложили в новую серебряную позолоченную раку, которую на средства Патриаршего ризничего иеродиак. Боголепа изготовил Н.М. Пшеничный «со товарищи» (в настоящее время рака находится в собрании ГЭ). Гробница была поставлена у южной двери собора, которая была заложена внизу, вверху обращена в окно. В феврале 1722 г. мощи были освидетельствованы Новгородским архиеп. Феодосием (Яновским) и архим. Сергием, в 1724 г. перенесены в Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге.
Богородице-Рождественский монастырь пострадал от пожаров в конце XIV в. и в 1491 г., когда «и церковь Пречистые Рожество в монастыре внутри града выгоре», «и внутрь церкви тоя все выгоре и с людьми». В 1536 г. сгорела «половина монастыря».
Многие настоятели Богородице-Рождественского монастыря занимали епископские кафедры. Первые Суздальско-Владимирские архиереи — свт. Симон (1214/15-1226) и сщмч. Митрофан (1227-1238) — до своего поставления на кафедру управляли Богородице-Рождественским монастырем. В 1389 г. во епископа Коломенского был хиротонисан архим. Богородице-Рождественского монастыря Павел. В 1517 г. настоятель обители архим. Геннадий стал епископом Суздальским. Настоятели монастыря принимали участие в церковных Соборах. В 1555 г. архим. Закхей присутствовал на Московском Соборе по случаю учреждения Казанской епархии и поставления свт. Гурия Казанским архиепископом. Архим. Иоаким участвовал в Московском Соборе 1580 г., архим. Герман присутствовал на Соборе в 1584 г. В 1598 г. архим. Варлаам подписал соборную грамоту об избрании на царство Бориса Феодоровича Годунова. В 1613 г. архим. Исайя первым после епископов подписал утвержденную грамоту на царство царя Михаила Феодоровича. 24 июня 1619 г. архим. Исайя участвовал в доставлении на Патриарший престол Филарета (Романова), 28 сентября 1645 г. архим. Иона — в чине венчания на царство Алексея Михайловича. На Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. архим. Филарету поручили доставить грамоту Патриарху Никону о прибытии его из Новоиерусалимского монастыря в Москву, в декабре 1666 г. архим. Филарет присутствовал при низложении Патриарха Никона. Последние архимандриты Богородице-Рождественского монастыря, Павел и Платон (Петрункевич) — являлись членами Святейшего Синода.
Богородице-Рождественский монастырь посещали Патриархи Московские и всея Руси. 8 мая 1629 г., находясь «в Володимере в походе», Патриарх Филарет пожертвовал «пять колодок гвоздей луженых» для обивки бархатом «в чюдотворцове раке изнутри». Патриарх Иосиф 30 января 1643 г. в монастыре «за стол» повелел дать 5 р. и нищим 10 денег. 23 января 1653 г. Патриарх Никон служил в монастыре литургию, угощал за трапезой братию и одарил ее денежной милостыней.
Сведения о числе насельников обители до XVIII в. не сохранились. В 1701 г. во Богородице-Рождественском монастыре жили 72 монаха, в 1715 г. — 64 насельника: архимандрит-настоятель, архимандрит на покое, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 51 монах. В приписном монастыре во имя вмч. Феодора Стратилата насчитывалось 20 монашествующих. В 1741 г. в монастыре значились 35 насельников, при монастыре служили 65 человек. В обители также жили 8 отставных военных. В 1722 г. на территории монастыря было открыто первое в городе учебное заведение — цифирная школа, где обучались 7 мальчиков.
Указом императрицы Елизаветы Петровны 16 июля 1744 г. Богородице-Рождественский монастырь в связи с образованием Владимирской епархии был упразднен и превращен в резиденцию Владимирского архиерея. С 6 мая 1788 по апрель 1798 г., когда Суздальский и Владимирский еп. Виктор (Онисимов) и все епархиальные учреждения находились в Суздале, монастырь принадлежал «казенному ведомству» и оставался «праздным», в служебных зданиях архиерейского дома размещалась администрация Владимирского наместничества (позднее губернии). Указом императора Павла I от 14 апреля 1798 г. Суздальскому епископу предписывалось «немедленно» вернуться во Владимир «для пребывания в … Рождественском монастыре».
Никоновская летопись в статье, сообщающей о смерти князя Всеволода Большое Гнездо, пишет, что князь, создав Богородице-Рождественский монастырь во Владимире, наделил его «селы, и бортми, и озеры, и реками и многим имением удоволи». Наиболее ранними из известных документов о пожаловании обители населенных земель являются жалованные грамоты великого князя Юрия Даниловича 1317-1322 гг. на с. Борисоглебское во Владимире, а также с. Весское, Васильевское (Васильково) и Улолское в Суздале. В конце XIV — начале XV в. св. кн. Евдокия (в иночестве Евфросиния) дала Богородице-Рождественскому монастырю села Арбузово во Владимире и Баскаково в Суздале. В первой половине XV в. великие князья Василий I Димитриевич и Василий II Васильевич пожаловали монастырю мельницу на реке Рпень, села Новгородское, Горицы и Ильинское близ Владимира. В XVI в. были пожалованы великим князем Василием III Иоанновичем высокорецкие деревни и починки, царем Феодором Иоанновичем Новгородские луга по реке Рпень у Владимира и село Шахово Московского уезда. Царь Михаил Феодорович на поминание матери старицы Марфы Иоанновны дал вотчину в Курмышском уезде и благовестный колокол. Согласно переписным книгам 1678 г., за Богородице-Рождественским монастырем числилось 1613 дворов в Московском, Владимирском, Юрьев-Польском, Суздальском и Муромском уездах; кроме того, монастырю принадлежали вотчины в Алатырском, Казанском, Курмышском, Симбирском и Шацком уездах.
Начиная с XVI в. Богородице-Рождественский монастырь получал значительные вклады деньгами, вещами и продуктами. Царь Иоанн IV Васильевич по казненным и убитым в опричнину «опальным» людям дал в обитель 1150 р. и 10 ногайских кобылиц, поминальный вклад по царице Марии Темрюковне составил 70 р. В 1605 г. царь Борис Годунов пожертвовал 150 р. Колокол весом 300 пудов пожаловал в монастырь в 1636 г. царь Алексей Михайлович. В 1678 г. царь Феодор Алексеевич «дал во святую церковь плащаницу большую». Крупными вкладчиками были Ростовский митр. Иона, передавший в 1606/7 г. в монастырь вещей и денег на сумму 1750 р., Рязанский и Муромский архиеп. Варлаам, пожертвовавший обители в 1616/17 г. 500 р., Н. Пушкин (в иночестве Нифонт), вклад которого составил 600 р., архим. Троице-Сергиева монастыря Викентий, Патриарший ризничий иеродиак. Боголеп, окольничий Н.И. Акинфов.
В описи монастырского архива имеется упоминание о несохранившейся жалованной ружной грамоте обители царя Иоанна IV 1576/77 г., предписывавшей «давать на чюдотворцев канун меду на год по пяти пуд». В XVII в. архимандрит с братией получали «панихидные» 35 р. 7 алтын 3 деньги, на освященный мед за 5 пудов — 2 р. 20 алтын. В 1741 г. денежные доходы монастыря составляли 703 р. 90,5 к., хлебные доходы — 611 четв. Из этих денег 35 монахам и жившему в обители белому духовенству выдавалось 175 р. и 175 четв. хлеба, 65 служителям-бельцам — 98 р. 56 к. и 455 четв. и 6 четвериков хлеба, находившимся в монастыре на пропитании 8 военным — 103 р. 97,5 к., 38 четв. 2 четверика хлеба. В доход Коллегии экономии монастырь собирал 830 р. 20 к. и 515 четв. ржи, овса, пшеницы, ячменя, гороха и гречи.
Библиотека Богородице-Рождественского монастыря, согласно описи степенных монастырей 1653 г., насчитывала 93 книги. Наиболее древние из них — списки XV в. Октоиха, Скитского патерика и Творений прп. Дионисия Ареопагита. Историческую ценность представляет вкладная книга монастыря, написанная монахом Симеоном Златописцем в 1684/ 85 г., при архим. Иосифе. Часть рукописных и старопечатных книг монастырской библиотеки после 1917 г. хранилась в собрании ГВСМЗ. Книги, происходящие из Богородице-Рождественского монастыря, имеются и в других рукописных собраниях России. В Лаврентьевской летописи, которую большинство ученых считают копией Владимирского летописного свода 1305 г., на первом листе имеется запись XVI — начала XVII в.: «Книга Рожесвенского монастыря Володимерьскаго», по мнению А.Н. Насонова, именно во Богородице-Рождественском монастыре монах Лаврентий составлял свою летопись, здесь же была написана Троицкая летопись. В конце XVI в. настоятель Богородице-Рождественского монастыря архим. Иона (Думин) вложил в обитель крупное собрание рукописных книг, в том числе список Воскресенской летописи и список «Книги степенной царского родословия». На одном из списков Владимирского летописца имеется запись о принадлежности его Богородице-Рождественскому монастырю, список Царской Софийской I летописи принадлежал в XVIII в. приказным стряпчим монастыря. В описи книг степенных монастырей указано, что в обители помимо Степенной книги имелось 5 «летописцов», «гранограф», «книга царственная» и «книга греческая царственная».
Богородице-Рождественский монастырь связан с историей русской агиографии. До 1214/15 г. игуменом монастыря был свт. Симон, один из авторов Киево-Печерского Патерика. Вероятно, в монастыре в 80-х гг. XIII в. была создана первоначальная редакция «Повести о житии Александра Ярославича Невского». К соборному прославлению блгв. князя в 1547 г. по благословению Московского митр. св. Макария инок Богородице-Рождественского монастыря Михаил создал службу святому и «Слово похвальное благоверному великому князю Александру». Пространную редакцию жития и службы святому князю написал архим. Иона (Думин), он же составил собрание сочинений прп. Максима Грека. В XVII в. архим. Викентий переделал редакцию Жития архим. Ионы. Мон. Михаил помимо службы святому Александру Невскому написал службу святому Константину Муромскому и дополнил службу святым Петру и Февронии Муромским. Опись архива Богородице-Рождественского монастыря XVIII в. фиксирует около 170 актов XIV — начала XVII в. Значительная часть документации монастыря утрачена. К 2004 г. сохранилось около 60 подлинных и копийных текстов, большая часть вотчинных документов XVII-XVIII вв. хранится в фонде «Грамоты Коллегии экономии» РГАДА, некоторые источники XVI-XIII вв. в составе фондов других архивов Москвы и Санкт-Петербурга.
Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В конеце XIX в. это одноглавый 4-столпный 3-апсидный храм с хорами. Длина его составляла около 20,5 м, ширина — 15,2 м, толщина стен — 1,2 м. Фасады, разделенные на 3 прясла сложнопрофилированными пилястрами с полуколоннами, оканчивались закомарами и имели по одному окну в верхнем ярусе, на западном фасаде — еще два небольших окна внизу для освещения внутреннего пространства под хорами. Центральную апсиду освещали три щелевидных окна, боковые апсиды имели по одному окну. По стенам апсид тянулись тонкие полуколонны: четыре на средней апсиде, по две на боковых, вверху проходил аркатурно-колончатый пояс. Колонны пилястр венчались резными капителями с лиственным орнаментом. На уровне хоров храм опоясывал городчатый с поребриком фриз. Три входа в собор были украшены перспективными порталами с гладкими колонками и резным архивольтом. Орнамент капителей этих колонок и обломов архивольта не имеет аналогов в других белокаменных храмах владимиро-суздальского зодчества. Профили порталов по сравнению с другими храмами середины и конца XII в. упрощены и сближаются с суздальским собором в честь Рождества Богородицы XIII в.: последний облом архивольта опирался не на полуколонку с капителью, а на прямоугольный блок с орнаментальной лентой. Считается, что собор не имел изобразительных рельефов на фасадах. Однако, вероятно, убранству храма принадлежали белокаменные фигурные водометы (со звериной лапой на боковой грани, с растительным орнаментом и человеческой рукой), опубликованные Н.А. Артлебеном, а также фрагмент круглой скульптуры (грифон с вздыбленным крылом), обнаруженный во время р аскопок в 1997-1999 гг. Внутри храма столпы крещатой формы поддерживали световой барабан и соединяли подпружные арки друг с другом и со стенами, на стенах им отвечали плоские лопатки.
В 1219 г. собор был заново освящен, что могло быть связано с его росписью. Вероятно, тогда были сделаны пристройки из кирпича — плинфы, найденные при раскопках в 1997-1999 гг., когда были обнаружены фундаменты и основания галерей из белого камня, которые имели с южной и, по-видимому, северной сторон небольшие круглые пристройки (типа певниц). Внутри и вблизи галерей обнаружен обширный некрополь: около 30 погребений, 17 из них в белокаменных саркофагах XII-XIV вв., прочие датируются XVI-XVIII вв.
В XVII в. собор и галереи перестраивались. В 1678 г. архим. Троице-Сергиева монастыря Викентий (впоследствии архимандрит Богородице-Рождественского монастыря) пожертвовал 100 р. «на строение каменной паперти с полатками, что у трапезы», с которой Н.Н. Воронин, К.Н. Тихонравов и Артлебен отождествляли перестроенные из кирпича галереи собора, сохранявшиеся до середины XIX в. в виде одноэтажной паперти с запада и разновысотных «палаток» с юга и севера. К юго-западному углу примыкала также 2-ярусная башня шириной в одно прясло. В западной стене собора были пробиты на месте окон еще две большие арки, древний белокаменный портал с резным архивольтом и капителями вынут и встроен в западную паперть. Северный портал также был превращен в большую арку. Вероятно, в 1681 г. собор был увенчан пятью главами, покрытыми черепицей, с железными золочеными крестами. После пожара в 1683 г. архим. Викентий в продолжение нескольких лет обновлял интерьер собора: были созданы новые местный и деисусный ряды иконостаса, архим. Викентий пожертвовал в собор 12 месячных Миней, 12 праздничных икон, 13 разных икон в трех киотах, образ Божией Матери «Знамение», дорогие ткани на «ризное украшение».
Согласно переписной книге Богородице-Рождественского монастыря 1701 г., в пятиглавом Рождество-Богородицком соборе помимо главного престола были два придела: во имя вмч. Георгия Победоносца в южной галерее и в честь Рождества Христова — на хорах и в юго-западной башне, соединявшейся с хорами. На месте пребывания в соборе мощей святого князя Александра Невского после 1723 г. была поставлена «на вид гроба» железная крашеная решетка с натянутым на нее раскрашенным холстом, на холсте положен образ святого князя, писанный на атласе. На стене помещалась икона Божией Матери «Знамение» XVI в. в драгоценном уборе (ныне в ГВСМЗ), под ней в киоте — икона святого Александра Невского с частицей мощей.
После ремонта храма в 1785 г. боковые главы и одна из пристроенных ранее «палаток» были разобраны, собор стал вновь одноглавым. После пожара в 1770 (или в 1781) г. около 10 лет собор оставался без иконостаса и икон. В 1799-1800 гг. в храме установили новый 3-ярусный резной иконостас, изготовленный служащим владимирского архиерейского дома Н. Серёгиным, иконы написал диакон суздальской Богоявленской церкви Е. Михайлов. После ремонта 1800 г. Рождественский и Георгиевский приделы в соборе не упоминаются. Между 1805 и 1815 гг. в южной галерее храма был устроен придел во имя святого князя Александра Невского.
С 1843 г. из-за аварийного состояния собора богослужения в нем не совершались. При посещении Владимира в августе 1858 г. император Александр II Николаевич повелел восстановить храм в древнем виде. На возобновление собора император пожертвовал 40 тысяч р., столько же дали частные лица, 10 тысяч р. — Святейший Синод. Епархиальный архит. Артлебен и губ. архит. Д.А. Корицкий составили проект и выполнили обмер храма — единственные сохранившиеся свидетельства о древнем здании. Артлебен предложил не ломать храм, а реставрировать с сохранением плана, фундамента и немногих уцелевших древних частей (восточные пары столбов, участки белокаменной кладки на фасадах) и восстановить утраченные детали по аналогиям. В 1859-1861 гг. были разобраны стены. При строительстве и облицовке стен использовались частично старый кирпич и белый камень. Внутреннее убранство храма было выполнено по эскизам Артлебена, настенные росписи принадлежали боголюбовскому иконописцу И. Шорохову, иконы написал московский художник Н.Г. Степанов.
22 июля 1869 г. состоялось освящение Рождество-Богородицкого собора. После перестройки это был одноглавый 4-столпный 3-апсидный белокаменный храм с 3-членным делением фасадов на прясла, завершенные полуциркульными закомарами. Пластика апсид и барабана, профили закомар, цоколя и пилястр выполнены по аналогии с другими храмами XII в. во Владимире. Фасады были опоясаны городчатым с поребриком поясом, который подняли несколько выше, чем обычно. В нижнем ярусе окна были устроены не только на западном фасаде, но и на двух других. В порталах использованы древние резные камни архивольта и капителей, и по их шаблону изготовлены новые. После перестройки собора в нем сохранялась рака святого Александра Невского. Вероятно, это был деревянный гроб, поставленный в правой части собора. В «Описи имуществу, принадлежащему Рождественскому монастырю и хранящемуся во дворе указанного монастыря», 16 августа 1922 г. значится «деревянное надгробие, стоящее на месте, где был похоронен Александр Невский (в виде ящика)» (современное местонахождение гробницы неизвестно). В 1879 г. при соборе начало работу просветительско-миссионерское братство во имя блгв. князя Александра Невского.
Церковь в честь Рождества Христова. В северной линии ограды Богородице-Рождественского монастыря находилась каменная трапезная церковь, впервые упомянутая в писцовой книге 1624-1625 гг., в некоторых документах она именуется крестовой. В переписной книге 1701 г. впервые назван престол церкви — во имя Святой Троицы, а также уточняется, что «на церкве шатер каменный». В 1763 г. трапезная церковь уже именовалась Христорождественской, в 1791 г. была перестроена, вместо шатра поставлена «глава чешуйчатая деревянная». Согласно описанию Рождественской церкви 1800 г., в ней находились «архиерейское место с балдахином… Два амвона, один архиерейский с кафедрой, а другой диаконский». В описи 1805 г. Рождественской церкви упомянут находившийся за левым клиросом «образ в киоте резной Александра Невского с мощами… в оном образе означенные мощи вставлены в серебряный футляр без подписи». В 1814 г. эта икона находилась в приделе Александра Невского в Рождество-Богородицком соборе.
В 1825 г. в Христорождественском храме был освящен придел в честь Иверской иконы Божией Матери в память принесения ее и Владимирского образа во Владимир и в Муром в 1812 г. После значительной перестройки храма по проекту архитектора Артлебена Владимирский архиеп. святой Феофан Затворник освятил церковь 2 февраля 1866 г. Новый золоченый резной иконостас был выполнен по рисункам Артлебена, иконы написаны московским художником Степановым. После пожара 1896 г. иконостас был отремонтирован, живопись поновлена, деревянный пол заменен каменным, 17 декабря 1896 г. состоялось освящение храма. В начале XX в. в Рождественской церкви находилась еще одна памятная рака святого Александра Невского, с частицей мощей и изображением св. князя на крышке. В сентябре 1920 г. имущество монастыря, в том числе «рака с частицей мощей», было передано в приходскую Троицкую церковь, куда перешел служить последний настоятель Богородице-Рождественского монастыря архим. священноисп. Афанасий (Сахаров). Эта рака 2 октября 1923 г. попала в Успенский собор. В настоящее время частица мощей святого Александра Невского из нее пребывает в соборе, в другой золоченой раке, на северной стороне центрального нефа.
С 1886 г. в помещении под Христорождественской (крестовой) церковью располагалось древлехранилище братства святого Александра Невского, где находились памятники церковного искусства, рукописи, старопечатные книги. В древлехранилище поступило большое количество предметов из ризницы Богородице-Рождественского монастыря: два серебряных вызолоченных блюда для освящения хлебов работы западноевропейских мастеров XVII в. (ныне в ГВСМЗ), два серебряных дискоса начала XVII в. — вклад Ростовского митр. Ионы (Думина) (ныне в ГВСМЗ), серебряное с позолотой кадило в виде одноглавого храма — вклад 1663 г. царя Алексея Михайловича (ныне в ГВСМЗ), пять напрестольных крестов XVII в. — вклады царя Михаила Феодоровича, Патриарха Филарета, семьи М.Я. Черкасского, а также Н.И. Акинфова и стольника Ф.В. Шилова, серебряная вызолоченная панагия XII в. с образом вмч. Димитрия Солунского, украшенная жемчугом и «червчатыми» камнями (ныне в ГВСМЗ), богато украшенная панагия с Нерукотворным образом Спасителя — вклад Веррийского митр. Аверкия 1631 г., деревянный потир XVII в. с живописными изображениями Спасителя, Божией Матери и Иоанна Крестителя, а также восьмиконечного креста с орудиями Страстей Христовых, позолоченные рипиды — вклад 1590 г. Вологодского архиеп. Ионы (Думина), серебряная с позолотой водосвятная чаша — поминальный вклад 1600 г. князя И. Шуйского. Среди памятников шитья примечательны шелковая пелена с изображением святого Александра Невского, вышитым золотом и серебром, — вклад 1612/13 г. Прасковьи Соловой, второй супруги царевича Иоанна Иоанновича (ныне в ГВСМЗ), покров на гробницу Александра Невского середины XVII в. (ныне в ГРМ), покров 70-90-х гг. XVII в. работы строгановской мастерской г. Сольвычегодска (ныне в СПГИАХМЗ), покров, изготовленный в московской мастерской боярыни А.П. Бутурлиной, — ее поминальный вклад в монастырь 1710 г. (ныне в ГРМ).
В северной линии ограды Богородице-Рождественского монастыря над святыми вратами находилась шатровая церковь во имя св. кн. Александра Невского, устроенная, по-видимому, бывшим Ростовским митр. Ионой (Думиным) в 1607 г.; к 1797 г. Александро-Невская церковь была упразднена. В 1694-1695 гг. при больничных кельях на южной стороне монастыря была построена церковь во имя св. Иоанна Предтечи на средства москвича И.Ф. Евстигнеева, похороненного под алтарем храма; позднее храм не упоминается. Церковь во имя мучеников Фотия и Аникиты появилась в обители в середине XVIII в., стояла к северу или к востоку от собора, однако, возможно, существовала ранее, так как на плане монастыря 1715 г. в этом месте обозначен некий малый храм. В 1763 г. церковь упоминалась как «неслужащая», в 1800 г. разобрана. В ризнице Богородице-Рождественского монастыря хранились написанные на железе иконы Вседержителя и Благовещения Божией Матери из этого храма.
В 1654 г. владимирские посадские люди В.А. Хмылов и С.И. Пузов построили каменную 3-ярусную шатровую колокольню к юго-западу от собора. В 1763 г. на ней было 13 колоколов, в 1800 г. — 11, в 1814 г. и позже — 8 колоколов. На средства Хмылова и Пузова также были сооружены каменные кельи. До середины XVII в. келейные корпуса и хозяйственные службы монастыря были деревянными. В 1659 г. были сооружены северные служительские (экономические, или казенные) каменные кельи, в 1681 и 1689 гг. на средства архим. Викентия — южные каменные братские и больничные корпуса, восточный келейный корпус, часть которого в 1750-1789 гг. и после 1800 г. занимали Владимирская ДС и консистория (к 2004 г. сохранились в перестроенном виде).
Ограда монастыря до 1700 г. была деревянной. В древности, когда существовали крепостные валы и рубленые стены на валах, ограда монастыря с южной и восточной сторон находилась ниже валов, внутри насыпи; в 1719 г. ограда внутри насыпи сгорела и была поставлена новая на валах. В 1700-1701 гг. часть ограды с северной и западной сторон была отстроена в камне. Каменные северные святые врата, очевидно построенные в 1607 г. вместе с надвратной Александро-Невской церкви, были расписаны сценами Страшного Суда, на выступах изображены владимирские чудотворцы и вмч. Димитрий Солунский (вкладная книга упоминает о росписи святых врат в 1637 и «в прежних годах»; к 2004 росписи забелены). Фрески имели, по мнению Тихонравова, сходство с росписями собора владимирского Княгинина монастыря и работами прп. Андрея Рублёва в Успенском соборе. Восточные ворота монастыря были заложены после выноса мощей святого Александра Невского. Каменная арка этих ворот также была украшена росписью: изображением Богородицы «Знамение» с предстоящими справа Киевским митр. св. Максимом, святыми князьями Андреем Юрьевичем и Глебом Андреевичем, слева – св. Александром Невским, великим кн. Георгием Всеволодовичем и мч. Авраамием Болгарским. К 1763 г. вся ограда была каменной, с 4 воротами и 4 угловыми башнями.
В 1748 г. в западной части монастыря построили здание архиерейского дома, впоследствии неоднократно перестраивавшееся. С 1763 г. при архиерейских палатах существовала пристроенная к каменному зданию деревянная крестовая Благовещенская церковь, очевидно, упраздненная после переезда архиерея в Суздаль. В 1828 г. в северной части нижнего этажа была устроена крестовая Троицкая церковь, не действовавшая уже в 1850 г. Еп. Иустин (Михайлов) освятил домовую церковь во имя святого Александра Невского, впоследствии также упраздненную. В архиерейском доме была освящена церковь в честь Всех святых, сохранившаяся до настоящего времени.
Богородице-Рождественскому монастырю и архиерейскому дому принадлежали постройки и владения за пределами монастыря, в частности, на территории Владимирского кремля (осадный двор, слободы и «старый» конюшенный двор с постройками, известные с XVII в., к середине XIX в. в одном из домов размещалась семинарская больница), гостиница за Ивановскими воротами Владимира (известна с 1701). В 1763 г. близ кафедрального Успенского собора находился летний архиерейский дом с крестовой церковью во имя свт. Алексия Московского, упраздненный в 1789 г. Загородный архиерейский дом во второй половине XVIII — середине XIX в. находился в с. Добром. Подворье Богородице-Рождественского монастыря в Москве, на Воскресенской ул., в Китай-городе, упоминается во вкладной книге 1690 г. Позднее архиерейскому дому принадлежали в Москве два квартала на Рождественской и Софийской улицах.
В июле 1918 г. помещения Богородице-Рождественского монастыря частично были заняты войсками внутренней охраны ГубЧК, в августе Владимирский архиерей вместе со служащими архиерейского дома был выселен в странноприимный дом при Успенском соборе. В октябре 1918 г. власти закрыли крестовую церковь, в которой разместился танцевальный зал. 20 июля 1920 г. между группой верующих во главе с наместником монастыря архим. священноисп. Афанасием (Сахаровым) и органами местной власти было подписано соглашение о передаче общине безвозмездно в пользование Рождество-Богородицкого собора, Всехсвятской церкви, колокольни и двух часовен (близ святых ворот монастыря и на Борисоглебской ул.). Однако 15 июля 1920 г. губ. исполком постановил передать все здания монастыря в ведение ВОХР ГубЧК, к августе того же года постановление было исполнено.
В 1922 г. весь монастырь был занят ОГПУ. В 1924 г. губ. отдел народного образования предлагал снести Рождество-Богородицкий собор, кирпич использовать для постройки школы в с. Спасском Владимирского у. Вызванный исполкомом архитектор П.Д. Барановский не допустил сноса храма, северные ограды и башни (ученый оценивал перестройку собора в XIX в. как «одну из первых научных реставраций памятников архитектуры в России»). Собор и колокольня были разобраны по инициативе начальника Владимирского губотдела ОГПУ, несмотря на протесты специалиста Главнауки Н. Левинсона, в июне — июле 1930 г. В 30-70-х гг. территория и все здания монастыря принадлежали ОГПУ, НКВД и КГБ, лишь в бывшей крестовой церкви в 1967-1984 гг.размещались на нижнем этаже библиотека Владимирского музея и городской шахматный клуб, на верхнем этаже — спортивный зал.
21 сентября 1991 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и в связи с 800-летием Богородице-Рождественского монастыря, был совершен крестный ход во главе с Владимирским еп. Евлогием (Смирновым) из Успенского собора в обитель. На месте уничтоженного собора был освящен памятный крест. 21 сентября следующего года в обители возобновилось богослужение. Первым наместником монастыря стал архим. Иустиниан (Саган), с 17 июля 2001 г. наместником обители является архим. Нил (Сычёв). В 1993 г., после передачи Церкви всего комплекса Богородице-Рождественского монастыря, еп. Евлогий распорядился «сосредоточить при монастыре епархиальное управление с архиерейским домом, учебную деятельность и общественно-церковную жизнь». 30 октября 1993 г., в день памяти жертв политических репрессий, в саду монастыря был открыт памятный поминальный белокаменный крест, а на монастырской стене — мемориальная доска в память о расстрелянных на территории обители в 30-40-х гг. XX в. К 2004 г. в келейных корпусах монастыря располагаются епархиальное управление, Владимирская Свято-Феофановская ДС.
С октября 1992 г. богослужения во Богородице-Рождественском монастыре совершались на переносном престоле, затем был отремонтирован и в 1994 г. освящен храм Рождества Христова. В сентябре 1995 г. посетивший Богородице-Рождественский монастырь Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Восстановлению храма предшествовали археологические раскопки, проведенные в 1995-1999 гг., во время которых было найдено большое количество деталей собора XII в., полностью раскрыт и обмерен фундамент. В 1999 г. начались работы по строительству нового собора, являющегося храмом-памятником, работы велись епархиальным управлением совместно с администрацией Владимирской обл. 21 августа 2004 г. освящение собора совершили Калужский митр. Климент (Капалин) и Владимирский архиеп. Евлогий.
http://www.brm33.ru/
По кромке холма, в ряд с соборным и княжеским храмами, стоял прежде еще один — монастырский (до 1930 г.). Мужской монастырь с белокаменным собором Рождества Богородицы заложил в 1191 г. Всеволод III. До сих пор сохранился на древнем месте монастырский ансамбль в окружении стен и башен.
Архитектурная история, древняя топография, исторический пейзаж, церковная святыня, старинный монастырский быт и уклад — все объемлет Рождественский монастырь. Монашество на Руси… Иночество… Иной — ангельский — образ; иной — подвижнический — путь спасения. Молитва и пост, труд и ученость, дерзость первопроходца и даже воинский подвиг — все это русское монашество. Летописание, икона, книжное искусство, архитектурная мысль, тонкости всякого ремесла и рукоделия — и это монашество. Государственная мудрость, духовное величие, смирение и милосердие — и это тоже монашество. Для русского человека монастырь и монах были и остались образцом христианской любви и нестяжательной чистой жизни. В прежние времена Владимир был полон монастырей — Рождественский, Княгинин, Козьмин, Георгиевский, Спасо-Златовратский, Николо-Златовратский, Борисоглебский, Богородицкий, Зачатьевский, Сергиевский, а на ближних подступах — Вознесенский, Федоровский, Константино-Еленинский… К концу XIX в. оставались только первые два, прочие упразднили: одни исчезли вовсе, другие превратились в приходские церкви.
Рождественский монастырь долго удерживал первенство среди русских монастырей, и только в 1561 г. уступил его Троице-Сергиеву, а в 1720 г. еще Александре-Невскому монастырю. Однако всегда оставался в ведении и под покровительством митрополитов и патриархов. С середины XVIII в. он сделался домом Владимирских архиереев.
В монастыре долгое время хранилась великая реликвия — мощи св. князя Александра Невского, погребенного в соборной церкви в 1263 г. и прославленного как святой в 1380 г. Останки его в 1723 г. перевезены в Петербург. Из игуменов монастыря был епископ Симон — крупный богослов и государственный деятель, сподвижник князя Георгия в основании г. Нижнего Новгорода и строительстве белокаменного собора в Суздале в XIII в. До XVII в. Рождественский собор был единственным каменным зданием монастыря, а затем выстроились из камня святые ворота с Христо-Рождественской (Крестовой) церковью, шатровая колокольня, монашеские и архимандричьи кельи, различные службы, ограда и башни. В 1748 г. западную часть монастыря занял архиерейский дом — нарядное двухэтажное здание в древнерусских формах, под высокими кровлями-”колпаками”. Белокаменный собор постепенно ветшал, и в 1858-1868 гг. был перестроен епархиальным архитектором Н.А. Артлебеном как бы заново — разобран и сложен так, как представлялся архитектору его первоначальный вид.
В открытках запечатлен утраченный характерный силуэт монастыря — горизонталь стены и двойная вертикаль шатра и шлемовидной главы. Жаль, что фотографы почти не снимали монастырь ни изнутри, ни со стороны улицы. Закрытый в 1920 г. архиерейский монастырь вдень Рождества Богородицы в 1991 г. заново освящен, а со временем в него вернется церковная жизнь.
Из воспоминаний и рассказов старожилов. Площадь при Владимирском Архиерейском доме, в настоящее время покрытая густо разросшимися деревьями, невольно вызывает воспоминания, какова она была за 60 лет назад, при Преосвященном Ксенофонте. Вся площадь в летнее время представляла сплошную луговину, покрытую репейником, крапивой и чертополохом в рост человека. Оживляли эту площадь одни неумолкавшие крики журавлей , беспрестанно гулявших среди этой травяной рощи, и пары павлинов, гордо ходивших с распущенными хвостами по дорожкам. Это были птицы, любимые Преосвященным. В мае, когда все воспитанники семинарии и духовных училищ собирались на площадь просить себе у Его преосвященства рекреации, с трудом протаптывали первые эшелоны мальчиков эту непроходимую чащу репейника и крапивы. Латинское прошение, предваряемое в низком тоне, заШатиз, каждый раз пелось выше и выше тоном, так что на Студеной горе можно было его слышать… Тысячная масса стремилась быть услышанной — и вопль ее растворял наконец окно, и Владыко с улыбкой на лице обеими руками благословлял на гулянье; gratias agmus, слышимое в Красном селе, заканчивало процедуру прошения.
Газета «Владимирские Губернские ведомости», 1885 г., №50.http://book33.ru/vladimirskaya-oblast-photogallereja/gorod-vladimir-v-staroj-otkrytke-rozhdestvenskij-monastyr.html