Виктор Васнецов. «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897)
Холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.
По словам Васнецова, образ Ивана Грозного завладел им еще в 1878 году, когда он переехал в Москву.
«Не знаю отчего, -рассказывал он, — но прИ осмотрах памятников старины, которой мы, художники, поселясь в древней столице интересовались, перед нами всегда вставала тень Ивана Грозного. Бродя по Кремлю, я как бы видел Грозного. в узких лестничных переходах и коридорах храма Василия Блаженного слыхал поступь его шагов, удары посоха, его властный гoлoc.»
Царь у Васнецова — умный и коварный, грозный и мудрый, одинокий и величественный одновременно.
Художник опирался в своей характеристике царя на суждения о нем современников и на психологический портрет Ивана Грозного историка Василия Ключевского. Им убедительно представлен крупный характер, сильная личность, что соответствовало как правде истории, так и поэтическим преданиям о грозном царе.
На портрете, слева, художник изобразил окно в царских палатах, из узкого закругленного проема которого видна слободская улица Москвы с шатровой колоколенкой и островерхими крышами деревянных домов. Эмоционально-лирическая нота, звучащая в этом пейзаже, оживляет общее гретущее настроение картины. «Окно в реальный мир» переносит наше воображение в точно обозначенное историческое время, служит дополнительным фактором для его характеристики.