К открытию новой выставки в Художественном музее Цюриха («Кунстхаус»): «Шагал — мастер модерна». Марк Захарович Шагал (1887–1985).
Чем был бы сегодня Фраумюнстер без шагаловских витражей? Одной из многих бывших монастырских церквей — свидетельниц нескольких эпох в истории развития общества, страны и города. Пожалуй, только красивый острый шпиль обращал бы на себя внимание да месторасположение церкви — центр города, как не зайти? Но 13 сентября 1967 года, в сопровождении представителей церковного попечительского совета, городской администрации, художников и историков, Художник пришел во Фраумюнстер посмотреть на заказ, предложенный ему Цюрихом.
«Эти окна шокируют меня своей высотой и шириной. Я никогда еще не работал с такими непривычными размерами и пропорциями…. Как должен я в эти пять узеньких окон поместить всю композицию, да еще так, чтобы каждое окно стало „живым“?», — размышлял он вслух.
Целый год уговаривали Мастера. Целый год Мастер размышлял. Во время своего второго посещения Марк Шагал принял решение работать над предложенным проектом — созданием витражей для хоров в церкви Фраумюнстер.
Еще в 1956 году художник начал воплощать свой замысел, названный позже искусствоведами «Библией Шагала», в новом для него материале — стекле. «Витраж кажется очень простым делом: материалом является сам свет…», — говорил Шагал. Игра света с цветным стеклом так его увлекла, что практически до конца своей жизни Шагал работал в этом жанре. Шагаловские витражи украсили окна в соборе Нотр-Дам в Париже, в католической церкви в Метце, в синагоге медицинского центра на западе Иерусалима. Торжественное открытие витражей в Цюрихе состоялось в сентябре 1970 года. Шагалу было 83 года.
История Иисуса — на зеленом, олицетворяющем рождение, рост, движение, жизнь и вечность. История Христа — в двойном венце ветхозаветных сюжетов: миротворцы и предвестники преобразования мира напротив Мессии; святой золотой город, сошедший с неба, и лестница, уходящая в небесную глубину. И одноглазые безухие твари: то ли витебские коровы, то ли боевые кони Армагеддона, то ли ослики, на одном из которых Пророк из Назарета въехал в Иерусалим, то ли Агнцы божьи, похожие на маленьких овец. Все одним узнаваемым росчерком — это витражи Шагала в церкви Фраумюнстер.
В 1978 году девяностолетний мастер выполняет на темной южной стене поперечного нефа в дополнение к существующему циклу новый шедевр: круглое окно — розетку размером 2.7 м в диаметре. «Драгоценное — единственное слово, которое подходит окну», — пишет искусствовед И.Фогельзангер де Рош в книге «Шагаловские окна в Цюрихе».
Розетка Шагала, как и остальные витражи Мастера, — это, прежде всего, объяснение цветом. В этом витраже доминирует единственный цвет — синий. Он содержит в себе всю музыкальную гамму цветовой палитры художника от тяжелых, глубоких тонов, до легких, звенящих оттенков. Он раскрывает все психологические состояния человека: от трагических, мрачных, грозовых до светлых, небесных. Синий цвет — любимый цвет Шагала. Он им жил, дышал, творил. «Сотворение» — это тема розетки во Фраумюнстере. Но это не совсем иллюстрация библейского сюжета, рассказанного в «Бытии», и совсем не научное представление образования мира. Это видения Шагала. Это особенный гимн Создателю. Это творение Творца.