Первый деревянный храм по имя Покрова Пресвятой Богородицы заложил архиепископ Киприан во время пребывания в Верхотурье в 1621 г. Вероятно, освятили ее в том же или следующем году. Храм был бедным и убогого вида, как описывали старицы в челобитной, поданной на имя царя Михаила Романова в конце 1622 г., «колоколов, и книг, и образов нет, и купити нечем». Посему монахини просили царя «велети то наше богомолье Покровской монастырь устроити, церковь, и кельи, и ограду около монастыря». Обитель содержалась на государственные средства, и просьба инокинь была воспринята доброжелательно: грамотой от 2 декабря того же года царь повелел верхотурскому воеводе «устроить» монастырь, подразумевая и обеспечение церкви всем необходимым.
Но прошло более двадцати лет, а царский приказ не был исполнен: как писали в 1645 г. старицы, «воевода де Иван Пушкин, и после его иные воеводы, церкви и в церкве образов и книг и колоколов и ограды и келейные места не страивали». Храм нуждался во всем: от воеводы сложно было добиться выдачи воску для свеч, ладану, церковного вина для причастия. Церковь уже стала «ветха гораздо и не велика, и у кельи углы огнили и обвалялись», и хотя старицы пытались собрать милостыню, ходя по миру, но средств на построение нового более просторного храма не хватало. Посему монахини вынуждены были вновь обратиться к царю, которого так давно не беспокоили своими просьбами, что в Москве успели забыть о том, по каким указам основан монастырь. В ответ на их челобитную воеводе Максиму Стрешневу в Верхотурье была отправлена царская грамота, повелевавшая составить справку — «выписку» из документов и со слов местных жителей о том, по каким указам, кем и на каких условиях строился монастырь, а в самой обители осмотреть, «сколь ветха церковь, и сколко на монастыре келей, и ограда около монастыря есть ли, и мочно ль в тех старых кельях старицам жити». По результатам осмотра воевода должен был «сметить», какие стройматериалы и в каком количестве потребны для ремонта и «что дать плотникам от дела», и эту смету прислать в Москву.
Через два с половиной месяца, 23 августа 1645 г., эту грамоту получили в Верхотурье. Еще четыре месяца ушло на составление сметы и 14 декабря того же года верхотурский воевода отправил требуемые документы в Москву. Смета предусматривала обширные работы: «церковь новую воздвигнуть, и около монастыря ограду и святые ворота сделать, и в ограде кельи с четыре или с пять со всяким строеньем поставить». 14 февраля 1646 г. была издана царская грамота, санкционирующая эти постройки. Труды по возведению новых монастырских зданий были возложены на плечи уральских пашенных крестьян, которые должны были выполнять работы в зачет государственных повинностей «по тяглу, кому сколко доведется». Жители самого города Верхотурья (служилые люди, ямщики, посадские люди) от такой повинности были освобождены, поскольку несли иные обязанности.
Церковь вскоре построили новую, более просторную, двухпрестольную. Главный престол был освящен снова в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а второй — в честь Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи, и для этого придела специально написана одноименная икона. Внутреннее убранство храма радовало глаз неприхотливых уральских монахинь: были и царские врата, и запрестольные иконы, и деисусный чин. Построили новые кельи и ограду.
Часть стройматериалов (железо) пришлось взять в долг у находящегося по соседству мужского Николаевского монастыря. Но отдать долг вовремя не удалось. Монахи же, подождав немного, напомнили о долге: возведение церкви в женской обители — дело богоугодное, но свои интересы ближе. Кстати, это говорит о том, что Покровский женский монастырь никогда не был приписным к мужскому Николаевскому.
Возникавшие в XVII в. в России женские монастыри часто являлись приписными к мужским: они не владели вотчинами и зависимыми крестьянами, получали все необходимое содержание от мужской обители. Хотя такие женские монастыри сохраняли самоуправление в собственно иноческой жизни, но испытывали сильное влияние мужского монастыря: иногда имели общие уставы, все контакты с внешним миром вели через начальствующих лиц мужской обители и т. д.
Вторая церковь, построенная в обители, просуществовала недолго. В конце 1650 или в начале 1651 г. случился пожар в монастыре, и храм сгорел. Инокини с горечью оплакивали утрату: «ныне де им старицам без церкви быть не уметь, а собою тое церкви воздвигнути нечем». Настоятельница монастыря игуменья Мария собралась лично поехать в Москву с челобитной к царю Алексею Михайловичу. На многое монахини не рассчитывали: просили передать им две пустовавшие казенные житницы (хлебные склады), присмотренные у водяных ворот городского кремля, и из них построить на государственный счет новую церковь. Царь Алексей исполнил просьбу верхотурских стариц и грамотой от февраля 1651 г. повелел воеводе Рафу Всеволожскому возвести храм из житниц «нашею казною, неболшим строеньем, без чего быти нелзе, чтоб напрасных лишних росходов не было». Отдельной грамотой, изданной 6 марта того же года, воеводе предписывалось выдавать на церковные нужды монастырю по ведру вина и по два фунта ладана в год.
Некоторую помощь в текущих делах оказывали Покровской обители и местные жители. Так, в 1660 г. Терентий Сафронов вызвался провести сбор пожертвований на Покровскую обитель в Верхотурском и Тобольском уездах. Однако монастырь существовал прежде всего за счет государственных средств.
Третья по счету Покровская церковь, тоже деревянная, радовала монахинь довольно долго, но и она к 1684 г. стала «ветха и служить в ней нельзя», о чем в июне того года била челом государю игуменья Марфа с сестрами. Строительство храма должно было начаться весной 1686 г. Воевода, много месяцев не приступавший к исполнению царского указа, теперь торопил подчиненных: указание приказчику отправил 3 октября, а уже к 8 числу требовал прислать крестьян. Впрочем, сроки были нереальными: в Аятской слободе распоряжение воеводы получили лишь 13 октября.
К слову сказать, Аятская слобода отстояла более чем на 200 верст от Верхотурья и была очень молодым селением — она возникла в 1669 г., то есть за 16 лет до описываемых событий.
Новый храм понемногу обретал должное благолепие. В 1690 г. при нем была возведена колокольня, кажется, первая в монастыре. Вокруг церкви поставили небольшую деревянную ограду.
24 июня 1692 г. в Верхотурье вспыхнул пожар. «Изволением Божиим, город Верхотурье, и соборная и приходския церкви, и Покровский девичей монастырь и церковь… все сгорело», — писал воевода Михаил Нарышкин царю Петру I. Царь своей грамотой от 23 августа повелел составить смету необходимым для строительства расходам. Однако никаких сведений о том, была ли поставлена новая церковь, пятая по счету, нет. Вероятно, все-таки была. Но и она сгорела 18 июля 1738 г. в очередном пожаре, вошедшем в историю под названием «Ильинского», который уничтожил полгорода. Шестой храм — по-прежнему Покровский, в 1739 или 1740 г. был перенесен в женскую обитель из мужского Николаевского монастыря: там возвели каменную Николаевскую церковь, и старая деревянная оказалась не нужна, ее и пожертвовали сестрам.
Простояла церковь на новом месте недолго: по просьбе инокинь митрополит Тобольский и всея Сибири Антоний (Нарожницкий) разрешил возвести в обители каменный храм. Закладка новой церкви произошла 19 сентября 1744 г., а освящение — 31 марта 1753 г. И в отличие от всех предыдущих, эта церковь сохранилась до наших дней. Внутри храма еще и сегодня можно увидеть, как из-под земли проступают сгоревшие остатки деревянной монастырской церкви — которой из шести? Сохранились и следы стенной росписи — в ее позднем варианте. Утрачен иконостас, считавшийся достопримечательностью храма. Современники описывали его так: «Он деревянный, мелкой ручной столярной работы, золоченый, в 7 ярусов с 12-ю колоннами, с резными же, золочеными царскими вратами. Резьба сделана наподобие сплетающихся виноградных лоз».
На освящении каменного Покровского храма возможно присутствовал митрополит Тобольский и всея Сибири Сильвестр (Гловатский), в то время находившийся в Верхотурье. Были и самые богатые жители города, среди них — заводчик Максим Походяшин. Радость инокинь омрачало только одно: у церкви не было колокольни. Под впечатлением праздника Максим Походяшин обещал построить рядом еще один храм, тоже каменный, с колокольней. И обещание исполнил.
Построенная на его средства монастырская церковь в народе называлась «Походяшинской», и именно она стала архитектурной доминантой всего монастырского комплекса: взметнувшаяся на 50 метров многоярусная колокольня при каменном двухэтажном храме, в своем декоре перекликавшемся с главным храмом Верхотурья — Троицким собором, — затмевала скромную одноэтажную Покровскую церковь. «Походяшинский» храм был заложен 23 мая 1754 г., а освящен и стал действующим в 1768 г. Сначала освятили престол на нижнем этаже — во имя св. великомученицы Варвары. Восемь лет спустя, в 1776 г., был освящен престол и на втором этаже — во имя Рождества Иоанна Предтечи. Церковь стала называться Иоанно-Предтеченской.
«Иконостас в верхнем храме 4-х ярусный, столярной работы, с резьбою по местам, весь вызолоченный; в нижнем храме иконостас в два яруса окрашен темно-красною краскою, тоже с позолоченною резьбою по местам», — так описывали внутренний облик церкви в начале XX в. [17]. Она сохранилась до наших дней, но, увы, без колокольни и второго этажа…
Пока шло строительство Иоанно-Предтеченской церкви, на обитель обрушилось новое испытание. Императорским указом от 26 февраля 1764 г. в России была проведена секуляризация, то есть изъятие церковных земельных владений и зависимых крестьян в пользу государства.
Покровский женский монастырь земли и крестьян, видимо, не имел. Но согласно тому же указу, список монастырей, имеющих право на дальнейшее существование, определяло правительство. И в этот список бедная уральская обитель не попала. Покровский монастырь подлежал закрытию, а имеющиеся насельницы — переводу в действующие монастыри.
В этом и таилась проблема. По новому законодательству в каждой губернии должен был остаться один женский монастырь. Губернии были разные, но Тобольская, в которую входило Верхотурье, самой огромной. Единственный женский монастырь, оставленный на ее территории, охватывающей Восточный Урал и Западную Сибирь, находился в г. Тобольске — Рождественский девичий. Естественно, он не мог вместить инокинь всех закрытых монастырей епархии, тем более, что в нем полагалось иметь всего 17 штатных мест (таких, на которые положено государственное жалование). Монахини Верхотурья были обречены доживать свой век при храмах, обращенных в приходские церкви.
Церковные и светские власти осознавали нереальность быстрого и точного исполнения указа о секуляризации применительно к закрытым обителям. В Верхотурском Покровском монастыре не только продолжали жить инокини, но даже содержались «подъепитимийные женки» — отбывающие срок заключения женщины, сосланные в монастырскую тюрьму за такие прегрешения, как блуд, прелюбодеяние и т. п.
В Покровском монастыре и раньше содержались заключенные. О них известно мало. В 1740 г., например, некоторое время в стенах обители провела сосланная княжна Анна Алексеевна Долгорукая, сестра невесты императора Петра II (невеста императора Екатерина Алексеевна Долгорукая, ставшая жертвой придворных интриг, отбывала ссылку в Тюменском Рождественском монастыре, где и умерла). Возможно, ссылали на покаяние в Покровский монастырь и раскольниц. На монастырь иногда возлагались и задачи наставления в вере язычниц из числа местных племен — манси, пожелавших принять крещение. Так, в 1670 г. в Верхотурском монастыре провела шесть недель мансийка Анница, желавшая креститься и выйти замуж по христианскому обряду, дабы жениху не пришлось уплачивать большой калым.
Когда фактически прекратил свое существование Покровский женский монастырь, официально упраздненный в 1764 г., — неизвестно. Многие исследователи-краеведы называют 1782 г., некоторые утверждают, что монахини продолжали «преобитать» при бывших храмах обители вплоть до 1853 г., когда при Покровской церкви было официально признано существование женской богадельни. 1782 год как дата окончательного закрытия монастыря, кажется, впервые был указан в 1854 г. в сочинении игумена Макария «Описание города Верхотурья», но ничем не подтверждена. Последующие исследователи эту дату просто заимствовали из его сочинения. Вполне возможно, что в 1782 г. действительно умерли или ушли из города последние верхотурские инокини. Вероятно, какое-то время материальную помощь монахиням оказывал Максим Походяшин, построивший для них Иоанно-Предтеченскую церковь. Но в 1781 г. он скончался, а его наследники, возможно, не были столь богобоязненны, как их отец. Далее в истории обители наступил перерыв, затянувшийся на несколько десятилетий. И уже примерно в середине XIX в. (точная дата неизвестна) снова образовалась неофициальная община из женщин, стремящихся к иноческому уединению. Именно они положили начало новой странице истории древнего монастыря.
Покровская (Старо-Покровская) церковь, каменная, трехпрестольная, без колокольни. Заложена 19 сентября 1744 г. как монастырская. Построена на средства заводовладельца М. М. Походяшина. Главный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящен 31 марта 1753 г. Нижний придел во имя великомученицы Варвары, освящен в 1768 г. Верхний придел в честь рождества пророка Иоанна Предтечи, освящен 1776 г. С 1782 г., после упразднения монастыря, приходская. С 1925 г. до закрытия обновленческой ориентации. Закрыта в 1929 г.
Покровская (Ново-Покровская) церковь Покровского женского монастыря, каменная, однопрестольная. Заложена 12 сентября 1898 г. Освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы 11 сентября 1902 г. Закрыта в 1925 г., патриаршей ориентации. Возвращена в 1991 г. Освящена 15 октября 1996 г. Действующая.
Статья подготовлена по материалам Нечаева М. Ю. Женские обители Верхотурья. Екатеринбург, 2000. С.
Покровский монастырь, общежительный, в городе Верхотурье. Учрежден в 1907 году из женской общины, открытой в 1896 году на месте бывшей там ранее богадельни. При нем странноприимный дом.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Свято-Покровский Монастырь в 3d — www.66site.ru
Верхотурский Покровский женский монастырь был основан в 1621 году по ходатайству тобольского архиепископа Киприана и стал первым в Сибири женским монастырём. Обитель существовала при поддержке граждан города Верхотурья. После основания Екатеринбурга (1723 г.), Верхотурье перестало быть центром деловой активности. Кроме того страшный пожар 1738 года, практически уничтоживший город, вверг верхотурцев в пучину бедности и, по неимению средств, Свято-Покровский монастырь в 1782 году был упразднён, а Покровская церковь стала приходской. Более чем через сто лет, по указу Священного Синода, Высочайше утверждённого вновь в 1907 году, Покровский женский монастырь был восстановлен и просуществовал до 1924 года, после чего на его территории по распоряжению представителей властных структур в монастырских строениях был организован детский дом, а большинство монахинь было осуждено за «членство в низовой группе контрреволюционной организации».
В начале 1940-х годов сёстры стали возвращаться в своё родное Верхотурье, в конце-концов их собралось до 50 человек. Они расселились по частным домам и тайно продолжали жить согласно монашескому укладу. В те же годы из лагерей вернулся насельник Верхотурского Николаевского монастыря иеромонах Игнатий (Кевролетин) и, втайне от властей, стал служить Божественные литургии, крестить и исповедовать. В последние годы его жизни (умер в 1961 году) слава его как молитвенника и исповедника выросла многократно — множество людей приезжало к нему со всего Советского Союза, прося его молитв и упокоения души.
В 1992 году прах его по благословению архиепископа Мелхиседека был перенесён и похоронен возле алтаря Спасо-Преображенской церкви в Верхотурском Свято-Николаевском монастыре. Ныне старец Игнатий причислен к лику святых. 25 декабря 1991 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II благословил открытие Покровского женского монастыря в Верхотурье. 15 октября 1996 года совершилось освящение престола и храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, тогда же из домовой церкви в храм были перенесены святые мощи Христа ради юродивого Космы и упокоены в раку, поставленную с правой стороны иконостаса. В главном монастырском храме находится особо чтимый образ Божией Матери «Умиление».
Из путеводителя: Серия «Святыни Екатеринбургской епархии» Верхотурье. — Екатеринбург, 2005