Построена предположительно в 1772-1777 гг. на месте старой деревянной, неоднократно горевшей церкви. В XIX в. передана православным и перестроена. Полностью разрушена в 1930-х. Восстановлена по эскизам и чертежам на прежнем фундаменте в 2004-2007 гг. *** (по материалам сайта www.gorod.vitebsk.by): «О Воскресенской (Рыночной) церкви известно, что построена она была в начале XVII в. (в 1617—1618 гг.) и размещалась в западной части Рыночной площади. Из «Чертежа» видно, что стояла она боковым фасадом к улице, ведущей к Суражской браме, и алтарем в сторону Иезуитского моста. Традиция, когда церковь должна была ориентироваться алтарём на восток, была нарушена. И сделано это было архитекторами и строителями вполне сознательно — во имя более удачного для всего ансамбля площади размещения зданий. При подходе к Рыночной площади со стороны реки Витьбы главный фасад Воскресенской церкви воспринимался как левая часть театральной кулисы, за которой развертывалась сама площадь, обрамленная торговыми рядами с ратушей в центре. Правой частью кулисы выступал барочный фасад Антониевского костела бернардинцев. И Воскресенская церковь, и костел святого Антония возводились почти одновременно, формируя единый градостроительный ансамбль.
Старая деревянная Воскресенская церковь представляла собой трехсрубное здание, построенное на углу Взгорской и Подвинской улиц в начале XVII в., она имела развитую архитектурную композицию, включающую основной прямоугольный объем с шатровым покрытием, пятистенную апсиду и двухъярусную звонницу. И апсида, и звонница также имели шатровые покрытия, венчающиеся небольшими куполами-главками. Все четыре фасада членились прямоугольными оконными проемами с полуциркульным завершением. Вдоль южного фасада основного сруба церкви располагалась галерея. Алтарный сруб был покрыт шатрообразной крышей и завершался восьмигранной глухой башенкой с куполом. По свидетельству археологов (И.А. Тишкин), Воскресенская деревянная церковь горела несколько раз.
Новая Воскресенская каменная церковь была построена в 1772 г. на средства витебского мещанина Николая Смыка. (И.А. Тишкин, к примеру, считает, что строительство велось на рубеже 1740—1750-х гг.)
Однонефовый храм имел (сориентированную на север) полукруглую алтарную апсиду с ризницами по сторонам, придававшими объему строения прямоугольную форму и позволявшими ему плотно прилегать к зданию торговых рядов. Выше их поднималась светлая полукруглая алтарная апсида, венчаемая художественно изогнутым фронтоном — «диадемой». Окна удлиненных боковых сторон церкви располагались в глубоких нишах, промежутки между которыми представляют собой контрфорсы, сдерживающие распор высоких сводов. Следует подчеркнуть такую особенность: несмотря на то что южный трехчастный фасад церкви повторял схему фасада бернардинского костела, все же ее башни (более стройные и выразительные), как и более узкая полоса фасада, придавали Воскресенской церкви преобладающее композиционное значение. Архитектор чувствовал, что церковь не выполнит главной роли в ансамбле площади, и …нашел адекватное ситуации решение. Башни были сделаны трехъярусными (как «у костела бернардинцев»), что позволило противопоставить короткий фасад церкви горизонтальным линиям ратуши и монастыря, значительно превышающим ее объем, и превратить церковь в важный для городского ансамбля объект архитектуры.
В 1834 г. Воскресенская Рыночная церковь (в конце XVIII ст. это был один из значимых униатских храмов г. Витебска) была передана православным. И уже в 1841 г. епархиальный архитектор Порт разработал проект перестройки храма, предусматривающий полное изменение его внешнего облика. Однако в ходе реконструкции были допущены отклонения от проекта: разобран второй ярус барочного щита на главном фасаде и вместо него появился треугольный фронтон. Надапсидный щит, мешавший установке барабана, был сбит. Барабан был выполнен из дерева, имел восьмигранную форму и был покрыт куполом, завершавшимся небольшой башенкой. В церкви установлен иконостас.
В таком виде церковь существовала до середины 1930-х гг. В январе 1936 г. по решению городских властей один из красивейших памятников витебской архитектуры XVIII—XIX вв. был уничтожен… …Приходится сожалеть, что не сохранилось описаний церковных росписей. Однако о том, что они были, можно узнать из архивов Императорской архивной комиссии (ИАК), выдавшей в 1913 г. разрешение на ремонт церкви. Главное требование ИАК состояло в следующем: не трогать росписей стен. Наличие орнаментальной разрисовки Воскресенской церкви подтверждает археолог архитектуры И.А. Тишкин, обнаруживший в ходе раскопок 1991 г. фрагменты церковной живописи.»