ЗНАМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ НА ПОГОСТЕ ВЕТОЖЕТКА выстроена на месте сгоревшей деревянной. Строительство её было начато в 1809 году, а освятили храм лишь в 1820 году. Церковь расположена на высоком холме, на берегу небольшой речушки Ветожетки. Церковь, видимо, строилась как усадебная, по столичному образцу. Здание кирпичное, оштукатуренное выстроено в стиле позднего классицизма. КОЛОКОЛЬНЯ невысокая, двухъярусная. ЖИВОПИСЬ в интерьере церкви масляная, поздняя. Сохранилось несколько икон XVIII века. Наибольший интерес из них представляет икона «Всех скорбящих радости», принадлежащая, видимо, Тверской школе письма. Во второй половине XIX века у подножия холма в трёхстах метрах от Знаменской церкви на средства прихожан была выстроена надкладезная часовня. Здание деревянное, кровля драночная, шестискатная, пирамидальной формы — необычное для этих краев композиционное решение.
ВЕТОЖЕТКА. ПОГОСТ расположен на берегу небольшой речушки Ветожетка в Пеновском районе. На противоположном берегу стоял усадебный дом и был разбит парк. От усадьбы сохранилось несколько старых лип и Знаменская церковь, построенная на месте сгоревшей деревянной. Недалеко от церкви надгробие с надписью: «Герой Бородина Псковского Кирасирского полка майор Андрей Николаевич Корвутовский родился 1785 г. 25 октября. Скончался 1830 года». Рядом с ним ещё несколько надгробий Корвутовских.
http://hram-tver.ru/index.php/khramy-tverskoj-oblasti/penovskij-rajon/
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы (погост Витожетка)
Церковь на погосте Витожетка строилась с 1791 по 1815 год, на месте сгоревшей деревянной. По другим данным — строительство её было начато в 1809 году, а освятили храм лишь в 1820 году. Церковь расположена на высоком холме, на берегу небольшой речушки Ветожетки. Церковь, видимо, строилась как усадебная, по столичному образцу. Здание кирпичное, оштукатуренное выстроено в стиле позднего классицизма. КОЛОКОЛЬНЯ невысокая, двухъярусная. ЖИВОПИСЬ в интерьере церкви масляная, поздняя. Сохранилось несколько икон XVIII века. Наибольший интерес из них представляет икона «Всех скорбящих радости», принадлежащая, видимо, Тверской школе письма.
Длительное строительство церквей объясняется не только сложностью сооружения, но и отсутствием денег. Кроме того, требовалось много времени для выполнения работ внутри храма — произвести отделку, покраску, расписать стены, потолки. Немалые деньги нужны были для приобрения икон, колоколов и другого имущества. Храм на погосте Витожетка был построен на деньги дворян Корбутовских и прихожан. Эта церковь в советское время по разным причинам несколько раз закрывалась. Однако по просьбе жителей она открывалась вновь.
Приведу часть материалов, связанных с открытием этой церкви в 1944 году. «Председателю Пеновского райисполкома тов.Михееву. Мы, нижеподписавшиеся, старые и осиротелые отцы, матери и жены обращаемся к Вам с просьбой войти в наше тяжелое и удручающее положение и дать нам единственное необходимое утешение в переживаемом нами горе — содействовать в открытии богослужения в нашем родном храме в погосте Ветожетка — где бы мы могли со слезами умиления вознести свои молитвы о упокоении душ наших милых, дорогих и незабвенных детей, мужей и внуков, положивших геройски жизнь свою на поле брани — в защите злобного, коварного врага — немца, мытарства коего мы к несчастью испытали и на своих плечах. В молитве за них мы подкрепим свои силы, поддержим бодрость духа в несении столь тяжелого креста и найдем в этом подвиге душевное спокойствие, бодрость и силы в трудах на пользу дорогой Родины, чтобы скорее освободить свою Родину от зверя, врага. Будем с глубоким умилением молиться о здравии как своих родных так и о всех еще живых наших воинов о скорейшем уничтожении врага. Не лишайте нас, просителей, об открытии нашей родной церкви и не убивайте нас до конца переживанием тяжелого горя… С глубоким к вам уважением, скорбные и осиротелые граждане Витожетского прихода. 4 апреля 44 года». Председатель исполкома Пеновского райсовета Н.А. Михеев обратился с письмом в Калининский исполком облсовета к уполномоченному Совета по делам русской православной церкви, в котором, в частности, говорится: «…данная церковь не закрывалась органами Советской власти, но с 1941 года она не функционирует по причине того, что не было служителя культа. Здание находится в удовлетворительном состоянии… В районе действующих церквей нет».
2 августа 1944 года распоряжением Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР № 15752 была удовлетворена просьба верующих об открытии церкви в селе Витожетка. Это единственная церковь в Пеновском районе, в которой почти полностью сохранилось церковное имущество, хорошо сохранилась роспись стен, потолков. Из всех церквей она имеет наиболее привлекательный внешний и внутренний вид. В настоящее время церковь функционирует.
www.ruslib.ru
Витожетка — непривычное для уха название местечка, видимо, очень старое, хотя происхождение его установить не удалось. Оно встречается в документах XVIII века и числится, как и Вселук, тоже погостом, на котором упоминается деревянная церковь. Ближайшие земли вокруг погоста Витожетки в XVIII веке принадлежали богатым помещикам Азаровым, один из которых — Иван Яковлевич — отличался весьма строптивым характером. Сам же погост и село Мезиново рядом с ним были вотчиной других тверских дворян — Корбутовских. На кладбище возле церкви уцелело деревянное надгробие, обитое железом, конца XIX века с надписью: «Герой Бородина Псковского Кирасирского полка майор Андрей Николаевич Корбутовский. Родился 1785 года 25 октября. Скончался 1830 года». Рядом — мраморное надгробие других членов этой семьи. Напротив церкви, за рекой, стоят несколько старых лип — все, что осталось от помещичьей усадьбы. Помещики Корбутовские, вероятно, не были особенно богатыми. В документах, имеющих отношение к строительству церкви, они не упоминаются заказчиками, хотя в церковных документах многие из них фигурируют как церковные старосты.
Строительство Знаменской каменной церкви на погосте Витожетке было начато в 1809 году, после того как стоявшая на ее месте деревянная сгорела от молнии. Но освятили новую церковь только через одиннадцать лет. Вероятно, помешала война 1812 года. В отличие от стерженской и вселукской церквей, витожетская Знаменская более строгая, в композиции ее и убранстве меньше барочных черт. Ее фасады оформлены в классических традициях, и только планировка, несколько отличающаяся от двух других построек, остается традиционной. Композиция храма на первый взгляд напоминает ротонду на четверике. Северный и южный фасады выделены четырехколонными тосканскими портиками с фронтонами. Но внутри хорошо видно, что основа здания — купольная ротонда, покоящаяся на крестчатом в плане основании. Строгая симметрия несколько нарушена тем, что к восточной ветви креста добавлена полуциркульная апсида, а западная сделана чуть меньше боковых. Храм освещается через окна ротонды, что иллюзорно увеличивает высоту подкупольного пространства. Размещение приделов в трапезной почти такое же, как в церквах погостов Стерж и Вселук. Циркульное очертание апсид приделов по сторонам прохода из храма в трапезную никак не выражено снаружи. Своды в трапезной имеют конструкцию, аналогичную двум предыдущим церквам.
Если попытаться еще раз сопоставить все три церкви и посмотреть на них с точки зрения соответствия господствующего в столице стиля, то наиболее близкой к нему будет явно Знаменская церковь. В ней меньше свободного сплетения разновременных приемов убранства фасадов, строгие пропорции придают ей торжественную представительность. Не исключено, что строительство велось непосредственно под наблюдением самих помещиков села, более осведомленных о вкусах столицы. Однако остались у здания детали, которые характерны для традиций барокко. Окна трапезной и апсиды — с лучковыми завершениями. Под ними — широкие подзоры, мотивы, не свойственные архитектуре столицы начала XIX столетия, а окна ротонды — полуциркульные, что встречается лишь у более ранних столичных памятников конца XVIII века и появляется затем вновь в позднеклассических постройках. Такое переплетение разных стилей в провинциальных зданиях дает возможность глубже проникнуть в ту среду, где они создавались, понять вкусы строивших их людей, их представление о красоте. Ведь если о столичной архитектуре написана масса книг, дошло много высказываний о ней самих современников и ее ведущие мастера оставили нам чертежи, записки, свои теоретические заметки и целые трактаты, то о творчестве огромного числа артелей каменщиков и о том, что для них оставалось прекрасным, что они ценили, не найдется почти ни одной строчки…
Около Знаменской церкви под горой приютилась небольшая деревянная надкладезная часовенка. Сооружена она лет восемьдесят — сто назад. В центре ее — неглубокий колодец. Кровля шатром с низким свесом покоится на столбах, вокруг сруба — деревянный настил. Подобные часовенки, построенные, как правило, из дерева (каменные начали ставить поздно), быстро разрушались, на их месте рубили новые, но часто сохраняя древние формы. Именно этим и интересна надкладезная шестигранная часовня погоста Витожетки, напоминающая изображения часовни в миниатюрах или на клеймах житийных икон. По материалам книги А.А. Галашевича «Художественные памятники селигерского края»