Крестовоздвиженский собор Николаевского мужского монастыря, каменный, трехпрестольный. Заложен 12 сентября 1905 г. С момента закладки указом Синода присвоен соборный статус. Только Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге больше по размерам. Он одновременно вмещает 14 тысяч молящихся, а Верхотурский, равно как храм Христа Спасителя в Москве — по 10 тысяч.
Интересна история его создания. Строился он восемь лет и был освящен в 1913 году в честь празднования 300-летия дома Романовых. Любопытно, что для разрешения строительства, утверждения проекта и сметы отец Ксенофонт, тогда еще казначей монастыря, лично ездил к царю Николаю II. Ждали Николая II на торжество с семьей, но они не смогли приехать. Была здесь сестра императора Елизавета Федоровна, основательница Марфо-Мариинской обители. Построен в русско-византийском стиле. Главный храм в честь Воздвижения Креста Господня, освящен 11 сентября 1913 г. Левый придел во имя прав. Симеона Верхотурского, освящен 27 мая 1914 г. Правый придел в честь Успения Пресвятой Богородицы, освящен 10 сентября 1916 г.
В 1922 г. изъято 3 пуда 10 фунтов 53 золотника серебра (55 кг.), а также серебренная рака от мощей весом 10 пудов 7 фунтов 36 золотников ( 166,7 кг). С 1925 г., после закрытия монастыря, приходской, обновленческой ориентации. В 1929 г. из собора изъяты мощи прав. Симеона Верхотурского. Закрыт в 1929 г. В советские годы на территории монастыря располагались тюрьма и исправительно-трудовая колония для подростков.
Возвращен церкви в 1990 г. Главный храм освящен 19 августа 1999 г. Храм в честь Воздвижения Креста Господня — действующий. Преображенская церковь Николаевского мужского монастыря, каменная, трехпрестольная. Заложена 28 августа 1821 г. Храм в честь Преображения Господня, освящен 30 августа 1834 г. Правый придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, освящен 25 июля 1837 г. Левый придел во имя архангела Михаила, освящен тогда же. Церковь закрыта в 1920-е гг. Возвращена в 1990 г. Правый придел освящен 20 марта, а левый — 22 марта 1992 г. Главный храм освящен 5 сентября того же года. В 1998 г. восстановлена колокольня. Преображенская церковь — действующая.
Симеоно-Аннинская надвратная церковь Николаевского мужского монастыря, каменная, однопрестольная. Заложена в 1855 г. Освящена во имя прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в 1863 г. Закрыта в 1920-е гг. Возвращена в 1990 г. освящена 18 октября 1990 г. Симеоно-Аннинская надвратная церковь — действующая.
Николаевский монастырь, 2 класса, общежительный, в городе Верхотурье, Пермской губернии. Основан в 1604 году иеромонахом Ионою из Пошехонья ( Ярославской губернии), который был ранее священником. В придельном храме Николаевской церкви почивают нетленно мощи праведника Симеона Верхотурского, в серебряной раке, устроенной в 1864 году (см. 12 сентября). В 1716 году весь монастырь, со всеми храмами, был истреблен пожаром, только честные мощи пр. Симеона остались невредимы, При монастыре двухклассная школа и богадельня.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Памятники истории и культуры Свердловской области, Городской округ Верхотурский. Наименование памятника: Ансамбль Николаевского монастыря. Дата: 1790-1909 гг. Основание: Решение Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов 11 января 1980г. №16; Решение Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов 18 февраля 1991г. №75; Указ Президента Российской Федерации 20 февраля 1995г. №176. Местонахождение: Военная ул.(Воинская ул.). Примечание: Федерального значения
Верхотурье стало центром православия для всего Урала и Сибири благодаря Свято-Николаевскому монастырю — первой православной обители за пределами европейской части страны. Если Троицкий собор являлся ровесником города, то монастырь его моложе лишь на несколько лет. Он был основан в 1604 году, после того как за два года до этого иеромонах Иона, родом из Пошехонья, обратился с челобитной к Борису Годунову об устроении монашеской обители в новом городе. Из Москвы последовало разрешение, но средств не хватало, поэтому строительство затягивалось, и отцу Ионе даже приходилось лично ездить к царю в Москву с просьбой о помощи. Наконец, удалось поставить небольшой деревянный храм, освящённый во имя святителя Николая Мирликийского, и несколько келий. В монастыре потекла тихая молитвенная жизнь. К сожалению, о первом веке его истории почти ничего неизвестно, так как пожары уничтожили все монастырские архивы. Однако можно предположить, что обитель росла и развивалась вместе с городом, для которого ХVII век стал поистине «золотым». Главное же событие в истории монастыря случилось ровно через сто лет после его основания…
В начале ХVIII века обитель обрела «своего» святого, который провёл свою жизнь в миру, однако после смерти явился небесным заступником всего Урала. Мощи святого праведного Симеона Верхотурского были торжественно перенесены в Николаевский монастырь из Меркушина в 1704 году и с тех пор считались главной его святыней, привлекавшей в обитель множество паломников. В 1716 и 1762 годах почти все деревянные строения Свято-Николаевского монастыря сгорели в результате сильнейших пожаров, которые нередко случались в этом деревянном городке. Стоит сказать, что рака с мощами праведного Симеона пребывала целой и невредимой несмотря ни на какие катаклизмы природы. К началу ХХ века число желающих поклониться мощам праведного Симеона выросла настолько, что небольшой собор обители уже не мог вместить всех желающих. После празднования 300-летия основания монастыря и 200-летия перенесения мощей святого, в 1905 году был торжественно заложен огромный Крестовоздвиженский собор, ставший третьим по вместимости молящихся в России после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Освящение собора состоялось в 1913 году — отныне мощи святого Симеона пребывали в этом новом храме. Но уже близилась революция, приведшая к братоубийственной войне. С провозглашением советской власти в Верхотурье территорию монастыря заняли красноармейцы. Монахов мобилизовали и отправили рыть окопы.
Время тяжёлых испытаний породило во всей стране много новомучеников. Их ряды пополнили и расстрелянные большевиками иеромонахи верхотурского Николаевского монастыря Иакинф, Каллист и Аполлинарий. Уже в 1990-е годы Церковь канонизировала их в лице преподобномучеников. В 1925 году Свято-Николаевский монастырь был окончательно закрыт и вскоре превращён в колонию для несовершеннолетних. Мощи праведного Симеона 30 мая 1929 года передали Тагильскому музею антирелигиозной работы, их выставили в одном из залов в целях атеистической пропаганды. Но результат оказался прямо противоположным — люди приходили в музей и молились перед святыми мощами прямо в нём. В 1935 году в журнале «Советское краеведение» был опубликован материал о состоянии этой музейной экспозиции: «… слабо оформлен и антирелигиозный аспект в музее. Когда заходишь в комнату, где выставлены остатки костей «нетленного» Симеона Верхотурского, невольно чувствуешь, что вошёл в какую-то молельню. Здесь собрана вся священная утварь, паникадила, громадное Евангелие. Во всей системе этой выставки нет ничего антирелигиозного». После публикации этого материала директор музея был арестован, а мощи в конце 1935 года передали в Уральский антирелигиозный музей, располагавшийся в Ипатьевском доме. После расформирования фондов музея 7 октября 1946 года мощи Симеона передали в запасники Областного краеведческого музея. Лишь 11 апреля 1989 года мощи вернули РПЦ и поместили сначала в свердловском храме Всемилостивого Спаса, а 25 сентября 1992 года основную часть перенесли крестным ходом в Верхотурский Николаевский монастырь, в отреставрированный и вновь освящённый Крестовоздвиженский собор.
Сейчас в Николаевской обители нет и следа былой разрухи, все здания отреставрированы. Как и до революции, количество паломников растёт с каждым годом, и Верхотурье постепенно возвращает себе статус духовного центра Урала. Никольский собор, бывший главный храм обители, был разобран на кирпич в 1936 году. При возрождении монашеской жизни встал вопрос о восстановлении храма. Дело в том, что в монастыре имелся огромный Крестовоздвиженский собор, где несколько предреволюционных лет почивали мощи праведного Симеона Верхотурского. То есть, с чисто практической точки зрения, необходимость восстановления Никольского храма не представлялась слишком уж насущной. В конце концов приняли решение возвести на месте Никольского собора небольшой Никольский храм с повторением некоторых архитектурных черт уничтоженного собора — в некотором смысле мемориальный, как напоминание о былом. Этот изящный храм с фаянсовыми иконами на фасаде, освящённый в 2004 году, стал подлинным украшением монастыря.
Крестовоздвиженский собор, выстроенный в неовизантийском стиле, громаден, но его масса удивительным образом не давит; внутри посетителя настигает ощущение лёгкости, воздушности, светоносности пространства. Разумеется, размеры превращают соборный храм в архитектурную доминанту монастыря. Левее алтаря под большой сенью в соборе, как и сто лет назад, покоятся мощи праведного Симеона Верхотурского, а рядом с ними на столике лежит толстая книжка, куда всякий получивший помощь святого заносит свою историю. Особенно много в ней имён маленьких детей, рождённых по молитвам святого Симеона.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №26, 2013 г.
Образец особо крупного на Урале и в Сибири монастырского ансамбля середины XVIII- начала XX вв., возведенного на территории одного из старейших монастырей данных регионов. Ведущий архитектурный ансамбль исторического Верхотурья. Отличается высокой степенью композиционного единства своеобразного ландшафта и разностилевых монастырских построек. Один из крупнейших православных паломнических центров России начала XX в.в.
Монастырь основан в 1604 году монахом Ионой по грамоте царя Бориса Годунова. Первоначально монастырь включал в себя два храма — Николая Чудотворца и Дмитрия Солунского. Расцвет монастыря связан с переносом в него (1704) из села Меркушина чудотворных мощей святого Симеона Праведного. За два столетия в монастыре были возведены три каменных храма.
Первой, в 1738 году, была построена Николаевская церковь, именно в ней до 1914 года находились мощи Святого Симеона. В 1936 году храм был разрушен, но в последние годы восстановлен и в 2004 году освящен.
Напротив ворот монастыря расположена Преображенская церковь, заложенная в 1821 году и освященная в 1834 году. Церковь состоит из храмовой части, украшенной четырехколонным портиком, трапезной, по сторонам которой размещены два придельных храма, и высокой колокольни с фигурным шпилем.
Центральное место в комплексе монастыря занимает огромный семиглавый Крестовоздвиженский собор. Заложен он в 1905 году, освящен в 1913-м, в день празднования 300-летия династии Романовых. Строился храм «хозяйственным способом» — силами братии монастыря и богомольцев. С 1914 по 1920 гг. в особом приделе храма хранились мощи Симеона Праведного. Храм отреставрирован в 1997 году.
«Дом для почетных гостей», находящийся на территории монастыря, был построен в 1913 году к приезду членов императорской фамилии, ожидаемому ко дню освящения Крестовоздвиженского собора. Считается, что заказчиком дома был Григорий Распутин, который собирался привести в Верхотурье наследника Алексея для поклонения святым мощам в надежде исцелить царевича от гемофилии. Однако визит царской семьи не состоялся. В июле 1914 году Верхотурье посетила великая княгиня Елизаветы Федоровна, родная сестра императрицы Александры Федоровны, но останавливалась она в Покровском женском монастыре в покоях игуменьи Таисии.
По материалам книги «Волшебные грани Урала»