Вилла Пашковых в Ветошкино

Вилла Пашковых в Ветошкино

Главный дом усадьбы Пашковых — явление неординарное и уникальное. По своему размаху, архитектурной сложности и насыщенности усадебный ансамбль в Ветошкино — бывшем имении Пашковых Архенгельском — не имеет аналогов на землях Нижегородчины.

К Пашковым село перешло во второй половине XVIII века, когда Александр Ильич Пашков (1734 – 1809) – бедный дворянин, офицер линейных войск женился на богатой наследнице, купеческой дочке Дарье Ивановне Мясниковой (1735 – 1808) и разом стал владельцем земель на Южном Урале с рудниками и железоделательными заводами и обширных земель в Нижегородской губернии. Вероятно, история ветошкинской усадьбы и начинается с этой супружеской пары. Один из трех их сыновей — Василий Александрович (1764 – 1838) — преуспевая в военной и придворной службе, наследует основную часть ветошкинского имения матери и становится одним из богатейших нижегородских помещиков. В 1810-1819 годах на собственные средства он возводит в Ветошкино храм Усекновения главы Иоанна Крестителя, внутри которого находилась икона Тихвинской Божией Матери, принесенная из находившегося по соседству в 5 км к северо-западу упраздненного Троицкого монастыря. К слову, существует легенда, что для строительства дворца в Ветошкино в том числе использовался кирпич от разобранного Троицкого Монастыря. Его сын — Александр Васильевич (1792 — 1868), герой Отечественной и участник Русско-турецкой войны — наследует имение и становится основным владельцем ветошкинских земель. Считается, что именно при нем в усадьбе возводится архитектурный ансамбль, центром которого стала роскошный каменный особняк.

Ассиметричное в плане здание, вытянутое по западно-восточной оси, выстроено в формах английского романтизма. Каждый из четырех фасадов имеет свой оригинальный и не повторяющийся вид, формируя таким образом сложную и разнообъемную композицию здания. Строительство здания и формирование его объемно-пространственной композиции заняло период в 40 лет. Заложено здание было в 1828 году, о чем говорила ныне утраченная надпись из мраморной крошки на полу парадного холла «1828». Каменная плита на северо-восточном фасаде с выбитой датировкой «1868» говорит об окончании строительных работ дворца. В этом же году умирает Александр Васильевич Пашков, так и не заставший окончание строительства особняка.

И если период строительства главного дома имеет архитектурное подтверждение, то этапы строительства и реконструкции здания доподлинно неизвестны. Особняк состоит из двух объемов, отличных друг от друга по насыщенности внешнего убранства. Юго-восточная часть — более цельная и скромная по декору фасадов и ритму объемов, вероятнее всего, была построена первой. Существует версия, что выстроена она была по проекту самого Баженого, с которым П.Е. Пашков имел тесные взаимоотношения, одним из результатов которых стало строительство, наверное, самого знаменитого классицистического здания Москвы — дома на Воздвиженке. Однако версия эта пока не получила никаких документальных подкреплений. Вторая часть дома — северо-западная — сложная, разнообъемная, с эркерами и каскадными фронтонами, судя по всему, возводится позже, и из-за сложности рельефа ставится на массивную каменную террасу, мощеную кирпичом, под сводами которой располагались погреба с вином и подсобные помещения.

Стены здания возводятся из красного монохромного кирпича, обжигали который здесь же, в имении, из красной глины, залежи которой тянулись вдоль берегов Пьяны. Фасады обильно декорированы резным известняком из Борнуковского месторождения, расположенного в Пьяны близ села Борнуково. Стропильная крыша была зашита фальцевым железом, часть ее, под которой на чердаке располагался зимний сад, крылась стеклом. Особо интересно инженерное оснащение дворца. Уже к концу 1870-х годов в здании было проведено электричество, которым освещались помещения особняка. Внутренние стены испещрены воздушными каналами, которые закладывались непосредственно в кладку. По этим каналам естественной тягой проходили продукты горения единственного на весь дворец котла, располагавшегося в подвальном помещении, отапливая многочисленные помещения, спальни и залы. Этот метод позволил не располагать печи непосредственно в помещениях, избавляя дом от работы истопников в комнатах и залах.

После революции пашковский дворец, как водится, был национализирован. Спустя несколько лет в здании расположился сельскохозяйственный техникум, благодаря которому удалось сохранить уникальные интерьеры дома вплоть до 1994 года, когда последние были полностью уничтожены пожаром.

#Особняки@utrachennoe #Каменные_дома@utrachennoe #Английский_романтизм@utrachennoe #Ветошкино@utrachennoe
#Нижегородская_область@utrachennoe

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?