Церковь Знамения строилась с 1768 по 1784 год на средства Я.А. Татищева, сына любимого денщика царя Петра I А.Д. Татищева. Автором проекта, как предполагают, был знаменитый русский зодчий Василий Баженов. Основанием для этого суждения стали особенности архитектурных приемов, которые использовал автор. Тем более известно, что двоюродный брат владельца усадьбы Я.А. Татищева Петр Алексеевич Татищев (1730-1801) входил в попечительский совет Московского университета. В 1765 году он выплатил долг В.И. Баженова Академии художеств за пенсионерскую поездку по Европе. Однако каких-либо документов, подтверждающих причастность Баженова к строительству в Знаменском (Вешаловке), пока не обнаружено.
Материал из книги «Земля Липецкая» из серии Наследие народов Российской Федерации. 2003. С. 102
Каменная тёплая церковь иконы Знамения Божией Матери была заложена в 1768 году владельцем усадьбы гвардии ротмистром Яковом Афанасьевичем Татищевым (1725—1806). Построена и освящена церковь была в 1794 году. По церкви село называлось Знаменским. Автором проекта церкви Знамения был молодой тогда архитектор Василий Иванович Баженов (1737-1799). В период работы над проектом этой церкви он ещё не был членом масонской ложи в России, поэтому ошибочным считается мнение ряда исследователей о том, что в архитектуре храма присутствует много масонских знаков и символов.
Знаменская церковь – уникальное культовое сооружение конца XVIII века, не имеющее прямых аналогов даже в творчестве самого Баженова. Храм сооружён в стилевых формах русской псевдоготики. Особенностью этого стилевого направления было сочетание планировочных и объемно-пространственных принципов классицизма с использованием свободно трактуемых форм древнерусского зодчества и отдельных мотивов европейской готики. Одним из самых ярких примеров «русской псевдоготики» и стала церковь Знамения. Островерхие четырехгранные шатры и шпили, стрельчатые арки и окна уживаются с русским пятиглавием и классическими пилястрами.
Четырехъярусная колокольня, три верхних яруса которой круглые в плане, по верхнему периметру первого и третьего яруса имеет балконы. Храмовая часть квадратная в плане, с ризалитами, фланкирующими северный и южный фасады, завершёнными угловыми островерхими главками из кирпича, перекрыта коробовым куполом со слуховыми окнами по четырем сторонам света. Узкий небольшой восьмигранный световой барабан с высоким шпилем из кирпича венчает сам храм. Прямоугольная апсида декорирована по трём сторонам света треугольными фронтонами и высоким краснокирпичным шпилем по центру. Особую нарядность и выразительность фасадам из красного кирпича придает богатый резной белокаменный декор. Архитектурное решение колокольни перекликается со стилевыми поисками европейских зодчих, осуществляемых в направлении историзма в русле преромантической традиции последней трети XVIII века. Состоит на охране государства как памятник архитектуры федерального значения.
Вот как описывается Знаменский храм в книге Н.П. Селезнева «Русские провинциальные усадьбы XVIII — начала XX века»: «Кубовидный объем храма увенчан вспарушенным куполом со световым барабаном, высоким шпилем и крестом. По четырем сторонам храма, по диагонали, высятся высокие шпили с крестами. В куполе с четырех сторон выполнены люкарны с ланцетовидными окнами, через которые поступает свет внутрь храма. Церковь сделана из красного кирпича и богато декорирована белым камнем. Этим камнем отделана вся церковь, им украшены карнизы, из него выложены шпили и башенки, стрельчатые своды окон. Церковь и колокольню опоясывают несколько ярусов белокаменного декора. Колокольня была отдельно стоящей от храма, и лишь позднее их соединили переходом, поэтому в церкви Знамения нет традиционного входа с запада, через колокольню. Входы в церковь расположены с севера и с юга построенного перехода между колокольней и трапезной. Колокольня, за исключением первого яруса, круглая и напоминает башни Московского Кремля, вверху она заканчивается шатром со слухами».
В 1876 году Знаменская церковь была главной, а приписной к ней была Казанская деревянная церовь в селе Вешеловке, построенной в 1853 году. Согласно данным 1893 года, Знаменская церковь стала приписной к деревянной Казанской церкви села Вешеловка, построенной в 1891 году. По данным 1911 года, Знаменская церковь была возобновлена помещиком Александром Михайловичем Кожиным (1860—1904) в 1896 году, имела свой собственный причт, состоявший из священника и псаломщика.
После революции 1917 года храм пришёл в запустение, и лишь в 1987-1988 годах начались реставрационные работы. В 1999—2003 годах выполнен большой объем ремонтно-реставрационных работ по фасадам памятника под наблюдением архитектора Н.Н. Смирнова и Госдирекции по охране культурного наследия Липецкой области. Интерьеры храма подготовлены под роспись, начато благоустройство территории. В настоящее время восстановлен иконостас, на колокольне появились колокола, изготовленные в воронежской колокололитейной мастерской Подорожного, расписана трапезная. Рядом с храмом сохранилась в руинированном виде часовня-усыпальница помещиков Кожиных, а также дом причта.
По данным 1876 года причт церкви состоял из настоятеля и псаломщика. Настоятелем был священник 2 разряда Михаил Григорьевич Романовский (год рукоположения 1860). Церковным старостой был государственный крестьянин Аникеев, в должности с 1867 года. В 1893 году штат церкви состоял из священника, диакона и псаломщика. Священником служил Михаил Григорьевич Романовский, 55 лет, рукоположен 12 февраля 1861 года, награждён крестом; диаконом – Герасим Васильевич Добромыслов, 39 лет, рукоположен 26 сентября 1877 года; псаломщиком – Василий Константинович Добросердов, 37 лет, определён в 1886 году. Из священников Знаменской церкви после революции известны Рожков Георгий Павлович и Проскурин Иван Иванович. Рожков Георгий Павлович, 1877 г.р., уроженец и житель с. Вешаловка Липецкого района. Постановлением тройки при ПП ОГПУ по ЦЧО от 02.07.1932 по ст. 58-10 приговорен к 5 годам лишения свободы. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 02.10.1989. Последним священником Знаменской церкви был Проскурин Иван Иванович, 1900 г.р., уроженец с. Казинка Задонского района. Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 28.10.1937 по ст. 58-10-1, 58-10-2 приговорен к 10 годам лишения свободы. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 18.04.1989.
В 1917 году сёла Знаменское и Вешеловка были объединены в одно село – Вешеловку, название которой со временем изменилось на Вешаловку.
Оригинал статьи на сайте Липландия.
Нынешнее село Вешаловка находится примерно в двадцати пяти километрах от Липецка. Известно оно с конца ХVII столетия как монастырское село. В сер. ХVIII века неподалёку от Вешаловки появилось дворянское имение Знаменское, получившее имя по выстроенной здесь в первой пол. 1760-х гг. деревянной Знаменской церкви. Изначально Вешаловка называлась несколько иначе — Вешеловка; после революции разорённое крестьянами Знаменское включили в состав Вешеловки, а позже в этом топониме изменили одну букву, придав ему не вполне «весёлый» вид. Таким образом, Знаменский храм находится сегодня в Вешаловке, однако это не отменяет того, что когда-то эта усадебная церковь была построена в дворянской усадьбе Знаменское. В нач. 1760-х гг. Знаменским владела Агриппина Леонтьевна Апраксина, вдова генерал-фельдмаршала С.Ф. Апраксина, возглавлявшего русскую армию в начале Семилетней войны. Она большей частью жила в Петербурге, при дворе, и в 1769 году продала Знаменское отставному лейб-гвардии ротмистру Якову Афанасьевичу Татищеву. Именно Яков Афанасьевич строит в новоприобретённом имении необычный каменный храм. Благословенная архирейская грамота 1784 г. подтверждается клировой ведомостью, относящейся к 1835 г., составленной настоятелем храма для Императорского археологического общества. В этом документе говорится, что храм был освящён в сентябре 1794 года. Многие исследователи недоумевают — отчего оконченый в 1784 году Знаменский храм десять лет простоял «без пения»? И следом выдвигается версия о масонских знаках, запечатлённых Василием Баженовым в облике спроектированной им постройки, из-за которых якобы священноначалие не позволяло освящать церковь.
История Знаменского храма неразрывно связана с историей усадьбы Знаменское, которая в сер. ХIХ в. преобразилась, во многом «глядя» на свою псевдоготическую церковь: формы реконструированного тогда усадебного дома звучали её эхом. Увы, советская эпоха не оставила камня на камне от некогда прекрасного имения. У Якова Афанасьевича, помимо Знаменского, имелись подмосковные поместья в Серпуховском и Коломенском уездах, а также в Новоржевском уезде Псковской губернии. Несмотря на строительство здесь огромного каменного храма, сам барский дом не поражал воображения, оставаясь временным пристанищем. В браке с Марией Дмитриевной Еропкиной родилась одна единственная дочь Варвара, сыновей-наследников у него не было. Липецкая усадьба в приданое ей не предназначалась — в руках Татищева она оставалась до 1804 года, когда была продана помещику Задонского уезда Воронежской губернии Ивану Осиповичу Кожину. Знаменское при нём особых изменений не претерпело. Новые хозяева здесь появлялись не часто: в Знаменском храме при этом исправно совершались богослужения. В 1826 году усадьба стала владением Михаила Ивановича Кожина — он то и предпринял генеральное её переустройство. Реконструкция усадьбы относится к середине ХIХ в., когда Михаил Иванович вышел в отставку и поселился в своём имении. Татищевский дубовый дом он сохранил, обложив лишь его кирпичом и дополнив пристройками — да такими, что невзрачное строение по окончании работ превратилось в настоящий 27-комнатный дворец с двумя двухэажными флигелями и мощной северо-западной башней, которая придала обнесённой кирпичной оградой усадьбе вид средневекового замка. Это ощущение усиливалось ещё и тем, что барский дом был исполнен в псевдоготическом стиле, «сообщённом» ему Знаменском храмом. В 1892 году, после обрушения свода в алтаре, в храме было прекращено совершение богослужений. Необходимые ремонтные работы производились в 1896-1897 годах, когда в ходе ремонта восстановили испорченнные своды, исправили железную кровлю, обновили росписи внутри церкви. Кроме того, старший сын А.М. Кожин пожелал соединить отдельно стоящую колокольню с трапезной храма кирпичным переходом, что и было выполнено.
В 1918 г. усадьба оказалась разграблена местными крестьянами, усадебный дом при этом сильно пострадал от пожара; с тех пор он неуклонно разрушался — ныне о нём напоминает лишь руинированная башня-донжон. Знаменский храм закрыли в 1932 году, отправив настоятеля церкви священника Георгия Рожкова на пять лет в лагеря. Здание храма исполняло роль колхозного зернохранилища. Позже бывший храм остался без хозяина: ветшал, разрушался, зиял пустыми глазницами окон: внутри постройки образовалась свалка строительного мусора и навоза. Только в 1980-х гг., после неоднократных обращений к властям историка архитектуры, исследователя Знаменского храма в Вешаловке Г.И. Гунькина, в церкви начались реставрационные работы, продлившиеся до начала 2000-х гг., и в декабре 1994 года возвращённый верующим храм был заново освящён.
Журнал: «Православные Храмы. Путешествие по Святым Местам». Выпуск №217, 2016 г.