Вершинино (Погост, Вершинино, Шишкина, Горы) расположено в северо-западном углу Кенорецкого плеса на полуострове, объединяет четыре деревни: Погост, Вершинино, Шишкина, Горы. Административный центр Плесецкого сектора национального парка.
Часовня Св. Николая Чудотворца украшает не только Вершинино, но и все Кенозеро. Трудно представить Кенозерский национальный парк без этого замечательного памятника. Точный возраст часовни неизвестен, но она существовала задолго до 1846 г. В конце XIX в. часовня была перестроена. В начале ХХ века у часовни еще не было колоколенки. Это видно на фотографии И.Билибина, сделанной в 1902-1905 гг. Её пристроили чуть позже, но в стиле местных часовен. А к 1980-м годам часовня почти разрушалась.
Описание часовни в книге Г.П.Гунна «Каргопольский озерный край». Часовня в то время еще не была отреставрирована: «На вершине холма одиноко стоит Никольская часовня XVIII в. Часовня видна со стороны озера издалека, и это едва ли не единственный пример такого положения культового здания в Кенозерье. Ее можно назвать прототипом клетских часовен Кенозерья; подобно старому дереву, она раскидала свои семена по озерным берегам. Часовня так прекрасна по форме, с таким смелым взлетом клина кровли, что и в поздней тесовой обшивке не теряет своего очарования. Ее можно рассматривать бесконечно, находя все новые выигрышные точки. Этому способствуют и рельеф местности и природный фон — открывающийся с холма озерный простор. Поставлена часовня не на самой высокой точке верхнего плато, а слегка на скате холма, так что южная стена значительно выше, чем северная, но такая постановка при рассматривании здания снизу придает ему величавость. Часовня как бы закрепляет вершину высокого берега и, одиноко стоя среди широкого оголенного пространства, выглядит монументальным сооружением. Но вблизи — и это свойство многих памятников деревянного зодчества — она кажется совсем небольшой, размеры ее соотнесены с человеком, она может показаться даже приземистой, вросшей в склон холма, как смотрится , например, часовня с восточной стороны, откуда особенно четко рисуется силуэт ее кровли с изящно врезанной главкой.» (Г.П.Гунн).
Реставрацию Никольской часовни после образования Кенозерского национального парка провели совместно российские и норвежские реставраторы, проработав два сезона — 1996 и 1997 гг. Проект реставрации можно посмотреть здесь.
В 1997 году в обновленную часовню вставили на свое место отреставрированные в Архангельском филиале ВХНРЦ им. И.Грабаря «небеса». «Небеса» в Вершининской часовне созданы в последней трети XIX века мастером Федором Иоком. Это имя стало в 2007 году. Сохранилось 13 радиальных граней, одна угловая и центральный медальон. Утраченные три угловые грани реконструированы.
В 1998 году часовню освятил Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон.
В 2003 году в часовне заменили завершение звонницы. До замены крест был прикреплен к высокому резному столбику, стоящему на сферической кровле колокольни. Теперь звонница завершается шатром с крестом на вершине.
Обновленная часовня Св. Николая теперь вновь стала нужной людям. По воскресеньям и престольным праздникам приезжает в Вершинино священник для службы в часовне. В остальное время в часовню все приезжающие туристы, экскурсанты и просто родственники могут попасть через Контору Парка, где хранятся ключи от часовни. Есть в Вершинино и ответственная за часовню. Она также может открыть часовню для осмотра.
Источник: kenozerjelive.ru
Деревня Вершинино раскинулась вдоль берега озера Кенозеро у подножия моренной гряды. На безлесной вершине расположена часовня Николая Чудотворца. Точная дата постройки часовни неизвестна. Церковные документы свидетельствуют о её существовании задолго до 1846 г. Современный облик памятника сложился в результате нескольких ремонтов и перестроек. Первоначально часовня традиционно состояла из клети молитвенного помещения и открытой западной паперти с крыльцом. В последней четверти 19 в. облик Никольской часовни претерпел значительные изменения. Вероятно, в это время в интерьере часовни появилось перекрытие «небом». Около 1913 г. вместо крыльца к паперти пристроили колокольню (звонницу) в виде восьмерика на четверике, первоначально завершавшуюся куполом со шпилем, а вход в Никольскую часовню устроили с северной стороны.
Часовня клетского типа, трехчастная, состоит из храмовой части, узкого притвора и звонницы. Прямоугольный в плане, рубленый «в обло» сруб храмовой части поставлен на подклет. Продольные стены сруба завершаются повалом в четыре бревна, а торцевые переходят выше, образуя щипцовые фронтоны под скатами высокой клинчатой крыши с широкими полицами над повалами. Пятиметровый взлет крытого тесом клина дополняет крытая лемехом глава с крестом на высоком барабане.
Храмовая часть из бревен, соединение бревен в углах «в обло с остатком», с большим повалом. Притвор каркасной конструкции, одной ширины с храмовой часть, крыша малоуклонная на два ската. К притвору вплотную примыкает звонница «восьмерик на четверике» срубной конструкции от земли, крытая шатром с главкой и крестом.
Перекрытие цокольное во всех помещениях из плах, настеленных по направлению восток – запад. Храмовая часть перекрыта «небом», в притворе – перекрытие плоское из плах. Междуэтажное перекрытие звонницы – накат из бревен, по нижней плоскости подтёсанных. Настил яруса звона выполнен с уклоном во все стороны, из двух слоев досок, верхний слой досок желобленный.
Окна косящатые, в храмовой части одно окно на северной стене, другое — сдвоенное на южной стене. Над окнами устроены карнизики простой формы, которые поддерживаются кронштейнами сплошного сечения. Рамы с креплением на деревянных круглых нагелях, с расстекловкой на восемь стекол. На окнах кованые решетки.
Дверные проемы в четверик звонницы и в притвор брусчатые, в кафоликон – косящатый. Подтеска бревен стен у проема одночастная, вкруговую. Дверное полотно из трех досок на шпонках.
Крыльцо часовни одномаршевое, срубной конструкции из бруса, устроено в северо – западном углу, образованном притвором и звонницей, в пять ступеней, без навеса – крыши. Перед ступенями крыльца уложены два больших плоских валуна. В звоннице устроена двухмаршевая лестница. Столбы яруса звона одинарные, круглые, без резьбы.
В интерьере экспонируется 16-частный каркасный потолок — «небо» с изображение архангелов, евангелистов и распятия. Время создания — последняя треть 19 в., мастер Фёдор Захаров Иок. Сохранилось тринадцать радиальных граней, одна угловая и частично центральный медальон. Утрачены грани с изображение евангелиста Матфея, архангелов Уриила и Варахиила. Три угловые грани реконструированы. Размер четверика «в свету»: 531х604 см. Двухъярусный иконостас утрачен.
В 1982 г. силами ССО АГПИ были проведены противоаварийные и консервационные работы, включая замену нижних бревен, замену кровли. В 1996-97 г.г. специалистами ФГУ «Национальный парк «Кенозерский», совместно с норвежскими плотниками проведена реставрация объекта методом лифтинга. Руководитель работ — архитектор А. В. Антонов. В январе 2003 г. специалистами ООО «Поморская Плотницкая Школа» выполнена замена завершения звонницы с купольного на шатровое.
Кенозерский национальный парк: Краткий путеводитель, Архангельск, 2004, с. 36-37; http://arhispovedniki.ru/gallery/
Деревня Вершинино раскинулась вдоль берега Кенозера у подножия моренной гряды. На безлесой вершине одиноко высится часовня Николая Чудотворца. Видимая издалека, она является доминантой местного пейзажа. Точная дата ее постройки неизвестна. По конструктивным признакам ее можно ориентировочно датировать второй половиной XVIII – первой половиной XIX века.
Церковные документы свидетельствуют о её существовании задолго до 1846 года. Вызывает сомнение, что часовня, построенная в разгар борьбы с расколом и запрета на часовенное строительство, могла быть поставлена на столь заметном месте. Возможно, её перенесли на вершину холма в конце XIX века, когда возведение часовен было разрешено официально. Современный облик памятника сложился в результате нескольких ремонтов и перестроек. Первоначально часовня традиционно состояла из клети молитвенного помещения и открытой западной паперти с крыльцом. Предположительно, перекрытие «небом» появилось в интерьере часовни в конце XIX века. Около 1913 года вместо крыльца к паперти пристроили колокольню, а вход в часовню устроили с северной стороны. Звонница двухъярусной колокольни, срубленной восьмериком на четверике, была перекрыта восьмигранным куполом с широкими полицами. Купол венчал высокий фигурный шпиль, украшенный накладной резьбой.
Из книги: Небеса и окрестности Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский». М.: Программа «Первая публикация», 2009. С. 108.
http://www.kenozero.ru/o-parke/kulturnoe-nasledie/arkhitektura-kenozerya/kultovaya-arkhitektura/chasovnya-nikolaya-chudotvortsa/
Наверное, сложно было найти более удачное место для часовни, ставшей одним из архитектурных символов Кенозерского национального парка. Расположенная на высоком холме, она будто парит над окрестным пейзажем, открываясь взору не только практически из любой части деревни, но и с многих островов Кенозера.
Простая и в то же время совершенно очаровательная часовня Св. Николая Чудотворца этим сочетанием олицетворяет, наверное, всё Кенозерье — край, который запоминается именно неброскими, но цепляющими за душу часовнями, основная красота которых не в ярком одеянии, а в самом сердце — расписных «небесах».
Точная дата постройки часовни неизвестна. Есть лишь сведения, что в XVIII в. она уже существовала, а ее первоначальный облик представлял собой сруб с главкой, крытой городчатым лемехом, открытое гульбище и высокое крыльцо. Обшили тесом ее в середине XIX в. Последний же строительный период относится к 1915-1917 г.г. В это время часовня была капитально отремонтирована, кроме того, на месте разобранного крыльца возвели звонницу.
Звонница представляет собой типичную северную конструкцию — восьмерик на четверике. Крыша звонницы шатровая, что тоже очень типично для северных церквей и часовен. У этого храма, как и у всех культовых сооружений на Кенозерье, есть свой хранитель — человек, который еженедельно приходит сюда, чтобы звонить в колокол и, возможно, зажечь свечи. Службы же здесь не проводятся.
Никольская часовня стала первой, которую 20 лет назад совместно реставрировали российские и норвежские плотники. Кроме того, здесь же впервые была применена технология лифтинга, то есть здание не разбирали полностью, а приподняли с помощью специальных домкратов, заменив только сгнившие венцы. Также была заменена внешняя обшивка. При этом при реставрации применялась традиционная технология обработки древесины и изготовления деревянных элементов образцами русского плотницкого инструмента XVII-XVIII в.в.
Во время реставрации произошло одно интересное событие. Когда снимали внутреннюю обшивку, из-за нее неожиданно выпало полотенце с очень красивой вышивкой. Реставраторы посчитали это хорошим знаком, своеобразным приветом от строителей часовни ее реставраторам.
Если внешний облик здания и поддается реставрации, то внутреннее убранство, к сожалению, не всегда можно привести в исходное состояние. Так, шестнадцатичастное небо Никольской церкви дошло до нас не полностью, некоторые его грани были утеряны. Время частично стерло, в том числе, и сюжет центрального медальона, в котором изображена Новозаветная Троица — Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух.
Пострадали от времени и другие росписи. Например, утеряно изображение евангелиста Матфея (https://sobory.ru/photo/356417) — одного из авторов четырех Евангелий, чьи образы располагаются на радиальных гранях. Каждый из евангелистов изображен со своим особым символом: Иоанн Богослов с орлом, Лука с тельцом, а евангелист Марк со львом.
На восток уходит грань с изображением распятия Христа. Справа от нее изображен римский воин Лонгин Сотник, слева — грань с изображением Марии Магдалины. На остальных гранях этого неба можно увидеть архангелов.
Центральный медальон окружает сонм серафимов — ангелов с шестью красными крыльями. Они наиболее приближены к Богу и способны своей любовью к Всевышнему воспламенять сердца людей. Также изображения серафимов в часовне можно увидеть на угловых гранях «неба», которые расположены параллельно полу и называются парусами.
Достоверно известно, когда было создано «небо» — это середина XIX в. Есть сведения и о том, кто является автором росписи. Это поистине уникальная информация, поскольку художники не оставляли свое имя ни на «небесах», ни на иконах. На территори Кенозерского парка всего два подписных неба. Одно из них находится в деревне Усть-Поча, и принадлежит кисти того же художника, что и «небо» Никольской часовни в Вершинино. Автором их стал художник-самоучка Федор Захарович Иок. Сегодня его работы высоко котируются среди искусствоведов и знатоков иконописи, а тогда на деньги, получаемые за роспись небес и написание икон, он прожить не мог, что вынудило его найти другую работу — поступить в почтовое ведомство.
Помимо небес в часовне сохранилась и одна икона руки Федора Иока. Икона с двумя святыми прикрыта платочком, ибо годы обесценивания религиозной тематики оставили на ней неизгладимый след. У обоих у святых буквально выцарапаны лики и это, к сожалению, делает невозможным ее реставрацию, потому что для икон самое главное — это лик, и ни один реставратор не будет работать с образом без лика.
Никольская часовня является памятником архитектуры регионального значения. Решение облисполкома о постановке объекта на гос. охрану № 154 от 27.12.1990.
Автор: Ксения Чернова, http://sarlynx.livejournal.com/219755.html