Видное. Екатерининский монастырь.

Cвоим возникновением монастырь святой великомученицы Екатерины обязан чуду, произошедшему с Царем Алексеем Михайловичем, известным своей набожностью и радением о Христовой Церкви. Верно, по усердным молитвам Царя, святая великомученица Екатерина осчастливила его чудесным своим явлением: она предстала пред Царем на его подмосковных дворцовых землях, среди запорошенных снегом березовых рощ…
В старину любимым развлечением русских царей была соколиная и псовая охота. Как нельзя более подходили для этого березовые рощи и заросли орешника, чередовавшиеся с обширными полями, пересекаемые мелководными чистейшими ручейками. Эта местность, называемая «Ермолинские Рощи» — по названию соседнего села Ермолино – входило в состав дворцовой Домодедовской волости. Для своей царской потехи Царь Алексей Михайлович повелел устроить на землях Ермолинских Рощ зверинец, около которого любил часто охотиться. «Закончив поле, — пишет Иван Шевелкин в своем очерке «Из воспоминаний странника», — Царь не возвратился, как предполагалось, в Москву, а остался здесь на ночлег, для чего были раскинуты теплые шатры.
Ночью, когда тихий сон смежил усталые царские очи, вдруг показалось ему, что шатер его осветился необыкновенным сиянием, и перед ним предстала дева ангельской красоты, облаченная в белую, как снег, одежду» «Не ужасайся, Царь, – сказала она, – но благодари Господа. В эту ночь по Его воле разрешилась от бремени супруга твоя и принесла тебе дщерь на утешение». Царь узнал небесную гостью – это была великомученица Екатерина.
Пробудившись от сна, объятый одновременно ужасом и радостью, велел Государь будить всех бояр и холопов, и, объявив о чудном видении, приказал тут же сниматься с места. Все было собрано с великой поспешностью, и среди глубокой ночи еще не отдохнувшие кони понесли седоков в Москву. У села Коломенского встретился охотникам гонец, который летел им навстречу, чтобы сообщить Государю радостную весть: Царица родила дочь, и обе они, и «юная мать, и новорожденная находятся в вожделенном здравии». Царь, обливаясь слезами умиления, снял шапку и, осенив себя крестным знамением, воскликнул: «Чудны дела Твои, Господи!» И тогда же он положил на месте чудного видения основать монастырь, а свою дочь назвать в честь явившейся ему святой великомученицы Екатерины. Событие это произошло 26 ноября (7 декабря н.ст.) 1658 года.
Первые строения монастыря были сделаны из дерева, однако уже в мае 1664 года Царь Алексей Михайлович повелевает деревянные постройки продать или разобрать на иные цели и возвести здесь каменные сооружения: одно — для церковного причта, другое — для содержания престарелых Царских слуг. Строительство Государь поручил приказчику из Москвы А.Мерчукову. Со всех сторон подвозили к пустыни необходимые материалы: из Москвы стрельцы везли кирпич; известь поставляли крестьяне села Колычева, стоявшего на реке Пахре; камень, бут и сваи тащили из Ермолина, Лопатина и Мячкова. Через овраги и ручьи тянули дороги, возводили мосты. Их, а так же палаты и кельи, как впрочем и «всякое каменное дело» с бригадой каменщиков и плотников строил в 1665—1666 годах Иван Кузьмин Кузнечик, знаменитый «каменных дел подмастерье», стрелец полка Артамона Матвеева.
Государь сам следил за устроением новой обители. К лету 1667 года начались работы по внутреннему благоустройству палат. Деньги на строительство и содержание пустыни, на церковную утварь и облачения священно-служителей жалуются из «комнатных Государевых денег». В дар церкви Алексей Михайлович приносит икону святой великомученицы Екатерины, украшенную драгоценной ризою, прославившуюся как чудотворная.
С 1674 года церковь с небольшим кладбищем, деревянными и двумя каменными строениями именуется уже пустынью «Екатерининския Рощи», а в 1679 году поднимается новая каменная церковь, имеющая два придела: левый — во имя Преподобного Сергия Радонежского и правый, теплый с «пещью изращатою» — в честь Святителя Николая. Церковь была «об одной главе»; храм и приделы покрыты тесом, а глава обита зеленой черепицей и увенчана золоченым прорезным крестом. На северной стороне обители возвышалась над Святыми вратами каменная колокольня также «об одной главе», «крытая тесом на обе стороны». На колокольню приобрели семь колоколов. Звон был, по свидетельству современников, довольно благозвучный и далеко распространялся по окрестностям.
В расходных книгах Оружейной палаты имеются сведения о выдаче денег иконописцам, которые выполнили для Екатерининской пустыни тридцать одну икону. Возможно, тогда же дочь Алексея Михайловича Царевна Екатерина, чье рождение было возвещено на этом месте, принесла в дар храму икону старинного письма — чудотворный образ священномученика Антипы, имевший благодатную силу исцелять страждущих от зубной боли.
Новая церковь была освящена 11 октября 1679 года. В этот день Государь Феодор Алексеевич «ходил из Москвы в село Коломенское, а из села Коломенского — в Екатерининскую Рощу ко освящению церкви… А за ним, Великим Государем, бояре и князья: Василий Васильев Голицын, Михаил Григорьев Ромадановский… Собакин… Шакловитый» — и другие приближенные Царские слуги.
К 1679 году была выстроена новая каменная церковь, имевшая два придела: левый — во имя Преподобного Сергия Радонежского, правый — в честь Святителя Николая. Правый придел церкви был теплый, в нем устроена «пещь изращатая». Церковь была «об одной главе»; храм и приделы покрыты тесом, а глава обита зеленой черепицей и увенчана золоченым прорезным крестом. На северной стороне каменная колокольня над Святыми вратами также была «об одной главе», «крыта тесом на обе стороны». На колокольню приобрели семь колоколов. Звон был, по свидетельству современников, «довольно благозвучный» и далеко распространялся по окрестностям…
Текст с официального сайта монастыря. Весь текст здесь.

Екатерининская пустынь, заштатная, общежительная, в 13 верстах от города Подольска, близ села Суханова, в 1 1/2 версты от железнодорожной станции Расторгуево. Основана в 1660 году по следующему случаю. — Царь Алексей Михайлович, бывши на охоте, во время беременности супруги своей, видел на этом месте святую великомученицу Екатерину, которая возвестила ему о рождении у него дочери, что в точности и исполнилось. Вследствие сего царь, возвратясь в Москву, дал имя новорожденной Екатерина, а на месте чудного явления основал обитель. Здесь находится чудотворная икона святой великомученицы Екатерины.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Екатерининская заштатная общежительная мужская пустынь близъ села Суханова, въ 1,5 в. отъ станціи Павелецкой ветви Рязанско-Уральской жел. дор. „Расторгуево», въ 6 в. отъ станціи Московско-Курской жел. дор. „Бутово», и въ 13 в. отъ у. г. Подольска. Основана въ 1658 г. по повеленію царя Алексея Михайловича.
Храмовъ три: 1) соборный во имя св. великомученицы Екатерины, съ 3 приделами: на хорахъ въ честьУспенія Б. M., и въ трапезе во имя св. Николая Чудотворца и во имя преп. Сергія Радонежскаго; 2) вверху надъ трапезой во имя св. апостоловъ Петра и Павла; 3) на колокольне во имя св. Димитрія Ростовскаго.
Въ соборномъ храме находится чудотворная икона св. великомученицы Екатерины. 29 іюня и 15 августа совершаются крестные ходы вокругъ обители. Пустынь владеетъ 171 дес. земли и получаетъ изъ кабинетскихъ суммъ 200 руб. 1 коп. Игуменъ. Монаховъ 19, послушниковъ 40.
Денисов Л.И. «Православные монастыри Российской империи», Москва,1908, изд. А.Д. Ступина, стр.484-485

Братская усыпальница
В братской усыпальнице покоятся останки насельников и мирян, похороненных в прошлом на территории обители. В 2004 году здесь на каменном постаменте в виде символической голгофы установлен большой поминальный крест. Надпись на плите черного гранита гласит: «Этот камень установлен в память: о тех, кто томился в Сухановской политической тюрьме; о всех жертвах политических репрессий; о всех жертвах трагедий XX века. Помолись о невинно пострадавших». По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в обители ежедневно возносятся молитвы и читается неусыпная псалтирь за всех невинно пострадавших в стенах Свято-Екатерининской пустыни в годы репрессий.
Могила старца схииеродиакона Антония (Семенова)
Старец Антоний (в иночестве Алексий) родился в 1913 году и прожил долгую жизнь, наполненную тяжкими страданиями и беззаветным служением Господу. В 1937 году был репрессирован, подвергся страшным истязаниям в тюрьмах и лагерях ГУЛАГа. В 1939 году в результате казни на самодельном электрическом стуле батюшка ослеп. Чудом избежав расстрела, он многие годы странствовал по России. После войны старец подвизался в Таганроге, Ростове-на-Дону, Гатчине, Ленинграде, в последние годы жизни — в подмосковном городе Жуковском, везде окормлял множество духовных чад. Господь наградил его даром прозорливости. Многие предсказания батюшки сбывались, по его молитвам люди обретали исцеление. Великим постом 1994 года старец принял схиму. В декабре 1994 года схииеродиакон Антоний скончался в г. Жуковском и был похоронен в Свято-Екатерининском мужском монастыре по благословлению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.
Западный братский корпус
Первые каменные кельи были построены в Екатерининской пустыни еще в 1865-1866 годах. В описи построек монастыря за 1764 год значился каменный братский корпус на 20 келий. В конце XVIII века при игумене Мелхиседеке был построен еще один келейный корпус. Западный келейный корпус возведен в середине XIX века при игумене Мисаиле и впоследствии неоднократно ремонтировался и обновлялся. Во времена советской власти в здании западного братского корпуса находились квартиры военнослужащих. Реконструкция полуразрушенных братских корпусов началась в 1992 году и ныне в основном завершена.
Настоятельский архиерейский корпус
Двухэтажный кирпичный настоятельский корпус заключает в своем объеме две разновременные постройки. Его восточная половина с настоятельскими покоями в верхнем и трапезной в нижнем этаже принадлежит последним годам XVIII в. Западная часть, возведенная на месте старого флигеля после 1861 г., служила жильем для братии. Единообразные фасады здания лишены архитектурных акцентов.
В советское время монастырь использовался школой ГУВД. Планировка ранней части здания искажена возведением поздних перегородок, пробиты новые и заложены старые оконные проемы, во многом утрачено внутреннее убранство интерьеров, изразцовые печи, полы. В 1979 году на настоятельский корпус был составлен паспорт научного учета. В настоящее время монастырь возвращен общине верующих для использования по первоначальному назначению.
Южные врата
Первоначально южные или «задние» ворота были деревянными, затем каменными с деревянной сенью. Близкий к современному вид врата приобрели в конце XVIII века. Отреставрированы в 1994 году.
Храм свт. Тихона, патриарха Всероссийского
Святитель Тихон (1865-1925) принял патриаршую кафедру в 1917 году и в тяжелый период гонений на церковь, уничтожения храмов и святынь, изъятия церковных ценностей, преследования властями верующих стал истинным духовным лидером и наставником православного народа. В 1989 году он причислен к лику святых. Последние слова патриарха Тихона актуальны поныне: “Чада мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!”
Возведение церкви во имя святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси, началось в августе 1994 года. В 1996 году шатровый купол церкви был увенчан крестом. Церковь освящена в 2004 году. Иконостас изготовлен в мастерских Свято-Екатерининского монастыря. Иконы написаны художниками-иконописцами обители в начале 2000-х годов.
Информация с официального сайта монастыря

Одно достопамятное, а в тоже трагическое место находится в городе Видное — обитель, одна из немногих посвящённая святой великомученице Екатерине. До недавнего времени таких было всего две — на Синае и под Москвой. В 1996 году в Твери открылась третья, образованная при старинном храме. В ХХ веке этот некогда процветающий монастырь постигло несчастье. С началом Первой мировой войны иноков расселили по разным монастырям Подмосковья, а освободившиеся здания заняли монахини гродненского Красностокского монастыря, эвакуированные в связи с боевыми действиями. Женщинам удалось продержаться в монастырских стенах некоторое время и после революции — с началом гонений на Церковь обитель «переоформили» в сельскохозяйственную общину «Екатерининская пустынь». Однако в 1931 году монахинь всё-таки выселили, после чего бывшую обитель приспособили под колонию для малолетних преступников, а позже — под тюрьму особого режима. Это была самая страшная страница в истории Екатерининского монастыря. «Объект 110», или в просторечии «Сухановка», считался одним из самых гиблых мест в сети НКВД; идея его создания принадлежала Н. Ежову, но так повернулось, что реализовано всё было уже после его смещения, и Ежов сам стал заключённым «Сухановки». Для него и для многих других эта тюрьма явилась последним местом «проживания», хотя условия содержания на спецобъекте были далеки от понятия «жизнь». Тюрьму закрыли в 1953 году, но «органы» не очень-то хотели рассставаться со «своей» собственностью: до 1992 года в монастыре располагалась школа МВД. И лишь после того как все монастырские здания вернули Церкви, началось восстановление порушенного и поруганного. Сейчас, глядя на ухоженные, аккуратные монастырские строения, на кресты церквей и цветочные клумбы, о «наследии мрачных времён» здесь не вспоминается.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №133, 2015 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?