Владимир. Алексиевский Константино-Еленинский мужской монастырь. Церковь Константина и Елены.

Существующая каменная церковь Константина и Елены построена в 1765-1770 годах. В 1865 г. церковь была перестроена, в 1885 г. возведена многоярусная кирпичная колокольня. В 1935 г. церковь была закрыта, ее сначала заняли под склад, потом там размещался клуб, затем разливочный винный цех, в 80-90-х гг. цех диафильмов. В октябре 1994 г. храм был вновь освящен во имя равноапостольных Константина и Елены.

Нынешнее село Доброе несомненно образовалось из слободки, поселившейся около монастыря; первоначальное его основание, вероятно, современно монастырю. В старинных актах в первый раз оно упоминается в жалованной грамоте митрополита Геронтия от 1478 г. Тогда здесь была уже церковь во имя св. Николая Чудотворца, потому что в грамоте упоминается «Никольский поп в Добром селе». Судьба этой церкви в течение XVI столетия остается неизвестной. Существование её в селе Добром в XVII веке подтверждается записью в патриарших окладных книгах, в коих под 1628 г. значится: «церковь  великого чудотворца Николы в селе Добром царя-Константиновского монастыря…» В 1694 г. при этой церкви продолжал существовать  самостоятельный причт: был поп Петр Дмитриев, дьячек Сенка Тимофеев, а в 1710 г. поп Стефан Петров.
При Никольской церкви в Добром селе в начале прошлого столетия была другая теплая деревянная-же церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Эта церковь в 1720 г. по ветхости была разобрана и пожертвована в г. Владимир для постройки после пожара церкви Трех Святителей при нынешней Сергиевской церкви. В 1730 г. по просьбе прихожан был дан указ на построение новой церкви вместо обветшалой Николаевской. Когда была выстроена эта церковь, не известно, но существовала она до начала нынешнего столетия.
В настоящее время в Добром селе существует каменная церковь; она построена во второй половине прошлого столетия архимандритом бывшего здесь монастыря Авраамием. По упразднении монастыря церковь передана была селу. В 1865 г. церковь распространена в длину, и в трапезе устроено два придела.
При церкви в 1885 г. выстроена довольно высокая каменная колокольня.
Престолов в настоящее время в церкви три: в холодной во имя свят. равноапостольных царя Константина и матери его Елены, в приделах теплых во имя Николая Чудотворца (в память прежней деревянной приходской церкви) и во имя свят. Алексия, митрополита Московского (основателя бывшего здесь монастыря). Алтарь в настоящей церкви троечастный; над престолом в 1845 г. устроена сень.
Из книги «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» 1893 г.

Не одно столетие с востока от Владимира располагались два села: Доброе и Красное. Во второй половине XVIII века в обоих сёлах вместо деревянных были выстроены каменные храмы. К началу ХХ в. приход Константино-Еленинского храма состоял из одного села Доброе.
О судьбе Константино-Еленинского храма в послереволюционные годы известно сравнительно мало. Сохранились воспоминания, что с дореволюционных лет на колокольне висела памятная доска с фамилиями местных жителей, строивших колокольню в 1885 г. и что в 1920–1930-е гг. эту доску замазали, т.к. указанные на доске люди опасались репрессий [1].
Согласно данным на ноябрь 1930 г., в селе существовала ячейка Союза воинствующих безбожников, но собрания не проводились, взносы не уплачивались, не велась никакая работа с крестьянством [2].
Известно также, что 14 июля 1934 г. Ивановский облисполком при закрытии храма в с. Кусунове рекомендовал верующим использовать для богослужений церкви в с. Добром и Красном, до которых 4 и 5 км (тогда действовала переправа), в которых они удовлетворяли свои религиозные нужды примерно с 1930 г., т.е. со времени фактического закрытия храма в с. Кусунове [ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 3. Д. 293. Л. 6].
В некоторых публикациях годом закрытия церкви в с. Добром указывается 1935 г. [3]. Однако в 1944 г. верующие в письме патриарху писали, что храм действовал до ареста служившего в нем архимандрита Иосафа (Хрисанфова) [ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 1. Д. 238. Л. 3]. Хрисанфов Иосаф Михайлович, 1870 г.р., был арестован 16 июня 1938 г. и приговорён к 5 годам лишения свободы [4]. В 1940 г. в одной из антирелигиозных статей во владимирской газете «Призыв» сообщалось: «Прикрываясь христовой «кротостью», поп с. Доброго на празднике Благовещения выступил с контрреволюционной проповедью, призывая стоять за церковь» [5]. Вероятно, это событие относится к 1938 г. и именно оно стало поводом для ареста священника. Сведений, с какого времени он начал служить в Константино-Еленинском храме, автором не обнаружено, но известно, что в 1930 г. он служил в с. Давыдове (ныне Камешковского района) [6].
Примечательно, что после ареста священника храм не был закрыт. Как писали верующие в вышеуказанном письме патриарху в 1944 г., «между тем все налагаемые на этот храм налоги ежегодно прихожанами уплачивались, <…> недоимок никаких нет, поэтому он никем закрыт не был, да и верующие прихода сего стойко и крепко хранят и чтут православную веру своих отцев [так в тексте. – Авт.] и берегут указанный древний свой храм в том виде, в каком он был».
Спустя какое-то время верующие стали «обращаться к соответствующим местным духовным и Советским Властям» с просьбами о назначении в храм нового священника – просьбы не были удовлетворены. 4 июня 1944 г. верующие, получив от Красносельского сельсовета разрешение, провели собрание, на котором решили писать письмо патриарху и собрали 137 подписей за возобновление служб в храме (в числе ходатайствовавших были и жители сёл Суромны и Красного, в которых храмы были закрыты); на том же собрании был избран церковный совет из 23 человек. Тогда же прихожанкой Е.И. Кротовой, уполномоченной верующими, было написано патриарху письмо «с ходатайством о разрешении в нашем древнем благоустроенном великолепием храме, как незакрывавшемся, совершать богослужение и о назначении для этого священника». Письмо начиналось повествованием о древней истории храма, о некогда существовавшем на его месте монастыре, указывалось в письме, что «верующие прихода сего стойко и крепко хранят и чтут православную веру своих отцев [так в тексте. – Авт.] и берегут указанный древний свой храм в том виде, в каком он был», налоги уплачивают, а совершение богослужений просили разрешить, «дабы не было в нашем древнем храме мерзости и запустения» и для «поминовения воинов, павших в боях Отечественной войны, борющихся против врага человечества фашизма», «ибо настала необходимость в воздаянии перед Богом молитвы об исполнении нашему воинству победы над врагом».
Просьба была отклонена, но сделано это не по причине отсутствия священника (единственно возможная причина для отрицательного ответа), а «ввиду того, что эта церковь не функционирует с 1937 г., а в г. Владимире на расстоянии 4 км от селений Красносельского сельсовета Владимирского района имеются две действующие церкви», т.е. власти «ходатайство о разрешении совершать богослужение и о назначении для этого священника» переквалифицировали в ходатайство «об открытии храма». 18 августа того же года данное решение сообщили Е.И. Кротовой. Ответ властей не содержал ссылок на постановление о закрытии храма, как это обычно делалось. Из этого следует, что храм действительно не был официально закрыт сразу после прекращения в нём богослужений. Т.о. события 1944 г. можно считать закрытием храма.
Указание в официальном письме, что «церковь не функционирует с 1937 г.», вероятно, взято из цитировавшего выше письма верующих патриарху («Богослужении [так в тексте. – Авт.] в указанном храме совершались до 1937 г. В 1937 г. служивший в нем архимандрит Иосаф был арестован и выслан. С того времени священника нет и богослужении [так в тексте. – Авт.] не совершаются») [ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 1. Д. 238. Л. 1–7]. Как было указано выше, Хрисанфов Иосаф Михайлович был арестован 16 июня 1938 г. Вероятность того, что в 1944 г. верующие могли не помнить точно, в 1937 или 1938 г. арестован священник, выше, чем вероятность того, что они неправильно связывали причину прекращения богослужений с арестом священника, поэтому следует считать, что настоящая дата прекращения богослужений – 1938 г., после ареста священника.
Закрытие храма, естественно, не вело к автоматической утрате крестьянами религиозности. Так, в 1940 г. в с. Добром в праздник Успение не вышло на работу три звена («30 трудодней») [7].
Согласно предоставленным в 1962 г., Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, по данным на 1 января 1961 г. церковь в Добром использовалась под склад Текстильконторы [ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 330. Л. 246, 247]. В остальное время церковь в Добром использовалась под склад (сразу после закрытия), потом там размещался клуб, затем разливочный винный цех, в 1980–90-х гг. – цех диафильмов.
В 1957 г. село было включено в черту города. Вероятно, именно из-за того, что в 1920–1930-е гг. сёло не входило в состав города, в отличие от городских храмов, при храме сохранилось кладбище (правда, есть данные, что территория кладбища в с. Добром частично было занята под огороды и гаражи [3]). На кладбище сохранился один дореволюционный памятник. Производить захоронения на кладбище перестали, вероятно, вскоре после присоединения сёл к городу.
В начале 1990-х гг. храм был возвращен верующим.
Использованная литература:
1. Сбитнева И.С. Краткая история с. Доброго во Владимире // Материалы областной краеведческой конференции (20 апреля 2007 г.). В 2 т. Т. 1. / Влад.обл.универсальная б-ка им. М. Горького; Влад.обл.об-во краеведов: сост. Т.Б. Шестернина. – Вл., 2007. – С. 93.2. Призыв, 1930, № 250, 12 ноября.3. Тимофеева Т.П. Село Доброе и Добросельская церковь // Материалы 6-й и 7-й городских краеведческих конференций / Управление культуры и туризма администрации г. Владимира; МБУК «Центральная городская библиотека» г. Владимира, отдел краеведческих исследований; сост. М.П. Попова. – Вл.: Транзит-ИКС, 2012. – С. 131.4. Боль и память. Книга памяти жертв политических репрессий Владимирской области: В 2 т. / Сост. А. Семенов, Е. Селиверстов. – Владимир, 2001. – Т. 1; За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник. – Александров, 2000. — С. 70.5. Абраменков Е. Контрреволюционные дела церковников // Призыв, 1940, № 87, 2 апреля, с. 26. Сайт Комиссии по канонизации святых Владимирской епархии http://www.vladkan.ru/personal/2109120900.html7. Абраменков Е. Вести неустанно антирелигиозную пропаганду // Призыв, 1940, № 210, 24 сентября, с. 2; Как возник церковный праздник «Покров» // Призыв, 1940, № 214, 28 сентября, с. 2; Полетаев А. Антирелигиозная работа на селе // Призыв, 1941, № 42, 20 февраля, с. 2.
Ершов А.Л. Судьба храмов в сёлах Добром и Красном около Владимира // Старая столица: краеведческий альманах. Вып. 8 / Центральная городская библиотека г. Владимира, отдел краеведческих исследований. – Владимир, 2014.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?