Весь. Церковь Троицы Живоначальной.

Михаило-Архангельская церковь 1765 г., 1817 г. в селе Весь совершенно уникальное сооружение,  поражает своими архитектурными пропорциями и гармоничной связью с окружающим ландшафтом. Пятиглавие церкви видно из соседних сел даже с многокилометрового расстояния. Основной объем традиционного бесстолпного суздальского типа надстроен на еще одну высоту, и церковь стала почти башней с четырьмя ярусами, устремленной ввысь и парящей над окружающими ее полями. Внизу храма имеется теплая часть, вверху просторная холодная. Фасады декорированы колоннами и карнизами из белого камня. Сквозь отпавшую штукатурку нижних ярусов просматриваются кирпичные узорчатые кокошники первоначальных окон. Храм датируется возведением первоначального объема и его капитальной перестройкой, полностью изменившей облик. Утрачены кровли и стены трапезной, своды аварийные, общее состояние церкви неудовлетворительное. Церковь бесхозная.

Весь находится от Владимира в 40 верстах, а от Суздаля в 8 верстах, расположено на правом берегу реки Ирмизи. Село Весь было вотчиной Владимирского Рождественского монастыря, а в 1764 г., с упразднением монастырских вотчин, перешло в казенное ведомство. В первой половине XVIII ст. в селе Весь была деревянная церковь; на месте ее стоит каменная часовня, крытая железом.
Существующая в селе церковь каменная, двухэтажная, пятиглавая, построена средствами прихожан; нижний этаж ее теплый, с престолом в честь Архистратига Михаила, построен в 1769 г., а верхний – холодный, с престолом в честь Св. Живоначальной Троицы, построен в 1817 г. При церкви колокольня, ограда и сторожка каменные.
Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1816 г., исповедные росписи с 1829 г., опись церковного имущества хранится в церкви. При церкви имеется земли: усадебной 1 дес., сенокосной 6 дес., пахотной 32 дес. 146 кв. саж.; план и межевая книга на землю имеется. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Причт получает на свое содержание от требоисправлений и земли до 650 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из села и деревни Кощеевой, в 4 верстах от церкви. Всех дворов в приходе 240, душ муж. пола 622, а жен. 768 душ. Утварью, ризницею, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.
В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г.

Среди бескрайних полей Владимирского Ополья, величаво возвышается удивительная Михаило-Архангельская (Троицкая) церковь села Весь. Высокие пять барабанов, поставленные на высокий основной объём храма, видны за несколько километров и поражают даже в неотреставрированном виде своим изяществом и утончённостью. Сооружение интересно тем, что традиционный четверик бесстолпного типа поставлен на дополнительную высоту. В результате получилось башнеобразное сооружение в 4 яруса. К сожалению, здание до сих пор стоит в полуразвалившемся состоянии и о внутреннем убранстве, как и о внешнем можно судить только по уцелевшим фрагментам. Так, сквозь отвалившуюся позднюю штукатурку, видна нежная фресковая живопись, геометрические узоры на оконных проёмах.
Архитектурный облик веського храма являет собой уникальное сооружение в стиле классицизма, поражающее своими необычными архитектурными пропорциями, которые здешние зодчие гармонично увязали с окружающим природным ландшафтом. С востока, в соответствии с канонами Православия, к основному объёму примыкает двухуровневая апсида, к сожалению, утратившая свою кровлю. С западной стороны объёмную композицию сакрального сооружения продолжают частично руинированные останки двухэтажной трапезной. Сохранившийся декор на фасадах храма классицистичен: колонны и карнизы из белого камня, треугольные фронтоны четвёртого яруса основного объёма, пояс ордерных сухариков в завершении третьего и четвёртого ярусов, пилястры, членящие апсидную часть, оригинальное вазообразное завершение барабанов храма. На апсидной части и трапезной можно разглядеть кирпичные узорчатые кокошники первоначальных окон, чей наружный декор отсылает нас к традициям строительства храмов ХVII века. В архитектуре прослеживается явное влияние профессиональных городских мастеров. По высоте веський Михаило-Архангельский храм выше обычного пятиэтажного дома и человек, стоя у его подножия, ощущает себя эдакой песчинкой человеческого бытия…
В письменных источниках церковь в селе Весь упоминается под 1556 годом. Здесь речь идёт о деревянном храме, предшественника существующего. Каменная, двухэтажная, пятиглавая церковь была построена на средства прихожан; нижний ярус тёплый, с престолом — в честь Архистратига Михаила построен в 1769 году, а верхний — холодный, с престолом — в честь Свт. Живоначальной Троицы, построен в 1817 году. Основной объём был соединён с колокольней посредством небольшой трапезной. В ХIХ столетии храм окружила церковная ограда, была выстроена и сторожка.
Приход состоял из села Весь (192 двора) и деревни Кощеевой. Всех дворов в приходе 240, душ мужского пола 622, а женского пола 768 душ. Село Весь, в котором располагается церковь Архистратига Михаила (Троицкая) упоминается в летописях ещё с ХI столетия и получило своё наименование в честь финно-угорского племени Весь, родственному мерянскому племени. Вплоть до ХVIII века поселение принадлежало Рождественскому монастырю. В 1764 году государыня Екатерина II упразднила монашеские угодья, и Весь стало казённым селом, стало вести самостоятельную жизнь.
Как и многие культовые сооружения, церковь Архистратига Михаила (Троицкая) в селе Весь была закрыта в 30-е годы прошлого века, после чего храм был разграблен и частично разрушен (снесена колоколольня, от которой осталась лишь часть первого яруса). Храм служил в хозяйственных целях, после чего был брошен на произвол судьбы. И лишь 21 ноября 2017 года, после возврата церкви Михаила Архангела в лоно РПЦ, в ней возобновилась Богослужебная жизнь, был проведён первый молебен в день престольного праздника.
С сайта: https://lubovbezusl.ru/Статьи/История/Село Весь Суздальского района

На стенде у храма и на сайте храма сообщается, что с мая 2018-го года начался процесс восстановления храма из аварийного состояния. И в настоящий момент идет сбор средств на разработку проектной документации по реставрации храма, а также на проведение первоочередных противоаварийных работ. Там же можно увидеть макет проекта. Состояние храмо таково, что слово «реставрация» вряд ли подходит. Много придется построить заново. Про консервацию речь даже не идет, не вписывается это в нашу культурную традицию. Какие чувства испытывает человек, посещая старый храм? Это те самые своды, кирпичи, стены, фрески, где молились наши предки, где крестили и отпевали. Это подлинники. Ведь не придет же в голову «восстанавливають», к примеру, греческий Парфенон. Памятник утратится, а новодел врят ли кого заинтересует. Что храм надо спасать — это не вопрос, вопрос — каким образом и что останется нашим потомкам. Цель этой статьи не приглашение к дискуссии, цель информационная. Кто желает увидеть, почувствовать «тот самый» храм, кторому 250 лет, пока еще он не развалился и пока его не отреставрировали, спешите в село Весь.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?