Вирма. Церковь Петра и Павла.

Центральное помещение храма — четверик — увенчано пятиглавым кубом, своеобразным покрытием в виде невысокого пологого шатра с изогнутыми по килевидной кривой гранями, в вершине которого установлена центральная глава, а на ребрах — четыре боковых. С востока к четверику храма примыкает пятистенный алтарь, перекрытый бочкой, а с запада — трапезная и сени.
По форме покрытия Петропавловская церковь относится к типу кубоватых храмов, возникших и широко распространившихся на Русском Севере в XVII веке. Одной из причин, повлиявших на возникновение такого замысловатого и нарядного покрытия, было известное запрещение патриарха Никона строить шатровые храмы. Академик И.Э. Грабарь так охарактеризовал этот архитектурно-строительный период: «Отказаться окончательно и навсегда от шатра, слишком заветного и дорогого для северянина, строители были не в силах, и с половины XVII века заметно лихорадочное искание новых форм, так или иначе напоминающих и заменяющих шатер. Уже и бочечно-шатровые формы были заметной уступкой упорному давлению, шедшему из Москвы, но все же шатер был до известной степени спасен ценою пятиглавия. «Куб» явился еще более ловкой подменой шатра, окончательно усыпившей недреманное око взыскательных архиереев». Подтверждением такого предположения может служить и то обстоятельство, что ныне утраченная церковь Параскевы Пятницы в селе Шуерецком (Беломорский район), построенная в 1666 году, имела лишь одну главку, венчавшую вытянутый вверх куб, издали напоминающий шатер.
Несмотря на значительные переделки, «поновления» и обшивку, скрывшие от наших глаз тектонику сруба и пластику венчающего четверик куба, церковь тем не менее вызывает ощущение первоначальной мощи, чему немало способствует архаичность ее пропорционального построения в сравнении с аналогичными сооружениями бассейна реки Онеги. Относительно низкий четверик, несколько грузноватый куб и очень крупная центральная глава свидетельствуют о древности этой постройки.
Информация с сайта Карелия 2000 — Русский север

Церковь Петра и Павла расположена в селе Вирма Беломорского района и относится к редкому типу кубоватых храмов. Строительство церкви началось в 1696 г. и растянулось почти на 200 лет. Его можно разделить на несколько основных периодов. Изначально была возведена деревянная постройка, увенчанная пятиглавием, приблизительно через 100 лет был обустроен основной вход, оборудована трапезная и установлен иконостас, еще через 15 лет церковь была декорирована внутри и выкрашена белилами снаружи. Последний этап работ был выполнен в 1909 г., когда была построена новая трапезная и крыльцо, подведены фундаменты и еще раз побелены стены.В настоящее время центральное помещение церкви Петра и Павла — четверик — обито деревянными досками и увенчано пятиглавым кубом в виде невысокого пологого шатра, на самой вершине которого установлена самая большая глава, на ребрах — 4 главки поменьше. На востоке к центральному зданию примыкает алтарь, с запада — трапезная и стены. В интерьере церкви сохранились клиросы с подзорами. В восточной части пол слегка приподнят. Трапезная и основное церковное помещение обогревались кирпичными печами в форме прямоугольных призм, которые сохранились и по сей день.
http://www.kaliningradgid.ru/architecture/

Известно, что достаточно длительное время деревня Вирма входила в состав вотчин знаменитой Марфы-посадницы. Вотчина занимала лидирующее положение среди новгородских феодалов по территориальным размерам владений в Карелии. Но вскоре после падания боярщины в Новгороде все владения бояр были изъяты. Именно с того времени дошли до нас первые упоминания о храме, первым священником которого был Иоанн Сорокин. Какой именно была эта церковь — сказать сложно, известно только, что она была предшественницей Петропавловской церкви. Считается, Петропавловская церковь была выстроена не ранее чем в 1625 г.
Внешний вид церкви поражает своим пластическим богатством, которое прекрасно контрастирует с окружающей скудной природой. Четверик – это центральное помещение храма, которое увенчано пятиглавым кубом и необычным покрытием в виде пологого шатра с кривыми гранями, а на вершине его находится центральная глава. С восточной части к четверику церкви примыкает пятистенный алтарь, который перекрыт бочкой; с запада располагаются сени и трапезная.
Что касается формы покрытия Петропавловского храма, то он относится к кубоватому типу, возникшему и широко распространившемуся на Русском севере в 17 в. Есть несколько причин, которые повлияли на появление столь нарядного и замысловатого покрытия. Одной из них является запрет патриарха Никона на строительство шатровых храмов. Данную гипотезу можно подтвердить и тем, что ранее утраченная церковь Параскевы Пятницы, которая располагалась в селе Шуерецком и которая была построена в 1666 г., имела только одну главку, которая венчала вытянутый куб, издали напоминающий шатер. Кроме этого, появлению замысловатых живописных форм покрытия способствовали и новые декоративные тенденции, коснувшиеся искусства в 17 в. Низкий четверик, немного грубоватый куб и особенно массивная центральная глава говорят о древности данной церкви.
Петропавловская церковь дошла до современного времени не в первоначальном виде. Как и наибольшее количество памятников деревянного зодчества всего Русского севера, в ходе эксплуатации она подвергалась немалому количеству реконструкций, которые совмещались с разного рода ремонтами, отражавшими различные периоды строительно-архитектурных тенденций. Первый ремонт здание церкви перенесло в период 1635-1639 г.г. Далее последовала перестройка спустя полвека. Помимо этого, есть предположение, что церковь повторно освящалась, ведь в то время не могли не отразиться на храме последствия набегов шведов, а также переустановки окон, а также тяблового иконостаса вследствие несоответствия новым церковным канонам. В 1842 г. Петропавловский храм впервые был окрашен охрою; в 1874 г. церковь была перекрашена белилами и обита новыми обоями внутри помещения; в 1893 г. церковь также подвергалась незначительным изменениям, касающимся побелки и покрытия тесом. Немалое количество переделок не могло не нанести урон внутреннему и внешнему убранству церкви, тем более, что достоверных следов от западной части почти не сохранилось. Значительно пострадала обшивка северной части стены центрального столпа.
Само конструктивное решение церкви и алтаря является традиционным: стены выполнены из бревен диаметром 36 см и стесаны с внутренней части более чем на половину; бревна имеют округлые края и в верхней части постепенно расширяются. На чердаке главного помещения можно изнутри увидеть конструкцию куба, который венчает церковь. Куб вырублен из бревен с зазорами и покоится на шестивенцовом четверике, который врублен в наружные стены церкви на уровне высоты повалов. Данное сооружение очень устойчиво благодаря бревенчатым стенам, пересекающимся под прямым углом.
Что касается духовного наследия церкви, то согласно историческим данным, тябловый иконостас Петропавловской церкви состоял из четырех иконных ярусов 17 в., а сам иконостас датируется 1625 годом.
Петропавловская церковь является результатом трудных поисков, а также радостных открытий мастеров-зодчих древнего времени.
http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=4307#ixzz44B6Tg7bh

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?