Весьегонск. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Строительство самого храма было завершено в 1811 г. Отдельно стоящую колокольню возвели в 1820-1823 гг., а затем её соединили с трапезной, разобрав западную стену последней и обстроив нижний ярус колокольни с юга и севера невысокими объёмами. В 1858 г. весьегонским городским архитектором Плоховым был составлен проект расширения трапезной, в которой в это время помещались два придела (Николая Чудотворца и Спаса Нерукотворного). Однако вместо этого в 1868 г. была построена кирпичная Троицкая церковь. 
В настоящее время четверик храма завершён четырёхскатной кровлей. Фасады каждого из трёх объёмов церкви отличаются по декору. Храм, хотя и выстроен позднее основной части трапезной, выдержан в более традиционных формах. Трёхосевые фасады четверика расчленены узкими лопатками на три прясла. Окна с лучковыми перемычками оформлены рамочными наличниками и завершены щипцовыми сандриками с заплечиками. На южном фасаде в центре расположен входной проём, сохранивший кованое одностворчатое дверное полотно. На северном фасаде входу отвечает ложный проём. Венчающий карниз четверика с несложной профилировкой включает двухступенчатые зубцы. Декор апсиды аналогичен храму. Фасады трапезной (три восточные прясла — первоначальные) выдержаны в формах, характерных для провинциальной архитектуры раннего классицизма. Стены разделены пилястрами на пять равных прясел по числу окон. Прямоугольные проёмы заключены в рамочные наличники. По осям окон сверху и снизу расположены прямоугольные горизонтальные филёнки. Профилированный венчающий карниз, раскрепованный над пилястрами, дополнен сухариками. Фасады колокольни характерны для позднего классицизма. Нижний ярус завершается треугольными фронтонами с круглыми окнами в тимпанах. В основании второго яруса проходит фриз с квадратными нишками. От проёмов звона сохранились только нижние части. Храм, перекрытый сомкнутым сводом, тремя арочными проёмами сообщается с апсидой, в которой, как и в бесстолпной трапезной, полулотковый свод. В интерьере сохранились фрагменты клеевой живописи конца XIX в., прописанной маслом в начале ХХ в.
По материалам книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. — Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО «Тверское княжество», 2002. сайта http://hram-tver.narod.ru/vesyegonskrn/kazanskvesyegonsk.html

Каменная Казанская церковь была построена в конце XVIII — начале XIX в. В 1792-93 г.г. сооружена трапезная, в которую из деревянного Троицкого храма, находящегося рядом, перенесли Ильинский придел, а в 1801 г. (возможно, вместо него) здесь был освящен придел Рождества Иоанна Предтечи. Строительство самого храма было завершено в 1811 г. Отдельно стоящую колокольню возвели в 1820-23 г.г., а затем её соединили с трапезной, увеличив объем последней в западную сторону. Тогда же, очевидно, нижний ярус колокольни с югa и севера обстроили невысокими объемами. Есть основания предполагать, что по первоначальному проекту фасады храма должны были обладать более развитыми формами раннего классицизма, которые отражает чертеж нач. 1820-х гг., выполненный в связи с увеличением трапезной. При этом изображение храма здесь, возможно, отвечает первоначальному проекту, при осуществлении которого были допущены существенные изменения. На чертеже проемы с полуциркульными перемычками акцентированы трехчастными замками, а между окнами первого и второго света помещены лежачие филёнки с вогнутым нижним краем. В 1858 г. городской архитектор Н. И. Плохов составил проект расширения трапезной, в которой в это время помещались два придела (Николая Чудотворца и Спаса Нерукотворного), с устройством в ней четырех крещатых столбов. Однако, несмотря на утверждение проекта в 1863 г., он не был осуществлен.
В 1930-е годы церковь была закрыта. К настоящему времени она утратила своё завершение. Колокольня рухнула при размыве грунта от затопления и частично разобрана.
К 300-летию Дома Романовых Казанская церковь ремонтировалась и заново расписывалась. Её роспись, выполненная известнейшим бежецким художником Алексеем Герасимовичем Яковлевым — замечательный образец «исторической» церковной живописи тех лет. Она сильно изуродована вандалами, но при этом многие краски и позолота не пожухли. Наиболее интересны (к сожалению, они плохо видны) композиции на уровне окон второго света — чудеса от иконы Казанской Богоматери. Например, фрагменты «Обретения Казанской иконы девочкой Матрешей на пепелище» или «Чудо избавления Москвы от поляков в 1612 году» (Молебен перед Казанской иконой на Красной площади 4 ноября (по новому стилю) 1612 года). То, что живопись держится на стенах этого изуродованного и обезображенного храма — само по себе чудо.
Но, к сожалению, проблем у этого храма слишком много. Близость водохранилища отрицательно сказывается на состоянии стен и фундаментов. Без специальных мер Казанский храм все-таки рано или поздно рухнет — для Весьегонска, потерявшего более двух третей своего архитектурного наследия, это будет невосполнимая утрата.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерсива культуры РФ. (Свод памятников архитектуры и монументального искусства России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г. К. Смирнов. — М.: «Индрик», 2013.https://tvereparhia.ru/mitropoliya/bezheczkaya-eparxiya/191-vesegonskij-okrug/1955-czerkov-v-chest-ikony-bozhiej-materi-kazanskaya-v-vesegonske

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?