Веркола (Новый Путь). Артемиев Веркольский монастырь.

В. Веркольский Артемиев монастырь, 1 класс, общежительный, Пинежского уезда, в 180 верстах от города Пинеги, на реке того же имени. Основан в 1645 г. на месте обретения мощей святого Артемия (23 июня). В 1897 г. освящен ново-устроенный величественный собор во имя Успения Божией Матери. В церкви святого Артемия почивают мощи его в серебряной раке. Ежегодно 23 июня совершается крестный ход с обнесением святых мощей вокруг монастыря. При монастыре школа для мальчиков и девочек. К нему приписан Святоозерский Николаевский скит, в 60 верстах от Белого моря, на берегу «Святого» озера, устроенный в 1885 году; здесь находится явленная икона святого Николая Чудотворца.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

В глуши Архангельского края, на левом берегу реки Пинеги вот уже четыре столетия высится знаменитый Артемиев Веркольский мужской монастырь.
Монастырь был основан примерно в 1635 году на месте обретения мощей св. Артемия. Первым ктитором и основателем монастыря является воевода Кевролы и Мезени Афанасий Пашков, который основал монастырь в благодарность за исцеление сына, свершившееся у мощей св. Артемия.
В 1649 году царь Алексей Михайлович назначил монастырю жалование, а через год его сестра Ирина Михайловна пожертвовала монастырю богатые дары. Монастырь был богатым и процветающим вплоть до середины XVIII века. В 1764 году, по указу Императрицы Екатерины II, он был переведен за штат и лишен всех земель и угодий.
В 1840-е годы монастырю угрожало закрытие по бедности, и от закрытия его спасло лишь то, что он оказался в числе 340 обителей, которым по завещанию графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской полагался капитал в пять тысяч рублей.
Святой Праведный Иоанн Кронштадтский, родиной которого является с. Сура (в 50 км от Верколы), почитал св. отрока Артемия и часто заезжал в монастырь. На его деньги был воздвигнут Успенский Собор — венец храмов Веркольского монастыря, который по своему масштабу (способен вместить до 1000 человек) и величию мог соперничать с многими великими храмами России.
К концу XIX века Артемиево-Веркольский монастырь удостаивается титула Первоклассного монастыря. По описаниям современников обитель тогда процветала: «Веркольский монастырь еще издали обращает на себя внимание своей солидностью и благоустройством. Точно маленький город стоит он на высоком берегу Пинеги, обнесенный красивой каменной стеной». В то время братия монастыря насчитывала около 300 человек.
Но настали смутные времена. После революции богоборческая вакханалия разыгралась и на Пинежье. В конце ноября 1918 года в Веркольский монастырь прибыл отряд красноармейцев. Часть братии уже ушла до этого в другие монастыри, а тех, кто остался, расстреляли на берегу Пинеги. Местные жители видели, как от того места, где монахи приняли мученическую смерть, поднимался к небу свет. Там же сожгли иконы и книги, стены монастыря, башни и колокольня были разобраны на кирпич. С 30-х годов в монастырских зданиях размещались поселковая коммуна, уездный комитет партии, детский дом, продовольственные склады. Оставленные без ремонта и ухода храмы страдали от непогоды и со временем стали разрушаться.http://www.verkola.ru/ist.htm с сайта Монастыря

История обители насчитывает четыре века. Еще больше лет прошло со дня рождения мальчика Артемия, который стал святым и в честь которого назван монастырь. Артемий родился в 1532 году от кротких и благочестивых родителей Козьмы и Апполинарии. В 12-летнем возрасте во время грозы Господь забрал его в Свои небесные обители. Через 33 года были обретены его нетленные мощи, от которых начались многочисленные исцеления, и спустя еще тридцать лет отрока Артемия причислили к лику святых. По молитвам к праведному отроку выздоровел и смертельно больной сын Мезенского и Кеврольского воеводы Афанасия Пашкова – Иеремия. В благодарность за такое чудо воевода на месте обретения мощей святого Артемия воздвиг церковь и несколько келий. Так началась монашеская жизнь в Веркольской обители. Богатые пожертвования прислали сюда Государь Алексей Михайлович и его сестра-царица Ирина. Вообще, милостями российских государей и усердием значительного числа людей, обитель в 17 веке была в цветущем положении.
Поначалу все постройки в монастыре были деревянные, поэтому не раз горели храмы и келии. Однако, по милости Божией, мощи святого отрока всегда удавалось спасти от огня. В 1583 году Новгородский митрополит Макарий дал грамоту о построении в монастыре храма во имя святого отрока Артемия. Но лишь через 130 лет построили и освятили такую церковь с трапезной, однако через несколько десятилетий она сгорела.
В 1785 года заложили новый каменный храм во имя праведного Артемия Веркольского. Три года понадобилось, чтобы построить два теплых предела во имя Николая чудотворца и великомученика Артемия. Строительство же главного храма завершили в 1806 году. 22 января при многочисленном стечении народа церковь освятили и перенесли в нее раку с мощами отрока Артемия.
С середины 18 века в монастыре все начало меняться в худшую сторону. Он был выведен за штат. Много испытаний выпало на его долю. В середине 19 века в монастыре царила страшная бедность и запустение, даже мощи отрока стояли несколько лет запечатанными. Епархиальное начальство уже подумывало о закрытии обители. Но, по молитвам праведного Артемия, Богу было угодно, чтобы Веркольский монастырь не только не оказался уничтоженным, но расцвел бы и украсился, как духовно, так и материально. Графиня Анна Алексеевна, в иночестве Агния, Орлова-Чесменская прислала в монастырь 5 тысяч рублей. Начались ежедневные службы, стала восстанавливаться обитель, увеличилось братство.
В 1859 году сюда назначили настоятелем иеромонаха Иону. Он немало сделал для возрождения Веркольского монастыря. А через два года обитель возглавил иеромонах Феодосий (Орехов). 25 лет он нес здесь послушание. Был возведен в сан игумена, затем архимандрита, отмечен несколькими наградами. Он ввел в обители строгий церковный устав. Многие благотворители стали присылать крупные жертвы и богатые вклады в управление мудрого и доброго настоятеля Веркольского монастыря. И обитель сама стала оказывать помощь нуждающимся. При архимандрите Феодосии воздвигли монастырскую ограду с башнями и очень красивой колокольней, в которой позднее освятили храм во имя Иверской иконы Божией Матери. На их строительство пошло 1 миллион 200 тысяч штук кирпичей, изготовленных на монастырском заводе. Колокольный звон был слышан на 50 верст. При архимандрите Феодосии соорудили также каменный двухэтажный корпус, водопровод и многое другое. На месте преставления праведного отрока Артемия, в деревне Ежемень вместо прежней ветхой часовни заложили новую с алтарем, трапезной и колокольней. Позднее ее обратили в храм. Архимандрит Феодосий закончил свой земной путь 5 мая (н.ст.) 1885 года и похоронен около Артемиевского храма.
Большой вклад в развитие монастыря внес и архимандрит Виталий, который был здесь настоятелем 12 лет. При нем воздвигли 2-этажный каменный игуменский корпус. А также грандиозный собор, сооружение которого началось 17 сентября 1891 года. По своей богатой архитектуре и величию он являлся главным украшением монастыря. С наружной стороны храм был украшен иконами, писанными на полотне. Вокруг всего собора располагалась висячая галерея для крестных ходов, обнесенная решеткой. Внутри его находились золоченые иконостасы с иконами, написанными в строго византийском стиле известным художником Софоновым. На стенах — великолепная роспись. В окна вставлены изящные кованые решетки. Общая стоимость всего двухэтажного собора определялась в 100 000 руб. Грандиозная постройка храма была окончена в 1897 году.
14 июня архимандрит Виталий в сослужении Кронштадтского протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, иеромонахов монастыря и приезжих сельских священников при необыкновенно большом стечении народа, торжественно освятил верхний храм в честь Успения Божией Матери. На другой день отец Иоанн в сослужении духовенства освятил нижний храм в честь Рождества Христова.
В 1890 году Веркольский монастырь указом Священного Синода был возведен в 1-классный общежительный монастырь, и стал единственным первоклассным монастырем Архангельской епархии, не считая Соловецкого.
С 1908 по1917 годы Верколькую обитель возглавлял архимадрит Варсонофий (Вихвелин). 3 июля 1910 года он был назначен епископом Кемским, викарием Архангельской епархии, с оставлением его на должности настоятеля Веркольского монастыря.
В 1907 году было начато строительство 3-этажного трапезного корпуса с церковью во имя Казанской иконы Божией Матери. Чуть больше двух лет понадобилось для возведения этого великолепного здания, украшенного колонками и другими рельефами.
В 1917 году последним настоятелем Веркольского монастыря перед его закрытием стал епископ Павел (Павловский). В то время братство обители составляло 185 человек.
В ноябре 1918 года в Веркольский монастырь прибыл отряд красноармейцев. Часть монахов ушла в другие обители, а тех, кто остался, расстреляли на берегу Пинеги. Богоборцы сжигали иконы и богослужебные книги. Некоторые иконы местные жители успели унести по домам, а через 70 лет вернули их во вновь открывшийся монастырь. Спустя месяц приехала особая комиссия по вскрытию мощей, но монахи их спрятали, и мощи не нашли.
В разные годы в монастырских зданиях располагались уездный комитет партии, госпиталь для красноармейцев, поселковая коммуна, детский дом, интернат для детей с отклонением в развитии. В игуменском корпусе находилась общеобразовательная школа, в Артемиевском храме – спортивный зал, мастерские, одно время в нем даже выращивали кроликов.
В 1990 году обитель передали Русской Православной Церкви, а 25 декабря 1991 года Священный Синод принял решение об отрытии Артемиево-Веркольского мужского монастыря. Настоятелем Веркольской общины стал священник Иоанн Василикив, который через два года принял монашеский постриг с именем Иоасаф и был назначен наместником монастыря. Он приехал сюда 18 октября 1990 года и увидел оскверненные и разграбленные храмы, здания без стекол, кругом огромные кучи мусора. Монастырь восстанавливали всем миром, и жизнь в нем начала постепенно налаживаться.
Артемиевский храм
Когда монастырь вернули православной церкви, то службы начали проходить в Артемиевском храме. Поначалу сделали предел во имя святителя Николая чудотворца, и постепенно стали обустраивать главный храм. В1991 году привезли колокола и подняли их на звонницу. В этот же день из часовни на Ежемени перенесли раку, в которой прежде находились мощи отрока Артемия. В июле в монастырь были возвращены из Карпогор часы. Их вновь установили над входом в Артемиевскую церковь. Теперь каждые четверть часа раздается мелодичный звон.
Собор
В годы советской власти в нижнем храме располагалась тракторная мастерская. В Успенском же оставались нетронутыми иконостас и роспись на стенах. Первые насельники увидели его без купола, железо с крыши было сорвано, и на ней росли деревья. На стенах плесень. Полы взломаны. Иконостас разграблен полностью. При наместнике отце Иоасафе (Василикиве) закрыли крышу, вставили стекла во все окна. С помощью вертолета установили купол. Сейчас собор, к сожалению, продолжает разрушаться. Выпадают кирпичи, от висячей галереи ничего не осталось, исчезает настенная роспись. Для восстановления собора нужны огромные средства.
Казанский храм
За годы безбожия здание пришло в ужасное состояние. Первый этаж провалился на нулевой, не осталось ни одного стекла. Отремонтировали нижнюю трапезную, и до сих пор готовят пищу и трапезничают в ней. Сейчас идет реставрация всего корпуса. Выполнен очень большой объем работ. Полностью заменена крыша. Здание преображается как внутри, так и снаружи. Все надеются, что скоро молитва вновь зазвучит в Казанском храме.
Ильинский храм
Эту церковь построили в 1697 году. Через два столетия ее разобрали за ветхостью, отреставрировали, собрали вновь в несколько ином виде. В годы советской власти окрестные жители в праздник Ильи пророка всегда приходили к храму и молились около него, потому что вход был закрыт. В 1993 году Ильинскую церковь полностью восстановили, застеклили окна, сделали крыльцо, покрыли новым железом крышу. Александр Георгиевич Закатырин отремонтировал большой крест и сделал четыре новых креста поменьше.
Церковь на Ежемени
В годы безбожия здесь был склад для хранения зерна. Но люди никогда не забывали сюда дорогу. В праздник отрока Артемия, 6 июля, приходили и приезжали сюда пинежане со всей округи.
5 августа 1990 года, в праздник обретения мощей отрока Артемия, настоятель архангельского Свято-Ильинского кафедрального собора, протоиерей Владимир Кузив впервые за много лет отслужил около церкви молебен святому угоднику Божию. В самой церкви в то время еще были сусеки для зерна. В этот же день отец Владимир освятил памятник Федору Александровичу Абрамову в Верколе и отслужил панихиду на могиле писателя.
За прошедшие десятилетия церковь сильно обветшала. К счастью, нашлись жертвователи, которые дали средства на реставрацию. Бригада плотников под руководством Ивана Игната заново обшили ее досками, изготовили и установили два новых купола, заменили окна, ставни и двери, набрали полы.
Есть здесь необычный 4 метровый крест, про который рассказывают, что несколько веков назад он приплыл на реке Пинеге против течения и остановился напротив церкви.
Часовня святого отрока Артемия
Часовня во имя праведного отрока Артемия стояла в обители на протяжении четырех веков. С 1639 по 1649 годы в ней находились мощи святого отрока. В годы безбожия, по просьбе жителей Летополы, часовню передали в деревню под народный дом. И лишь в 2006 году благотворители дали необходимую сумму для ее восстановления. Бригада мастеров под руководством Ивана Игната всего за несколько месяцев сделала новую часовню на прежнем месте. Все работы велись по старинной технологии. Крыша покрыта кровельным тесом, а купол осиновым лемехом.
http://www.verkola.ru/about/

Покровитель Артемиево-Веркольского монастыря да и всего Пинежского края является святой отрок Артемий. Жизнь его была коротка, но по замыслу Божиему удивительна. Он родился в простой крестьянской семье и рос обычным ребёнком, спокойным и тихим. Родителей даже пугало его послушание: он и с детьми мало играл, зато молитвы заучивал. Однажды помогал отцу на пашне: случилась гроза и молния с треском ударила в дерево под которым стоял Артемий. Когда взрослые подбежали к нему, тело его уже было бездыханным и только изумлённые глаза были широко раскрыты. Только сказано, что «нет пророка в своем Отечестве» — односельчане-веркольцы не поняли, что Господь взял юного мальчика на Небеса, чтобы он стал молитвенником и заступником за грешных людей, за свою северную землю. И порешили, что негоже хоронить убитого молнией Артемия на кладбище, что видно, грех какой на нём был, раз такая смертушка приключилась, и унесли тело его в лес, положили на землю да закидали ельником и берестой. Огородку поставили и ушли, позабыв об Артемии. А вспомнили только через 32 года. И случилось вот что: дьячок веркольской церкви, сверстник Артемия, пошёл в лес ягод пособирать и наткнулся там на такое сияние, что глаза слепило и исходило от того места, что было за полуразвалившейся огородкой. Наклонился дьячок, разрыл бересту да ветки: а там — Господи Иисусе! — лежит Артемий, будто прилёг отдохнуть, юный и нетленный. Односельчане долго решали, что с этими нетленными мощами делать, и порешили отвезти в церковь, положить на паперти, прикрыв той же берестой, которая и в лесу покрывала тело Артемия. И никто даже подумать не мог, что принесли они на паперть тело Чудотворца, а не грешника. Потому что, даже потрогав бересту, люди получали исцеление: есть в описании жития Артемия такие случаи, и даже страшная лихорадка-трясовица отступила от Верколы. Вот на месте обретения нетленных мощей Артемия и был основан монастырь, и было это в ХVI веке.
Лучшим для монастыря было время конца ХIХ века — это уже был довольно известная в России монашеская обитель, братии здесь подвизалось более 300 человек, а сколько ещё паломников, сколько трудников!… Даже титула он особого удостоен был — Первокласный монастырь. О том процветании в летописях сохранились письмена, что ещё издали был виден монастырь, стоявший на высоком берегу реки Пинеги, обнесённый красивой каменной монастырской оградой, словно град у реки возвышающийся. Свершилась октябрьская революция в стране и вскоре зловещее эхо докатилось и до этих намоленных мест. Некоторые монахи ушли в другие северные монастыри, некоторые приняли мученическую смерть от богоборцев. На берегу богохульники разожгли огромный костёр, в который были снесены иконы, книги священные, различная богослужебная утварь, не представляющая какой либо ценности. Были сняты со звонницы колокола, сброшены на землю и погружены на плоты. Очевидцы сказывали, что под тяжестью веса плоты с колоколами затонули в реке, и погрузились на дно речное. Веркольские звоны так никто и не нашёл спустя время. А вот мощи святого отрока Артемия монахи заранее спрятали в тайном месте, и они до сих пор не обретены — считают, что они находятся под спудом какого-нибудь монастырского строения, тем самым помогают в возрождении святой обители на реке Пинеге. Дальше монастырь ждало забвение, разруха и мерзость запустения. Возрождение началось в 1990-е годы: в обитель стали приходить иноки, чтобы здесь возродить вновь монашескую жизнь. Много сил и средств в восстановлении обители приложила вдова писателя Фёдора Абрамова Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова. В обитель вернулись некоторые святыни: иконы, богослужебные книги, церковная утварь — всё то, что удалось унести, спасти веркольцам. Но это такая малая доля того благолепия, которым славился монастырь. 25 декабря 1991 года был вновь открыт монастырь, его первым настоятелем после долгих лет забвения был назначен священник Иоасаф (Иоанн Василикив). За семь лет его службы в монастыре было многое сделано, было много окрестного люда обращено в православную веру.
Сейчас обитель живёт строго по уставу, по образу Афонского Свято-Пантелеймонова монастыря: день начинается в пять утра, и весь день до десяти вечера братия проводит в труде и молитве. Всё строго, так, как положено в монастырях: «друг к другу в келию без великой нужды не ходить, от разговоров неполезных уклоняться, для бесед ненужных не останавливаться, быть и наедине всегда одетому, друг друга почитать, особливо тех, кто старше годами». Здесь жизнь гораздо труднее, чем на Афоне, потому что каждый день — борьба за жизнь. Но Господь, видно, не случайно сохранил Верколу для молитвы — здесь сама природа зовёт на монашеский подвиг. Стоит сказать, что к Артемиево-Веркольскому монастырю с большей любовью, трепетно относился праведный Иоанн Кронштадтский: его родное село Сура тоже находилось в Пинежском районе, в 50 километрах от обители. И паломником эти километры пешком не раз проходил Иван Сергиев — так тогда ещё звали Иоанна Кронштадтского. А когда уже служил в Кронштадте, то многое сделал для процветания монастыря в Верколе — Успенский собор, возведённый на его средства, до сих пор, несмотря даже на значительные разрушения, поражает всех своей удивительной красотой и монументальным величием. В заключении стоит упомянуть ещё об одном интересном факте. Веркольцы ещё с древних времён приметили: 6 июля, в день памяти отрока Артемия, вдруг откуда ни возьмись набегают тучи, плотно затягивают небо и в полдень обязательно бывает короткая гроза — гремит гром, сверкает молния. А потом так же резко небо очищается, становится голубым, и вот уже выглядывает яркое июльское солнышко…
Из брошюры: «Артемиево-Веркольский монастырь»

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?