В 1901 г., судя по документам, были сделаны крупные пожертвования на постройку нового храма: 1000 рублей внес верхоленский мещанин из ссыльных Стефан Яковлевич Захаров и 10 руб. внесли наследники купца, бывшего старосты храма Г.К. Большедворского. 19 мая 1901 г. было освящено место под постройку нового храма и начаты работы по рытью канав. На освящение места под храм прибыл начальник края иркутский генерал-губернатор А.И. Пантелеев со свитой. После водосвятного молебна он осмотрел старые храмы, а также и материалы, заготовленные для постройки собора. 9 июня 1901 г. была совершена закладка соборного храма. К осени на постройке нового собора оказался выведен уровень фундамента, цоколь и семь четвертей стены (1 м 24 см), а у колокольни было выведено три арки. В 1902 г. вновь строящийся храм, без 2-х ярусов колокольни, был окончен каменной кладкой. Постройка шла благополучно и успешно, но на достройку колокольни средства найдены не были. Строительство велось при старосте, купеческом сыне А.С. Купцове. В 1903 г., как сообщают документы, «кладка нового каменного храма закончена совершенно и наружный вид его почти на 2/3 оштукатурен». В 1904 г. кладка каменного собора была окончена. Весь собор, кроме северной и западной части, был оштукатурен. 1904 г. был тяжел для прихода, во-первых, по причине мобилизации запасных и ратников на русско-японскую войну, во-вторых, из-за большой смертности среди детей от тяжелых болезней – скарлатины, дифтерита, крупа, а также из-за большого падежа животных от сибирской язвы. В городе стояла страшная дороговизна.
К 1905 г. новый каменный собор был полностью оштукатурен как снаружи, так и изнутри. Был решен вопрос и с устройством иконостасов: в главном приделе было решено собрать деньги по подписке и раскладке, а оплату боковых иконостасов брали на себя братья Большедворские. Далее цитируем по документу: «К сожалению, к концу года в приходе развилась антиправительственная пропаганда и охладила интерес прихожан кустройству иконостаса. Подряд на устройство всех иконостасов сдан М.Я. Ильину – главный за 3900 руб., а боковые за 1500 руб.». Антиправительственная пропаганда в Верхоленске была связана не только с большим количеством ссыльных, проживавших в Верхоленске, но и непосредственно сосвященнослужителями собора: священником Александром Успенским и дъячком Владимиром Конопацким. Участие священнослужителей в антиправительственной деятельности было весьма редким в этой среде, разбором дела занялась Иркутская Духовная Консистория. В ходе следствия было опрошено большое количество свидетелей и на основе этих данных было сформировано большое дело, которое хранится до настоящего времени в фонде Духовной Консистории. По результатам следствия, А. Успенский был переведен в захолустную Коноваловскую Петро-Павловскую церковь, а дъякон В. Конопацкий вообще был отрешен от должности за участие в антиправительственной пропаганде.
Документы 1906 г. вновь отмечают полное окончание постройки каменного Верхоленского собора, но без колокольни. Из крупных пожертвований этого года отмечено: от купцов А.Г. и Г.Г. Большедворских 2081 руб. 53 коп. – на устройство двух боковых иконостасов с иконами; от крестьян с.Толмачевского на главный иконостас 526 р.80 к.; от крестьян Куртухайского участка Верхоленской волости 400 р. на тот же иконостас; от Д.Ф. Шелковниковой на паникадило 300 р., от Д.В. Шеметова – 200 р., от А.С. Купцова – 200 р., от М.И. Шульгина – 150 р., от И.Н. Шеметова – 120 р. На собранные деньги подрядчиком Ильиным были устроены три иконостаса, а иконы для них были заказаны в томскую мастерскую Панкратова.
Освящение главного Воскресенского придела собора состоялось 21 января 1907 г. Высокопреосвященным Тихоном Архиепископом Иркутскими Верхоленским в сослужении с местным причтом «при громадном стечении народа». Храм в документах характеризуется как «каменный, одноэтажный, весьма поместительный, теплый, покрыт железом, пятиглавый, крепкий и благовидный». Колокольня при соборе так и не была выстроена, использовали старую деревянную, отдельностоящую. Колокольня эта, по воспоминания старожилов, была большая, построенная из мощных лиственничных кряжей. На колокольне было подвешено семь колоколов «от мала до велика», подобранных по музыкальной гамме. Благовест самого мощного из них долетал до жителей близлежащих деревень. Колокол был высокохудожественной работы, орнаментован украшениями с указанием веса колокола, места и года изготовления, фамилии мастера литья. Судьба этих колоколов остается неизвестной, как и дата «кончины» колокольни. 5 июня этого же года протоиереем Михаилом Копыловым по поручению Архипастыря, также при значительном стечении народа, был освящен правый «Богородицкий» придел – во имя Казанской иконы Божией Матери.
11 февраля 1908 г. состоялось освящение третьего придела – во имя Св. Николая Мирликийского, Тихона Задонского и Григория Богослова. Освящение совершал протоиерей собора Михаил Копылов с местным духовенством. При освящении «с подобающим благолепием пел хор любителей под управлением супруги протоиерея Н.Н. Копыловой». На этом, в основном, завершилось строительство Воскресенского собора в Верхоленске. Деньги на постройку храма от прихожан по раскладке собирались в течение 38 лет по 1 рублю и 1 бревну с души. Это дало к началу строительства нового собора 2000 рублей и 1500 бревен. 2500 руб. на устройство главного иконостаса было внесено всем обществом. Крупными жертвователями на постройку собора стали: мещанин М.З. Захаров – 10 руб., Г.К. Большедворский – 10.2 руб., его сыновьяАлександр и Григорий – 2081 руб. 53 к., С. Заборов – 1000 руб., С. Грехов – 1000 р., П.П. Беляев – 350 р., Юрьев – 100 р., В. Пластилин – богослужебные предметы на 102 р., И.П. Безродных – 75 р., А.Б. Безродных – 100 р., И.Д. Толмачев – 102 р., А.Г. Купцова – 174 р. С 1910 г. начались уже плановые ремонтные работы нового собора: с конца августа и до середины октября производилась внутренняя побелка собора на средства прихожан. В 1911 г. в соборе производился ремонт печей на сумму около 100 рублей. На 1913 г. отмечается только необходимость ремонта ризницы и вновь дается характеристика собора как «теплого, пятиглавого, крепкого и благовидного, с деревянными куполами».
Документы 1914 г. не дают каких-либо новых данных по собору, но более подробно говорят о постройках на принадлежащей ему территории. Как говорилось выше, собору принадлежало 53 десятины сенокосной земли и 1380 кв.саж. усадебной земли. И вот какие постройки находились на усадебной земле: на одной половине находился дом, принадлежащий бывшему дьякону собора, который в 1914 г. занимал священник Н. Попов, а на другой стороне усадьбы стояли дома, пожертвованные собору С.Е. Купцовым и Д.И. Шелковниковым с условием распоряжаться ими либо причту, либо церковно-приходскому попечительству. Эти двухэтажные дома были подарены вместе со всеми домашними вещами и пристройками. Усадебная территория собора была обнесена деревянной полисадной оградой, покрашенной в голубой цвет. Кроме этого, на территории Верхоленска в ведении собора находились четыре часовни: во имя царей Константина и Елены, Св. Николая и Иннокентия, Св. Александра Невского и на кладбище Воскресения Христова и еще шесть в приписных к собору селениях. В Верхоленске насчитывалось к этому времени 227 дворов, население его составляло 1583 человека (679 муж. и 704 жен.). При сравнении с данными 1907 г. мы видим, что количество дворов в Верхоленске возросло на 37, а население на 375 человек. В 1914 г., совершая поездку по Верхоленскому округу и Киренскому уезду, Верхоленск посетил Епископ Евгений. Он отметил, что постройкой новый храм еще не окончен, поскольку не построена при нем колокольня. К недостаткам храма Епископ отнес низкие потолки в приделах. Епископ Евгений и «Клировые ведомости» датой окончания постройки собора называют 1906 г., а не 1907 г., являющийся годом освящения первых двух приделов. Действительно, как было сказано выше, в 1906 г. собор был не только полностью окончен постройкой, но в нем были установлены и все три иконостаса.
С приходом Советской власти наступили далеко не лучшие времена для Верхоленского собора и его священнослужителей. В 1918 г. сенокосная земля в количестве 53 десятин, принадлежащая церкви с 1856 г., была передана в пользование членам общины. Кроме того, приходская община отказалась содержать положенный штат при соборе, в результате чего при церкви остался только протоиерей и псаломщик, которые были лишены и привычного, положенного им государственного жалования. Единственным средством существования протоиерея и псаломщика стал хлеб, получаемый от прихода: 300 пудов в год – протоиерею и 150 пудов – псаломщику.
В 1920 г. два церковных двухэтажных дома были переданы в ведение Советской власти, а в 1921 г. они были муниципализированы. В ведении собора оставалось 13 часовен на территории прихода (на 1914 г. в приходе было 10 часовен), четыре из которых находились в самом Верхоленске. Во всех часовнях в дни Святых, в память которых они сооружались, и во время освящения полей по-прежнему происходили богослужения, но протоиерей собора А. Попов жаловался на внедрение в сознание прихожан обновленческой идеологии. В 1922 г. в период кампании «в пользу голодающим» из собора было изъято 15 наименований церковного имущества весом в 1 пуд 22 фунта 57 золотников. Среди них наибольшую ценность представляли ризы с двух икон весом в 39 фунтов и оправы с двух больших Евангелий весом в 12 фунтов. В инструкции по изъятию церковных ценностей было сказано, что «ценные вещи должны были изыматься без ущерба для отправления богослужения», что в какой-то мере соблюдалось в то время. В последующие годы изъятие церковных ценностей приобрело хищнический характер, особенно в 1930-х гг. При негативном отношении властей к храмам содержать их в должном порядке было очень трудно – число прихожан значительно сократилось, доходы собора были минимальными – в 1928 г. кружечных сборов было получено всего 329 р. 31 к., этого едва хватало на минимальные ремонтные работы, поэтому приходскому совету приходилось многое делать своими руками. Так, в 1928 г. собственными силами в соборе были отремонтированы все шесть печей, что сократило расходы почти на 50%. Вознесенский собор попал в число немногих храмов, которые были возвращены в послевоенные годы верующим по их ходатайству. Службы в нем были возобновлены 28 августа 1945 года, но продолжались недолго.
18 июля 1961 г. Иркутский облисполком принял решение передать здание собора в распоряжение райисполкома для использования под клуб. В 1987-1988 гг. была выполнена сметная документация и предварительные работы к проекту реставрации фасадов и завершений Воскресенского собора. В 1999 г. за счет средств областного бюджета проведены архитектурные обмеры и работы по реставрации кровли. В 2007 г. здание законсервировано для дальнейшего восстановления, выполнены работы по проведению электроснабжения, установлены окна и восстановлен пол в правом приделе Казанской иконы Божией Матери. С июня 2007 г. собор был открыт для верующих. С 2007 г. выполнялись реставрационные работы: демонтаж внутренних конструкций перекрытия, снятие штукатурки, восстановление внутренних поверхностей купольного покрытия. В указанном состоянии восстановительные работы в храме были приостановлены. В настоящее время храм эксплуатируется только в объеме правого придела в честь Казанской иконы Божией Матери.
Приложение № 2 к Акту государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия – «Воскресенский собор (Воскресения Христова)», расположенный по адресу: Иркутская обл., Качугский район, Верхоленск п., Федосеева ул., 60, лит.А (бывш.60 — 62 (между домами) в целях обоснования целесообразности включения данного объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
В начале XX века древние деревянные церкви Верхоленска пришли в ветхость. Построенные еще в XVIII столетии, они уже не могли вместить всех прихожан, число которых к этому времени превысило 4500 человек. Поэтому здесь возвели новый каменный собор. 21 января 1907 года он был освящен. Собор имел три придела: главный в честь Воскресения Христова, правый в честь Казанской иконы Божией Матери и левый во имя Святителей Николая, Тихона Задонского и Григория Богослова. Несмотря на освящения собора в 1907 году, он остался недостроенным из-за недостатка средств. Вместо колокольни, которая должна была возвышаться над папертью, временно установили небольшую главку. В таком виде памятник сохранился до наших дней. Воскресенский собор попал в число немногих храмов, которые были возвращены в послевоенные годы верующим по их ходатайству. Службы в нем были возобновлены 28 августа 1945 года, но продолжались недолго: в 1961 году здание вновь перешло в распоряжение райисполкома и было передано под клуб. Сейчас собор вновь возвращен верующим, производятся реставрационные работы.
Расположен собор в самом центре села, ранее бывшего городом. Это характерное для начала XX века культовое сооружение, навеянное зодчеством XVII века. Довольно сложное объемно-пространственная композиция с приделами и их апсидами, жертвенником, дьяконником, а также отсутствие традиционной ярусной колокольни, вместо которой над папертью установлена маленькая главка, создают нестандартный облик городского собора. Высокий четверик храма завершен декоративным пятиглавием. Боковые выступы приделов по отношению к нему значительно понижены. Убранство фасадов стилизовано под кирпичное узорочье XVII века, но укрупнено и схематично: ширинки, полуколонки па углах, наличники с килевидным завершением и другое. Собор по своей архитектуре очень близок иркутской Александрийской и тулунской Покровской церквям, построенным но проектам гражданского инженера А.С. Покровского. Почти полная идентичность планировки, сходство объемной композиции и стилистическое единство в оформлении фасадов построек позволяют предположить, что автором проекта Воскресенского собора также был епархиальный архитектор А.С. Покровский.
https://russia.travel/objects/322096/
С 2007 г. выполнялись реставрационные работы: демонтаж внутренних конструкций перекрытия, снятие штукатурки, восстановление внутренних поверхностей купольного покрытия. В указанном состоянии восстановительные работы в храме были прекращены. В настоящее время храм эксплуатируется только в объеме правого придела в честь Казанской иконы Божией Матери. Основная причина наличия незатухающих деформаций и, как следствие, образования характерных повреждений несущих конструкций надземной части здания храма – это деформации фундаментов, обусловленные, в частности, грунтовыми условиями площадки строительства и режимом эксплуатации. Выполнение первоочередных противоаварийных и защитных мероприятий позволит производить восстановление храма в условиях его полноценной консервации, т.е. при гарантированном сохранении всех основных строительных конструкций и существующего декора.
http://agapa38.ru/publ/voskresenskij_sobor/vosstanovlenie-voskresenskogo-sobora-v-s-verkholensk/5-1-0-6
На местном и федеральном уровнях активно обсуждается тема восстановления Собора Воскресения Христова в Верхоленске
На территории Верхоленского сельского поселения находится Собор Воскресения Христова — объект, представляющий историко-архитектурную ценность. В настоящее время издали это красивейшее сооружение выглядит монументально и нарядно, но стоит подъехать поближе, сразу отчетливо видны следы разрушений: осыпается штукатурка, ржавые подтёки и трещины в стенах, выбитые стёкла в окнах. На первый взгляд церковь кажется совсем заброшенной, однако в маленьком правом крыле 1-3 раза в месяц проводятся службы, таинства крещения. Настоятель протоиерей Евгений Семяков здесь крестит взрослых и детей.
Собор держится только за счет толщины стен, которая достигает двух метров. Сколько в таком состоянии сможет простоять храм, неизвестно. Больно смотреть, как церковь разрушается, а она нам, прихожанам, очень нужна! Храм нужен всем: жителям района, гостям, независимо от вероисповедания каждого, он является архитектурным памятником XIX века и входит в реестр охраняемых государством!
С 2009 года неравнодушные люди неоднократно поднимали вопрос по восстановлению Собора Воскресения Христова на муниципальном и региональном уровнях. Мы, прихожане, делаем все, что в наших силах, чтобы спасти хотя бы частицу Собора с вековой историей и нелегкой судьбой. В правом приходе (где проходят службы) побелили стены, покрасили окна, алтарь, входную дверь и пол, утеплили потолок, прочистили дымоход, купили и установили печь для отопления прихода, отремонтировали ограждение территории Собора, вынесли весь мусор из двух неработающих приделов, частично застеклили окна, для отопления Собора купили дрова. Все это стало возможным благодаря добрым, неравнодушным людям.
В 2018 году жители Верхоленска и близлежащих деревень написали обращение с подписями на имя мэра Татьяны Кирилловой, в котором просили о помощи в деле по восстановлению Собора. Татьяна Сергеевна обратилась в министерство культуры и архивов Иркутской области, Законодательное Собрание Иркутской области, Иркутскую Епархию Русской Православной Церкви. Дело сдвинулось с места. Проведены районные и областные совещания с участием члена Союза писателей России Александра Никифорова, старосты прихода Собора Воскресения Христова Екатерины Гутиковой, представителей сельской, районной и областной власти, где обсуждался этот наболевший вопрос.
26 января 2019 года в село Верхоленск приезжали Протоиерей Алексей Середин, благочинный второго Иркутского округа, настоятель Князе-Владимирского храма, мэр Качугского района Татьяна Кириллова, председатель районной думы Андрей Саидов, глава Верхоленского сельского поселения Александр Жданов и архитектор Александр Петров. Гостей встретили староста прихода Екатерина Гутикова с прихожанами. Отец Алексей провёл молебен о восстановлении Собора. Цель визита заключалась в осмотре собора Воскресения Христова для определения степени его разрушения, возможности восстановления и реставрации. Была произведена фото- и видеосъёмка собора, замерены трещины. Собор находится в плачевном состоянии и требует больших финансовых вложений. В ходе беседы обсуждались возможности по возрождению и реставрации села для развития его будущего. Собор Воскресения Христова — уникальный объект, заниматься которым нужно обязательно, отметили присутствующие. О дальнейшей его судьбе вопрос будет решаться на областном и федеральном уровнях. Отрадно, что местная власть заинтересована в реставрации Храма и делает все возможное для решения этой проблемы.
Собор Воскресения Христова в Верхоленске мог бы замыкать туристический треугольник в Качугском районе: Культурно-просветительский центр святителя Иннокентия (Вениаминова) и археологический памятник «Шишкинские писаницы». Мы искренне верим, что вопрос по восстановлению Храма будет решен окончательно и это событие станет еще одной точкой роста для развития Верхоленского поселения, Качугского района и Иркутской области в целом.
Е. Зоренко, Ленская Правда, Выпуск № 5 от 08.02.2019 г.