Рубрика «Малоизвестные картины Третьяковской галереи»: Виноградов Сергей Арсеньевич «В доме» (1912). Поэзия усадебной жизни с ее неспешным укладом, милыми приятностями дня, долгими разговорами за чаем с вареньем привлекала многих художников Серебряного века. Одним из них был Сергей Арсеньевич Виноградов.
В целый цикл складываются созданные им работы, выполненные в имении Головинка, принадлежавшем Всеволоду Саввичу Мамонтову, где художник гостил подолгу на протяжении 10 лет. Как отмечал сам Виноградов, «Головинка – красивейшая усадьба, поэтическое дворянское гнездо <…> Перед домом чудесный цветник, много роз, за которыми, помимо садовника, ухаживала красивейшая из женщин – хозяйка, сама похожая на розу. Сад кончался газонами и переходил в живописный парк, по обе стороны дорожки были большие ряды с цветами-маттиолами, совсем днем невидными, начинающими жить только с вечера до утра. В сумерки вдруг они посылают волнующий аромат и такой сильный, что приносится издалека он к дому, к балкону, на котором сидишь в обществе очаровательной женщины-розы».
Бывая у Мамонтовых в Головинке, Виноградов любил писать интерьеры дома – так, в целом ряде произведений можно увидеть гостиную с характерными оливково-синими обоями в полоску, узнаваемыми шторами и мебелью. Картина «В доме» (1912) композиционно решена так, будто мы наблюдаем за сценой, случайно войдя в комнату. Девочка склонилась над круглым столиком, где яркими пятнами манят разноцветные фрукты в вазе. Ее фигурка в синем платьице, косички с бантиками – трогательный образ детства, невольно вызывающий улыбку умиления. Художник – Сергеюшка, как называли его в семье, – был «ближе многих родственников», и дочерей Мамонтова Катю и Соню он знал с малых лет.
Воспоминания Софьи Мамонтовой, написанные много лет спустя, хранят теплые истории о пребывании художника в Головинке. Сам же Виноградов, попав после революции в имение, увидел лишь каменный остов: «…железная крыша содрана, рамы, полы – все выдрано, почему-то остался нетронутый паркет в гостиной». Такова судьба многих имений, опустевших «дворянских гнезд», не выдержавших натиска революций, и лишь некоторые полотна могут воскресить счастливые мгновения прежней жизни:
В господском доме тишина.
Все сохранилось, как и было
Тогда, в былые времена,
Когда по-барски барство жило.
(В. Гиляровский)
Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва