Монастырь Георгия ПобедоносцаМонастырь св. Георгия Победоносца находится в деревне Эль-Хадр («Зеленый» — арабское прозвище св. Георгия), в настоящее время практически слившейся с Вифлеемом и его западным пригородом Бейт-Джаллой).Многочисленные сохранившиеся на разных языках жития св. Георгия Победоносца противоречивы и во многом мифологичны. По одной версии он был родом из Каппадокии и двоюродным братом Нино Каппадокийской, просветительницы Грузии. По другим — он родился в Палестине в г. Лидде (Лод), при чем отец его был родом из Каппадокии, а мать местной палестинской христианской из богатой семьи, владевшей землями к юго-западу от Вифлеема. Поначалу Георгий делал военную карьеру в войске Диоклетиана, дослужившись до чина комита. Однако открыто исповедуя христианство, с началом гонений на христиан он оставил военную службу. Проповедуя христианство и обращая язычников, навлек на себе гнев самого Диоклетиана, был подвергнут нечеловеческим пыткам и обезглавлен в 305 г. вместе с женой императора Александрой, уверовавшей во Христа при виде мученичества Георгия (Исторических данных об императрице Александре, жене Диоклетиана, не имеется. Жену гонителя христиан звали Приска.)Место мученичества Георгия также указывается по-разному. По наиболее распространенной версии, святой принял мученический венец в Никомидии. Часть житий указывает, что мощи его после этого были перенесены в его родной город Лидду и положены там под спудом в крипте церкви св. Георгия в этом городе. Однако очевидно, что в Палестине, в Лидде и Вифлееме, издавна существовали местные противоречащие друг другу традиции относительно места принятия мученической смерти св. Георгием. Лиддская говорила о Лидде, а не о Никомидии, вифлеемская же, естественным образом, отстаивала «свою» традицию, указывая на земли поместий матери Георгия, как на место его мученичества. В монастыре и церкви, воздвигнутой на этом месте, показывали орудия пыток и колесо, а в более поздние времена лишь цепи, которыми был прикован к стене св. Георгий. (Упоминался и дом, который занимал Диоклетиан во время процесса Георгия.) Считалось, что цепи эти чудесным образом способствуют выздоровлению душевнобольных и одержимых бесами. Для изгнания бесов и достижения исцеления больного приковывали цепью св. Георгия к одной из колонн церкви и оставляли его на ночь одного, заперев все входы. (По другой версии больных привязывали этими цепями к кроватям в монастырской больнице). Утром больной оказывался полностью исцеленным.Древняя византийская церковь на этом месте была, по всей видимости, разрушена во времена персидского погрома 614 г. и последовавшего вслед за этим мощного землетрясеня в 629 г. Восстановлена одним монахом из Лавры св. Саввы Освященного в 8 веке, согласно Хареувени, или в 18 веке, согласно Торику. Последний ремонт церкви был осуществлен в 1912 г. Судя по всему, церковь четырехстолпная, однокупольная.Приведем несколько кратких описаний монастыря, сделанных средневековыми и современными паломниками.ВОСЕМЬ ГРЕЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ СВ. МЕСТ XIV, XV И XVI вв.III. ДУШЕСПАСИТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ О СВ. ГРОБЕО Св. граде Иерусалиме и всех местностях Земли Обетованной (относится к первой половине XVI века).55. От Вифлеема на запад храм великого Николая и тут же на запад монастырь великого Георгия. Там и дома Диоклетиана отступника. Там положили великого Георгия на колесо. Там и цепь, которая была на его затылке, и она творит чудеса. Там храм с куполом. Он находится от Иерусалима на расстоянии 15 миль.VI. ПРОСКИНИТАРИЙ, содержаний все чудесные знамения, явленный Спасителем нашим в Святом городе Иерусалиме, и описание местностей. (До 1585 г.; переписчик Парфений Погоианит.}Когда им удалось провести день, ночи они не страшатся. Там живут христиане, а другого народа нет, если и появляется нечестивый, злая участь уносит его. Из этого селения вышли пророки и Бог творит там чудеса. Над Бет Джалой находится чудный храм Св. Георгия с красивым куполом на четырех колоннах, которые христиане красиво построили. Там находится цепь, на которой влекли его, великого Георгия, и предали его мечению; она творит много чудес, каждому дарует благодать и кто хочет подойти, может до нее дотронуться. А над храмом 6 или 8 прекрасно устроенных келий. Подковы его лошади отпечатлелись и кажется точно они нарисованы на дороге. На дороге [226] находится в виде цистерны святой источник Киприана, который всех исцеляет.Святая Земля. Епископ Мефодий (Кульман).МОНАСТЫРЬ СВ. ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦАНедалеко от Вифлеема по пути в Хеврон можно видеть среди поля арку ворот. Через них дорога ведет к монастырю св. Георгия, месту очень почитаемому не только христианами, но и магометанами; по вере этих простых людей св. великомученик до сих пор творит в этой стране немало чудес. Монастырь стоит на земле, принадлежавшей некогда матери св. победоносца, где она жила после его страдания и кончины. В большом храме его имени хранятся цепи, которыми, говорят, он был окован во время мучения; они почитаются целебными от душевных болезней.Источники:1. Вильнаи Зеэв. Ариэль – энциклопедия сведений о Земле Израиля. Тель-Авив, 1986, изд-во «Ам Овед», том 1, стр. 185-186 (на иврите).2. Хареувени Иммануэль. Лексикон Эрец Исраэль. Тель Авив, 1999, изд-ва «Едиот Ахаронот» и «Сифрей Хемед», стр. 292 (на иврите).3. Торик Игорь. Энциклопедический путеводитель по Израилю. Иерусалим, 2008, изд-во «Исрадон», стр. 231.4. ВОСЕМЬ ГРЕЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ СВ. МЕСТ XIV, XV И XVI вв. (пер. П. В. Безобразова) . Текст воспроизведен по изданию: Восемь греческих описаний Святых мест XIV, XV и XVI вв. // Православный палестинский сборник. Т. 56. СПб. 1903. 5. Епископ Мефодий (Кульман). Святая Земля. © журнал «Русский инок», Джорданвилль, США.