Верхотурье. Собор Троицы Живоначальной.

Свято-Троицкий собор, каменный, двухпрестольный. Заложен в 1703 г. С момента закладки указом Синода присвоен соборный статус. Построен в стиле барокко. Главный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, освящен 16 апреля 1709 г. Левый придел во имя священномученика Харалампия. В 1922 г. изъято 2 пуда 31 фунт 92 золотника серебра (45,6 кг). С 1925 г. до закрытия обновленческой ориентации. Закрыт в 1932 г. Возвращен в 1991 г. Действующий с 1998 г.

В деревянном виде церковь в честь Живоначальной Троицы была заложена в 1598 году, по окончании строительства Бабиновской дороги, связующей Центральную Россию с Сибирью. На месте города Верхотурье первоначально существовала пограничная застава с таможней, а вокруг нее стал образовываться торговый город. Троицкий храм существовал как походно-полевая церковь на пограничной заставе. С ростом и развитием Верхотурья Троицкий храм становится центральным городским собором. Деревянное здание храма, стоявшего на высоком берегу Туры, не сохранилось. В 1703 году практически на этом же месте был заложен каменный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, а вокруг него выстроили кремль с бойницами для стрелецких пищалей. С момента закладки указом Святейшего Синода Свято-Троицкому храму был присвоен соборный статус. Русские государи Алексей Михайлович, а впоследствии Петр I сознавали важнейшее государственное значение Верхотурского кремля на границе Урала и Сибири: храм и Верхотурский кремль строился полностью за счет государевой казны. Главный придел Свято-Троицкого собора освящен 16 апреля 1709 года. Собор построен в стиле барокко — светлый, воздушный, пятиярусным освещением. В годы советской власти храм был закрыт. С 1932 года богослужения в нем не проводились, собор и кремль постепенно ветшали и разрушались.
В 1998 году в Свято-Троицком храме были возобновлены богослужения. Впоследствии Свято-Троицкому собору указом Правящего Архиерея был придан статус Архиерейского подворья. Единственный храм в Верхотурье, где совершаются таинства крещения и венчания, ибо в монастырских храмах их совершать не принято. Памятник истории и архитектуры мирового значения, находится под охраной ЮНЕСКО. Прихожане храма особо почитают икону Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». Есть в соборе и другие чтимые святыни — икона Пресвятой Богородицы «Казанская», написанная в XVIII веке, и образ Воскресения Христова невьянского письма. Казанский образ — древний, являющий собой образец письма невьянской иконописной школы. А Крест-распятие с предстоящими святыми сделан местными умельцами, уже в наши дни.
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»

Каменный Троицкий собор был заложен по царскому указу в 1703 году на месте деревянного. Возводили его лучшие мастера Урала и Сибирского приказа. Собор освящен в 1709 году, хотя строительство продолжалось до 1712 года. Пожар 1738 года не пощадил деревянные конструкции глав и крыши храма, которые были восстановлены через год, ко времени нового освящения храма. В 1825 году соборная церковь была обнесена со стороны посада каменной оградой, а деревянная кровля заменена па листовое железное покрытие. У алтаря собора за оградой было отведено место для погребения преподобных священнослужителей, почетных граждан и состоятельных жертвователей. На звоннице колокольни установлен главный 109-пудовый колокол с восемью малыми колоколами, внутреннее убранство собора включало росписи стен, исполненные в 1887 году московским мастером, и четырехъярусный иконостас с иконами иеромонаха Иоанна из Тобольска. Троицкий собор как величественный памятник храмовой архитектуры начала XVIII века послужил образцом для возведения ряда первых церквей и храмов в южном Верхотурье, а также в других весях Урала и Сибири.
Троицкий собор, поставленный на участке кремлевской стены, фланкируемом разнокомпозиционными постройками, имеет не центрическую композицию, а асимметричное, с учетом северного придела, объемное решение. Объемы храмовой части с апсидой, и колокольни объединены посредством трапезной. «Экономичная» компактная композиция храма в условиях сурового уральского края нашла воплощение в его сплоченном пятиглавии, которое, возможно, по конструктивным соображениям, подвигло зодчего разместить малые главы на восьмерике с необычным расположением по сторонам света. Вместе с люкарнами, постаментом и главками на них завершение храма представляет неповторимую нарядную, стройную композицию. Эта композиционная тема удачно поддерживаемся пятигранной формой апсиды получила в дальнейшем широкое распространение. Оригинальное композиционное решение присуще и колокольне шатрового типа. Она имеет ярусность, образованную членением по вертикали в соответствии с членением объема храмовой части. Восьмериковую форму обретает третий ярус колокольни, которая переходит к нижнему звону, затем к верхнему и венчающему шатру.
В архитектурном облике Троицкого собора просматривается новаторский подход к стилевому решению объема и фасадных плоскостей. Удачно применяются тектонически закрепляющие углы трехчетвертные колонны, массивные на несущих четвериках и уменьшенные в сечениях на верхних восьмериковых объемах. Пропорции колонн на фасадах восьмериковых объемов приближены к классическим, условно отнесенным к коринфскому ордеру.
Троицкий собор в Верхотурье, задуманный и возведенный как освященный верстовой столп на таможенном рубеже между европейской Русью и Сибирью, радует наш край духом русского храмового зодчества.
Источник информации — http://www.rus-sobori.ru/catalog/detail.php?ID=183307

Свято-Троицкий соборный храм каменный, однопрестольный, с приделом во имя св. муч. Харлампия, по счету уже третий. Первый храм, построенный одновременно с основанием города, был деревянный с приделом во имя муч. Федора Стратилата. В 1607 г. к нему пристроен был еще придел в честь Рождества Христова. Храм этот сгорел, и вместо него был построен новый, с приделами во имя Сергия Радонежского чудотв. и во имя св. апост. и евангелиста Иоанна Богослова. Вместо этого второго храма построен был, наконец, настоящий каменный храм. Заложен он был в 1703 г., а окончен постройкою в 1709 г. «по грамотам блаженной памяти Великого Государя, Царя и Великого Князя Петра I Алексеевича, Самодержца Всероссийского и по благословению Филофея, митрополита Сибирского и Тобольского. Строился он казною Великого Государя при вспоможении градских и уездных людей». На постройку его казенных средств употреблено 5253 руб. 93 коп. Освящен храм был 16 апреля 1709 г. по благословенной грамоте того же митрополита Филофея.
Вероятно, уже после освящения главного храма к нему был пристроен с северной стороны придел во имя св. муч. Харлампия совершенно другой архитектуры. Полагают, что это было при реставрации собора после страшного пожара 18 июля 1738 г., известного под именем « Ильинского», когда собор снаружи обгорел и в следующем году возобновлен и снова освящен. Соборный храм пятиглавый имеет вообще величественный вид и до сего времени.
В течение своего почти двухсотлетнего существования он подвергался неоднократным ремонтам. Наиболее капитальные ремонты были произведены в 1812013 гг. и в 1857-59 гг. Последний ремонт производился под наблюдением особо учрежденной комиссии и при пособии из средств св. Синода в 4500 руб.
В 1870 г. при смене деревянного пола мраморным в Харлампиевском приделе был разобран и предан сожжению изветшавший прежний престол. При разборке престола под ним был найден деревянный восьмиконечный крест, водруженный в средине деревянной связки между нижними концами столбцев престола. На этом кресте были следующие надписи чернилами: на одной стороне «1712 г.», на другой «1790 года декабря 21 дня». Вероятно, эти надписи означают время освещения первых двух престолов.
Достойна также внимания надпись изразцовыми буквами, сделанная под карнизом главного храма, трапезы и колокольни: «лета от сотворения света 7211, а от Рождества Христова 1703, а обложена сия церковь во имя святой живоначальной Троицы повелением благочестивейшего нашего Монарха, Великого Государя и Великого Князя Петра Алексеевича всея белые и малые России самодержца… в управление патриаршего престола преосвященного Димитрия (вместо Стефана Яворского выложено Димитрия), митрополита Рязанского и Муромского, благословением в духовном чину преосвященного Филофея, митрополита Тобольского и Сибирского, при бытии на Верхотурье воеводою стольника Алексея Ивановича Калетина, совершился в лето 1703 году». На стенах соборной трапезы в прежнее время было много надписей, указывавших время смерти и место погребения воевод и других знатных лиц, но при оштукатурке стен в 1857-59 гг. все эти надписи уничтожены и с них не оставлено даже списков.
Иконостас в главном храме 4-х ярусный высотою в 3 саж. 2.5 аршин, шириною в 5 саж., вызолочен и увенчан крестом, окруженным сиянием. Иконы в нем греческого письма, дорого ценимого людьми, понимающими живопись. Иконы писаны Иоанном, крестовым иеромонахом Тобольским архиерейского дома.
С самого начала своего существования до начала XIX ст. Свято-Троицкий собор был церковью бесприходною. Первыми прихожанами, о которых говорится в церковных документах, были не местные и постоянные жители г. Верхотурья, а временно проживающие: чиновники, писцы присутственных мест и нижние чины местной военной команды. Эти же люди и в настоящее время составляют часть прихода соборной церкви. Местные и постоянные прихожане образовались из прихожан Одигитрие-Богородицкой церкви, которые с припискою в 1814 г. церкви к собору стали составлять приход соборной церкви. Все они ныне мещане – потомки «стрельцов и пушкарей», которые с самого основания города поселились за рекой Турой. Кроме этих прихожан заречных, есть и в самом городе приписанных дворов до тридцати мещанского сословия. Купеческого сословия в соборный приход входит 3 дома. Все прихожане великорусы и православного вероисповедания. Численность их весьма незначительна: дворов 75, число душ муж. пола 169, жен. пола 156, обоего пола 325. Лица мещанского сословия, некоторые занимаются землепашеством, но это занятие при малоземельности многим не доставляет годового пропитания. Жители заречной стороны в большинстве очень бедны и занимаются поденными работами у достаточных людей, в зимнее время занимаются доставкою дров, а в летнее – выделкою кирпича.
В приходе соборного храма две часовни, первая – в честь Св. Троицы, выстроена в 1866 г. на счет верхотурского мещанина Александра Пяткова; вторая – выстроена на могиле некоего верхотурского юродивого Космы. Устное предание говорит, что этот юродивый был из местных жителей Верхотурья и был юродив от рождения. То же предание передает, что фамилия Космы «Немтинов».
Кроме обычных крестных ходов, из собора бывают два местных крестных хода: в субботу перед Троицыным днем и 30 июня. Первый бывает для встречи, а второй для провождения иконы Нерукотворенного Спаса, которая приносится в собор из Спасской церкви села Красногорского.
«Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г.

Возникновение Троицкого собора неразрывно связано с рождением самого Верхотурья. Город был заложен в связи с открытием новой «государевой дороги» в Сибирь и быстро превратился в важный торговый центр, оставаясь таковым в течение полутора веков. В первые годы русского освоения Сибири сообщение с молодыми городами на восточной окраине государства, такими как Тюмень и Тобольск, было крайне ненадёжным. Единственной дорогой, связывавшей Соликамск с вновь присоединёнными землями, являлась очень длинная и петляющая лозьвинская дорога (по наименованию реки Лозьвы), путь по которой занимал больше месяца. В связи с этим царь Фёдор Иоаннович дал задание разведать новый, более короткий путь. Поисками руководил крестьянин Соликамского уезда Артемий Бабинов, и в 1597 году они увенчались успехом. Открытый путь был несколько раз короче прежнего, и из Москвы пришёл приказ: дорогу строить, мосты наводить, город Лозьвинский на Лозьве ликвидировать, а вместо него заложить новый город на пути из Соликамска в Тобольск. Так на карте появилось Верхотурье, построенное на месте бывшего городища манси Неромкура. На крутом «камне-горе» и устроили Верхотурский кремль, сердцем которого стал Троицкий собор.
Первую деревянную соборную церковь во имя Святой Живоначальной Троицы возвели вместе с острогом в 1598 году. Однако уже в 1607 году верхотурский воевода жаловался царю Василию Шуйскому, что службы в храме можно проводить только летом, и просил разрешения построить тёплый храм. Разрешение было получено, но вместо новой церкви лишь добавили пристройку к существующей. Впрочем, эта пристройка справлялась со своей задачей и позволяла совершать богослужения в течение всей долгой уральской зимы. «Деревянная» эпоха верхотурского кремля и Троицкого собора продлилась сто лет — весь ХVII век. В 1683 году собор сгорел во время пожара, но находясь под особым царским попечением как главное здание одного из ключевых городов страны, был быстро восстановлен. Новый Троицкий храм простоял всего 10 лет. В августе 1696 года воевода Козлов получил грамоту от молодого царя Петра I, приказывавшего начать строительство каменного кремля. Для выполнения этого задания в Верхотурье приехали 22 московских мастера, а также каменщики из Соликамска. Местные жители стали учениками приезжих зодчих. Впоследствии верхотурские умельцы поучаствовали в возведении многих храмов Урала и Сибири. К собору, как самому важному и сложному элементу кремлёвского ансамбля, приступили в последнюю очередь, после окончания стен, башен, гостиного двора и хозяйственных построек. Храм заложили в 1703 году, а 16 апреля 1709 года состоялось его освящение. Строительство велось за счёт казны.
Возможно, особое внимание московских властей к Верхотурью и ведущая роль московских мастеров в строительстве повлияли на облик собора, в котором присутствуют некоторые «московские» черты и особое столичное изящество, не характерное для более аскетичной архитектуры Урала и Сибири того времени. Вместе с тем, храм получился абсолютно ни на что не похожим, отнести его однозначно к распространённому в то время московскому барокко сложно. Строители смогли не просто совместить казавшиеся несовместимыми элементы, но и сделать это с таким вкусом, что Троицкий собор Верхотурья вполне можно отнести к лучшим произведениям отечественного зодчества. С одной стороны, осевое построение комплекса, в котором на одной линии друг за другом расположены собственно храм, трапезная и колокольня, имело широкое распространение в те годы, хотя и редко мспользовалось для соборных храмов. С другой стороны, авторам удалось удачно сочетать «чужую» для них форму «восьмерика на четверике» с пятиглавием, которое, наоборот, является отличительной чертой именно соборов. Картину дополняют исключительно нарядное декоративное убранство и эффектное расположение храма на высоком берегу живописной реки Туры.
В начале ХVIII века в русское зодчество стали проникать ордерные формы, и Троицкий собор прекрасно иллюстрирует эту тенденцию. Ордерные элементы — трёхчетвертные полуколонны по углам — ещё несут вспомогательное значение и даже не сразу заметны, однако они вносят в композицию храма регулярность, свойственную более поздним постройкам. Колонны завершены простыми, но эффектными кирпичными капителями, которые специалисты называют одной из самых ранних русских интерпретаций капители коринфского ордера. Под карнизом нижнего прямоугольного объёма храма выложена надпись, описывающая его возникновение: «Лета от сотворения света 7211, а от Рождества Христова 1703, обложена сия церковь во имя Святыя Живоначальныя Троицы нашего монарха, великаго Государя и Великаго Князя Петра Алексеевича всея Белыя и Малыя России самодержца 32 его, при благоверном при благородном Государе нашем Цесаревиче и Великом Князе Алексие Петровиче, от рождения его в 15 лето, Государя между патриаршества в управлении патриаршего престола Преосвященнаго Дмитрия, Митрополита Рязанскаго и Муромскаго, благословением в духовном чину Преосвященнаго Филофея, Митрополита Сибирскаго и Тобольскаго, при прибытии на Верхотурье воеводою стольника Алексея Ивановича Калетина совершился в лето 1705 году».
С самого своего основания Троицкий собор был и остаётся главным храмом Верхотурья. Несмотря на то, что значение города со временем уменьшалось, собор всегда был важным духовным центром Уральского региона. Исторические документы свидетельствуют о том, что в Москве держали на особом попечении Свято-Троицкий собор, он занимал выдающееся положение среди бесчисленных храмов провинциальных русских городов. Так, уже Борис Годунов послал богатые дары для благоустроения недавно построенного храма, среди которых были иконы для деисусного ряда иконостаса, богатые священнические одеяния, царские врата и немалых размеров колокол. Обеспечивал храм всем необходимым и Алексей Михайлович, отличавшийся особой набожностью и вниманием к церковным нуждам. С 1652 года настоятели храма выбирались из числа протоиреев — до этого такой чести среди всех зауральских городов был удостоен лишь Тобольск. В правление Екатерины II обустроили Сибирский тракт, прошедший через Екатеринбург, то есть более чем в 300 километрах к югу от Верхотурья. Новый тракт сменил старую Бабиновскую дорогу в роли главного пути в Сибирь, и с этого времени начался экономический закат Верхотурья. Однако это не означало угасания духовной жизни. Наоборот, Верхотурье становится центром паломничества на Урале. Людей, устремляющихся к верхотурским святыням (прежде всего — к мощам святого праведного Симеона Верхотурского), в ХIХ веке заметно прибывало.
Что касается самого Троицкого собора, то его совершенство архитектурных форм уберегло храм от фундаментальных перестроек и «улучшений», и храм сохранился до наших дней практически в неизменном виде. Вместе с тем время шло, конструкции ветшали, иногда случались пожары — поэтому на протяжении двухсот лет своей истории, до закрытия большевиками, собор несколько раз серьёзно ремонтировался и поновлялся. С северной стороны к нему добавили небольшой придел во имя священномученика Харлампия, жившего во II веке в Греции и принявшего смерть за веру от рук язычников. Точного времени его строительства не известно. Облик придела гораздо более прост, нежели облик основного четверика, хотя и напоминает его формой алтарную апсиду. Это наводит на мысль, что строители придела пытались подражать создателям храма, но им это удалось не в полной мере. Доподлинно известно, что в 1738 году, когда в храме произошёл большой пожар, придел уже существовал. Но, скорее всего, он появился не позже 1712 года, то есть всего через несколько лет после освящения собора. В пользу этого говорит дата на напрестольном кресте, который обнаружили под полом алтарной части храма в 1870 году. Упомянутый пожар 1738 года нанёс немалый урон Троицкому собору. Покрытие и главки, бывшие тогда деревянными, погибли, сильно обгорели и стены. Уцелела лишь главка на колокольне. Средств в городской казне было мало, и крышу пришлось покрыть недолговечным и «огнеопасным» тёсом. В 1739 году отремонтированный собор заново освятили.
Город продолжал беднеть, и храм с немногочисленным приходом к последней четверти ХVIII столетия пришёл в совсем удручающем состоянии: крыша сгнила, деревянные главки разрушились. Только в 1812 году наскребли денег для того, чтобы укрепить их листовым железом, что не остановило процесс гниения, ведь несущие конструкции по-прежнему оставались деревянными. В 1825 году вся крыша и главки, наконец, были выложены листовым железом и окрашены, а вокруг храма, на месте уже не существующей к тому времени крепостной стены, поднялась изящная ограда. После этого собор приобрёл благообразный вид, свойственный главному храму паломнического центра. Благодаря помощи состоятельных богомольцев постепенно становилось богаче и внутреннее убранство храма. К середине ХIХ века пришло время капитального ремонта, благо имелась такая возможность. Под руководством настоятеля верхотурского Свято-Николаевского монастыря архимандрита Гавриила храм побелили, снабдили новой лестницей на колокольню, в нём постелили мраморный пол вместо деревянного, заменили оконные рамы и двери и устранили мелкие неисправности. Тогда же рабочими нижнетагильских заводов были поновлены иконы четырёхъярусного иконостаса. Средства на роспись интерьера удалось изыскать только в 1887 году. Фресками на сюжеты из Священной истории украсил стены храма уральский мастер Василий Иванович Звездин. Между тем уже в 1909 году автор брошюры, изданной к 200-летию храма, В. С. Баранов жаловался, что собор вновь пришёл в запустение и требует очередного капитального ремонта.
В руки большевиков церковь попала уже в весьма «потрёпанном» состоянии. Как нетрудно догадаться, в советские годы оно отнюдь не улучшилось. Сложная судьба Троицкого собора отчасти объясняется тем, что до начала ХIХ века он оставался бесприходской церковью. Жители Верхотурья не посещали богослужения в соборе, потому что в городе не было недостатка в приходских церквях, сюда же ходили в основном люди приезжие. Прежде всего, это были чиновники, временно расквартированные в Верхотурье военные и проезжие купцы. Только в 1814 году в соборе появились прихожане из местных жителей. Случилось это после того, как к нему приписали Одигитриевскую церковь из заречной части города. В 1879 году причт собора составляли один протоирей, два священника, диакон и три псаломщика; впрочем, позже священник остался один, число псаломщиков тоже сократилось на единицу. К двухсотлетнему юбилею собора в 1909 году его приход насчитывал около 400 человек. К храму тогда были приписаны три городские церкви и две часовни.
В начале ХХ века о Верхотурье снова заговорили — во многом в связи с Григорием Распутиным, проведшим в молодости два года в качестве послушника верхотурского Свято-Николаевского монастыря. Единственным членом царской фамилии, побывавшим в Верхотурье, стала великая княгиня Елизавета Фёдоровна. В 1914 году, уже будучи настоятельницей Марфо-Мариинской обители в Москве, она совершила паломническую поездку на Урал. А через несколько лет Елизавета Фёдоровна приняла мученическую кончину от рук большевиков в городе Алапаевске, недалеко от Верхотурья.
Революция 1917 года положила конец статусу Верхотурья как одного из духовных центров России. В 1922 году в соборе прошли обыски, закончившиеся «изъятием церковных ценностей». Почти всё богатое убранство храма было конфисковано, однако запрета на совершение богослужений в тот момент не последовало. С середины 1920-х годов храм захватили обновленцы. В 1932 году местные власти окончательно запретили богослужения и закрыли собор. Несколько десятилетий он был фактически заброшен и постепенно ветшал. После того как по решению международной конвенции 1959 года в Гааге Троицкий собор оказался включён в число памятников архитектуры мирового значения, он получил статус охраняемого объекта и вошёл в состав музея города Верхотурья. Только в начале 1960-х годов началась его реставрация, благодаря которой храм оказался спасён от разрушения и стал частью Верхотурского краеведческого музея.
Троицкий храм в 1991 году был возвращён Русской Православной Церкви, но первое богослужение в Троицком соборе состоялось только в 1998 году — после нескольких лет, понадобившихся для капитального ремонта. Работы по благоустройству храма продолжаются и сейчас, но в церкви уже установлен новый четырёхъярусный иконостас и имеется вся необходимая утварь, а на звонницу подняты вновь отлитые колокола. Впоследствии в храме учредили архиерейское подворье.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №26, 2013 г.

В облике Троицкого собора сочетаются элементы, которые, с одной стороны, очень характерны для русской архитектуры соответствующей эпохи, а с другой, практически не встречаются вместе в рамках одного строения. Это делает храм необычным и запоминающимся сооружением; при этом он совершенно не производит впечатления эклектичной постройки, а напротив, поражает гармонической цельностью.
В основе церкви лежит популярная на рубеже ХVII-ХVIII веков модель «восьмерик на четверике»: на четырёхугольный основной объём водружён восьмиугольник несколько меньшей высоты, увенчанный куполом. Храмы подобной формы во множестве встречаются в городах и сёлах Средней России, однако в Верхотурье она стала лишь основой гораздо более изысканного архитектурного решения. Особенную оригинальность верхотурскому собору придаёт пятиглавие — купол восьмерика увенчан не одной главкой, как в подавляющем большинстве случаев, а сразу пятью. Боковые главки, по размерам совсем немного уступающие центральной, сориентированы чётко по сторонам света, то есть как бы сдвинуты на 45 градусов относительно своего привычного размещения на крышах пятикупольных храмов. Такое расположение, вместе с удачными пропорциями и визуально малыми расстояниями между главками, придаёт композиции лёгкость и нарядность. Сейчас уже сложно сказать, что подвигло зодчих на подобное решение
. Особая стройность храма и его главок позволяет предположить, что присланные из Москвы строители пытались придать ему более изящный, «столичный» облик не характерный для сурового уральского края. Не исключено, что учитывалось и символическое значение пятиглавия, которым, по образцу Успенских соборов Владимира и Москвы, отмечались соборы важнейших для державы городов, каковым в ту эпоху, несомненно, являлось Верхотурье. Имеет место быть и уникальный приём — барабаны малых глав водружены на аккуратные мансардные выступы с небольшими окошками, создающие впечатление особенной воздушности и хрупкости главок собора. Полуколонны на наличниках окошек перекликаются с оформлением самих барабанов. С востока четверик собора завершён алтарной апсидой, а к северной стене примыкает придел во имя священномученика Харлампия, также с выступающей апсидой. Обе они имеют пятиугольную, а не традиционную округлую форму и визуально «рифмуются» с восьмериком, сообщая храму дополнительную монументальность без потери гармоничности облика, которую не искажает даже более скромное, в сравнении с основным объёмом, внешнее убранство придела. С западной стороны, через трапезную, храм соединён с пятиярусной шатровой колокольней — под ней устроен вход в собор. Высота колокольни составляет более 40 метров, ярусы представляют собой уменьшающиеся в объёме два четверика и три восьмерика. Особенностью колокольни можно назвать венчающий её «двойной» шатёр. Верхний ярус звона как бы встроен в середину шатра. Это технологически непростое решение редко встречается в русской архитектуре.
Стоит обратить внимание на декор собора. Наличники окон и карнизы храма богато декорированы, что характерно для архитектуры русского барокко. Особой пышностью отличаются прямоугольные окна, над каждым из которых помещён резной орнамент, почти сравнимый с высотой самого окна. Помимо выступающих элементов, в украшении фасада щедро использованы изразцы. На углах четверика и восьмерика размещены трёхчетвертные колонны, подчёркивающие пространственную структуру храма и задающие его облику чёткий ритм. Колонны завершены не очень сложными, но нарядными капителями, удачно гармонирующими с декором карнизов. Окна второго света на южной стороне основного объёма храма выполнены в форме восьмиугольников и украшены смелыми декоративными элементами зеленоватого цвета. Эти окна, издали напоминающие звёзды, — одна из самых запоминающихся деталей соборного экстерьера. Аналогичные окна имелись и на северной стене, но там они были заделаны после строительства придела, хотя декор остался. То, что мы для простоты называем Троицким собором, на самом деле представляет собой комплекс из трёх зданий, соединённых между собой на одной линии: собственно храма, одноэтажной трапезной в два окна и колокольни. Вход в собор осуществляется через колокольню, причём помещение под ней служит своего рода сенями (наверх подняться можно через другую дверь). Далее посетитель через трапезную попадает в основной четверик.
К сожалению, за годы советской власти практически всё старинное внутреннее убранство храма оказалось утеряно, и к верующим собор вернулся с голыми побелёнными стенами. Известно, что до революции они были расписаны фресками на сюжеты из Священной истории, а стены трапезной хранили имена представителей духовенства, служивших в храме за несколько веков его существования. Сейчас постепенно идёт работа по высвобождению росписей, созданных в 1887 году мастером-иконописцем Василием Звездиным и его учениками. Некоторые фрагменты фресок уже открыты, однако большая часть стен всё ещё остаётся побелённой. Примыкающий с северной стороны небольшой придел во имя священномученика Харлампия, напротив, встречает верующих в более «законченном» виде, однако все его росписи, выполненные на нежном жёлтом фоне, — современные. Особую красоту внутреннему пространству придела придаёт синева алтарной апсиды, которая как будто светит небесным светом из-за небольшого иконостаса. Восстанавливается и храмовая колокольня, открытая для посещений. Между ярусами колокольни настелены новые деревянные перекрытия и устроены крутые, но крепкие лестницы. С верхней площадки открывается величественный вид на Верхотурье, излучину Туры, Свято-Николаевский монастырь. А совсем рядом — руку протяни — сверкают на солнце золотые купола собора.
Длина Троицкого храма (вместе с трапезной и колокольней) составляет 64 метра, максимальная ширина — около 14 метров. Высота собора до центральной главы — чуть менее 30 метров, высота колокольни — 40,5 метра. Центральная глава увенчана крестом высотой 4,2 метра и шириной 3,4 метра, кресты боковых глав — чуть меньших размеров. На колокольне крест ещё меньше — 1,8 х 1,5 метра. Одноэтажная трапезная собора представляет собой в плане прямоугольник 10,6 х 5,7 метра.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по свтым местам». Выпуск №26, 2013 г.

Собор во имя Святой Троицы — «первая и древнейшая» церковь в городе Верхотурье на Урале. Самые ранние упоминания о ней относятся к 1598 г. – времени основания самого города. В те годы это был скромный деревянный храм с одним приделом. В XVII в. он уже считался соборным и находился под особым покровительством государей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича. Точно неизвестно, когда при соборе возвели первую колокольню, но в середине XVII в. она уже существовала, так как в 1648 г. на средства от царского вклада для нее отлили новый благовестник.
В 1683 г. собор сгорел, и на его месте построили другой — тоже деревянный, освященный в 1691 г. Простоял он тоже недолго, до очередного пожара. В 1699 и 1700 г.г. последовали указы Петра I, по которым предписывалось на месте сгоревшего храма поставить каменную церковь на средства казны. Работы начались в 1703 г., а в 1709 г. произошло освящение нового собора, который до сих пор считается одним из красивейших в России. В XIX столетии к нему было приписано два храма: деревянный во имя иконы Божией Матери Одигитрии и каменный кладбищенский во имя Успения Божией Матери.
В 1959 г. на международной конференции в Гааге Троицкий собор был включен в число наиболее значимых памятников мира. За не полных шесть лет артель усольских каменщиков сотворила настоящее белоснежное чудо. Храм и высокая пятиярусная колокольня составляют удивительно гармоничную и нарядную композицию. Храм — восьмерик на четверике, перекрыт большим сводом, однако этот свод увенчан традиционным пятиглавием. Четыре его главы расположены не как обычно — по углам, а по осям запад-восток и север-юг. Каждая из них опирается на свод по центру одной из граней восьмерика и установлена на четырехугольном световом тамбуре, украшенном небольшими фронтонами. И четверик, и восьмерик, и даже шестигранная апсида украшены сложнейшим узорочьем из фигурного кирпича и многоцветными изразцами. Изящные завитки над окнами, нарядные широкие карнизы с белокаменными «кувшинами» и полихромными изразечными надписями, расположенные между ярусами и под сводом, необычный декор колонок по углам четверика, обрамления круглых окон в виде сказочных цветов из керамических плиток, все это создает впечатление не камня, а скорее, драгоценного кружева. Вероятно, именно эта изысканная нарядность побудила некоторых исследователей отнести Троицкий собор в Верхотурье к памятникам «московского», или «нарышкинского» барокко.
Можно отметить некоторое общее сходство декора Троицкого собора с убранством храмов (и их колоколен) Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1670-е г.г.), Святой Троицы в Останкино (1677-1692 г.г.) и Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (1649-1652 г.г.), но не меньшее «узорочье» украшало колокольню и храм Благовещенского монастыря в Муроме (1670-е г.г.), ярославского храмового комплекса Иоанна Предтечи в Толчково (1671-1687 г.г.) и Благовещенский храм в Каргополе (1690-е г.г.). Поэтому здесь более точно будет говорить об общей тенденции к пышной декоративности в архитектуре второй половины XVII и начала XVIII в., которой в каждой местности зодчие добивались своими неповторимыми приемами. Особенно уместно об этом говорить на примере колокольни Троицкого собора в Верхотурье.
Колокольня соединена папертью с собором с западной стороны. Она довольна высока (около 19 саженей, или сорок с небольшим метров до главки) и состоит из пяти ярусов: двух четвериков (нижние ярусы) и трех восьмериков. Такая сложная конструкция в начале XVIII в. была свойственна совсем небольшому числу колоколен. Как примеры можно вспомнить колокольни уже упоминавшегося храма Иоанна Предтечи в Толчково (1671-1687 г.г.) и Новодевичьего монастыря в Москве (1690-е г.г.), имевших шесть и пять ярусов соответственно. Однако не в числе ярусов состоит ее уникальность. Колокольня имеет два яруса звона, но и в XIX в. (как это видно на фотографии 1909 г.), и в наши дни колокола расположены только на нижнем. Венчает колокольню двойной шатер, между нижней и верхней частями которого расположен второй ярус звона. Такой шатер – явление очень редкое в русской архитектуре. Один из немногих аналогов – шатер колокольни уничтоженного храма Петра и Павла на Волжском берегу в Ярославле (1691-1701 г.г.).
Гармонии композиции храма и колокольни в немалой степени способствует единая система декоративных мотивов. Окна паперти и нижних ярусов украшают наличники в виде завитков того же изысканного рисунка, что и на стенах собора. В верхней части паперти, обоих четвериков и нижнего восьмерика проходит лента карниза, аналогичного карнизам между ярусами церкви. Наконец, по углам четвериков установлены колонны того же облика, что и в нижнем ярусе храма. Переход к восьмерикам звона украшен поясом своебразного кирпичного декора, наподобие «петушиного гребня», столь любимого мастерами той эпохи. Арки обоих ярусов звона завершаются остроугольными кокошниками сложного профиля. Они отвечают форме завершения колокольни и зрительно способствуют плавному «перетеканию» форм от нижнего шатра к верхнему. На фотографии С. М. Прокудина-Горского, выполненной в 1909 г., благодаря удачному ракурсу (с западной стороны), ясно просматривается вся пятиярусная конструкция колокольни и такая важная подробность, как развеска маленьких колоколов подбора.
Этот редкий по красоте и не имеющий себе аналогов по сложности архитектуры храма и колокольни комплекс Троицкого собора в Кремле города Верхотурье не миновала судьба многих монастырей и храмов в трагические 1930-е г.г. В 1932 г. собор был закрыт, а чуть позже в нём разместили городскую кузницу. Приходится только удивляться его относительно неплохой сохранности после столь «интеллигентного» использования. В 1940-е гг. здесь разместилась районная библиотека. Церкви собор вернули в середине 1990-х г.г., а с 1998 г. в нем возобновились богослужения.
http://www.zvon.ru/zvon5.view2.page21.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?