Попробую обобщить все найденные мной материалы о монастыре и Верхнее-Теченском селе и написать их ниже в некотором хронологическом порядке с ссылками на источник. Может, получится этакая летопись села и монастыря, которой с ходу не удалось найти на просторах Интернета.
1680 г. Основание Введенского женского монастыря, упраздненного в начале царствования императрицы Екатерины II, в Шадринском уезде Пермской губернии, над р. Исеть при Далматовском мужском монастыре, которым содержался, подчиняясь также и его игумену (1).
1722 г. Была проведена перепись всех 75 монахинь и послушниц обители, среди которых оказалось лишь 5 человек «книжному писанию ученых» и еще одна малолетняя послушница находилась «в книжном учении», т.е. всего 8% обитательниц монастыря можно считать грамотными. В XVIII в. в женские монастыри обычно поступали в юном возрасте (так, в Введенском женском монастыре из живущих в 1722 г. 30% пришли в обитель в возрасте до 20 лет). Большинство сестер были крестьянского происхождения. И если столь незначительный процент обитательниц самой обители обладал основами грамотности, то вряд ли при монастыре существовало училище для девочек-сирот. Вероятно, обучение проводилось в редких случаях в частном порядке (5).
1737 г. 3 июля 1737 года отряд башкир атаковал укрепленное Верх-Теченское поселье Далматова монастыря. (видимо стена вокруг поселья уже существовала). После прибытия на выручку отряда поручика Гладыщева, башкиры отступили, ограбив еще раз деревни Анчукову и Ложечной бор, захватив в плен 4 крестьян, несколько человек убив (4).
1738 г. Теперь небольшой рассказ о княжне Прасковье Юсуповой, сосланной в монастырь. Между людьми, сочувствовавшими попытке Голицына ограничить власть Анны Иоанновны, находился князь Григорий Дмитриевич Юсупов, который, как говорили, заболел и умер с горя, что попытка не удалась. Дочь его Прасковья бросилась к волшебству, чтоб чарами склонить к себе императрицу на милость. Дело открылось, и княжну Юсупову в 1730 году сослали в женский Тихвинский монастырь. В 1735 году ее взяли в Тайную канцелярию по доносу служанки и стряпчего: донесли что она жаловалась на Анну, говорила, что было бы лучше, если б царствовала Елисавета, бранила Бирона, рассказывала, что при Петре Великом Анну и сестер ее царевнами не называли, а просто Ивановнами. За это Юсупову высекли кошками, постригли, назвали Проклою и отправили в Сибирь, в Введенский девичий монастырь (при Успенском Далматове монастыре). Там она оказалась безчинна, монастырское платье сбросила, Проклою не называлась; за это в 1738 году ее высекли шелепами (2).
1742 г. Сгорел (1)
1743 г. Был возобновлен уже в нынешнем Верх-Теченском селе, в 45 верстах от Далматовского. Служил местом ссылки для распространительниц раскола, а при Бироне ссылались туда и другие лица, удаление которых признавалось необходимым, напр. княжна Прасковья Юсупова, в монашестве Прокла. Когда при Елисавете Петровне все сосланные в сибирские монастыри были возвращены, Проклу велено было все-таки оставить в монастыре. См. протоиерей Плотников, «Описание Далматовского Успенского монастыря и бывшего приписным к нему женского Введенского монастыря» и «Ссылочные в Далматовском монастыре» (1).
1755 г. К 1755 г. в монастыре изменилось положение с грамотностью: среди сестер обители 18% были «учены грамоте», причем 10% (5 человек) были уроженцами самой монастырской вотчины. Это может служить косвенным свидетельством распространения начального образования среди девочек в монастырской вотчине (5).
1761 г. Курс обучения в Далматовской школе был расширен за счет введения преподавания латыни. Школа таким образом стала называться «латинской» или семинарией. Чтобы справиться с увеличившимся потоком учеников, некоторые дети из младших классов обучались славяно-российской грамоте и чтению в женском Верхтеченском монастыре, а для постижения латыни переводились в Далматовский Успенский монастырь (5).
1764 г. Монастырь упразднен в начале царствования императрицы Екатерины II (3).
1860 г. Основание женской общины при Теченской кладбищенской церкви, основанной Ксенией Зыряновой (после игумения Евсения) на месте бывшего с 1743-1764г.г. Введенского женского монастыря (3).
1868 г. Учрежден Свято-Троицкий Верхнетеченский монастырь, 3 класса, общ., при с. Верхнее-Теченское, в 70 верстах от Шадринска на р.Течь. При нем школа и свечной завод (3).
1870 г. При вновь созданном на месте Верхтеченского Введенского монастыря Верхтеченском Свято-Троицком монастыре с 1870 г. фиксируется начальное училище для девочек, полностью содержавшееся на счет обители. Обучались в нем девочки из семей «окрестных поселян», училище было всесословным, а преподаванием занимались сестры обители и монастырский священник. В 1870 г. в училище было 12–14 девочек, в 1871 г. – 18, в 1881 г. – 23. Детей учили чтению, пению, письму и разным рукоделиям, иконописанию (5).
1907 г. Верх-Теченское село — в Шадринском уезде Пермской губернии, на правом берегу р. Течи, в 68 верстах от города Шадринска; 166 дворов, около 1000 жит., 2 православные церкви, часовня, школа, по субботам базары, много лавок. Довольно важное торговое место. На торжках (два раза в год) и на базарах в большом количестве идет в продажу: хлеб, конопляное и льняное семя, коровье масло. Село принадлежало в старые годы Далматовскому монастырю под именем Теченского или монастырского поселья на Тече. Сюда был переведен женский монастырь из Далматова. Ныне в селе существует православная женская община, выделывающая для продажи много восковых свечей. В конце XVII и начале XVIII столетия. Верхне-Теченское село было обнесено стеной (1).
1914 г. Также, как в Пермской, в Екатеринбургской епархии больницы располагались лишь при монастырях. В 1914 г. их было четыре при Верхотурском Николаевском на 15 кроватей, при Долматовском Успенском на — 5, при Екатеринбургском Ново-Тихвинском на — 20 и Троицком Верх-теченском монастыре на — 5 кроватей. Эти больницы предназначались в основном для священнослужителей и монашествующих. Однако в отчете правящего екатеринбургского архиерея было отмечено: «Больницы при монастырях оказывают, кроме всего, большую услугу окрестному населению, а именно: дети бедных родителей, преимущественно обучающиеся, пользуются бесплатным лечением в монастырских больницах» (6).
1920 г. Монастырь закрыт.
1995 г. Введенский женский монастырь вновь открыт 22 февраля 1995 года. Настоятельница — монахиня Серафима (Альховская)
Источник: (1) Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона (В 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами), С.-Петербургъ, 1890-1907.
(2) С. М. Соловьев, История России с древнейших времен, Том 20, Глава 1, Продолжение царствования имератрицы Анны Иоанновны (1732-1740), 1870г.
(3) Булгаков С.В. Настольная книга священно-церковно-служителей. Репринт. М., 1993. Ч.II. С. 1448–1449.
(4) Н. Швецов, независимый историк, «…И живем все от башкир в осаде с великим опасением…» (Об истинных причинах башкирских бунтов), 06.11.2007.
(5) Нечаева М. Ю. Начальные школы при монастырях Восточного Урала. Екатеринбург, 2000.
(6) Нечаев М. Г. Уральские монастыри в начале XX века, 2003.
Свято-Троицкий Верхтеченский монастырь. 3 класса, общежительный, при селе Верх-Теченском, в 70 верстах от города Шадринска, на реке Тече. Учрежден в 1868 году из существовавшей с 1860 года женской общины, основанной Ксенией Зыряновой (после игумения Евсевия) на месте бывшего с 1743 — 1764 годов Введенского женского монастыря; при нем школа и свечной завод.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
Свято-Введенский женский монастырь основан в 1680 г. по благословению Сибирского митрополита Павла преподобным Далматом Исетским (1594-1697) на берегу р. Исети в 30 саженях на юго-восток от Далматова монастыря. В 1702 г. в женской обители была построена и освящена далматовским архимандритом Исааком деревянная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. До 1764 г. Введенский женский монастырь был приписан к Далматовскому мужскому, подчинялся его уставу и находился на его содержании. Первой настоятельницей была игумения Ирина (Друганова), которая бессменно управляла монастырем 51 год. В 1732 г. в женской обители уже было 80 монахинь и 10 белиц, все «жильем не стесненные».
Из настоятельниц монастыря периода XVIII века известны только две: Тарсилла и Нимфодора (Белозерова). Первая упоминается с 1738 по 1758 гг.; она была дочерью монастырского служителя, облечена в монашество 8 лет от роду. Она отличалась «примерною подвижническою жизнию», что видно из того, что Тобольский митрополит Феодор Лещинский, посылая ее в 1720 г. из Тобольска в Введенский монастырь, поставлял архимандриту Исааку на вид ее примерный образ жизни. Вторая – Нимфодора (Белозерова) – упоминается с 1758 по 1778 гг.; она была дочерью священника, пострижена в монашество 17-ти лет в 1733 г.
По случаю стихийного бедствия – разрушительного пожара 20 сентября 1742 г., истребившего деревянные постройки обоих монастырей, – настоятельница монахиня Тарсилла с сестрами были переведены в Теченское поселье (ныне – село Верхняя Теча), принадлежавшее тогда Далматовскому монастырю.
В правление Анны Иоанновны, когда монастыри, в том числе Далматовский мужской и Введенский женский, служили местом ссылок, в обитель под караулом в 1735 г. была доставлена 20-летняя княжна Параскева Юсупова, насильно постриженная в Тайной канцелярии с именем Прокла. В монастыре она пробыла в заточении до конца жизни (1762 г.), «погребена в монастырской ограде в ряду других монахинь».
При секуляризационной реформе 1764 года Екатерины II монастырь был упразднен. Монахинь в поселье становилось все меньше и к 1819 г. не осталось ни одной.
Возрождение монастыря начинается с середины XIX века усердием Ксении Павловны Зыряновой – зажиточной крестьянки Ирбитского уезда. Так, 23 июня 1848 г. был заложен, а ровно через год, в этот же день – освящен храм во имя Святой Живоначальной Троицы, построенный на средства самой Ксении Зыряновой. С ходатайством об открытии обители она обращается к Санкт-Петербургскому митрополиту Исидору (Никольскому), святителю Филарету (Дроздову), Пермскому архиепископу Аркадию (Федорову), обер-прокурору Св. Синода графу А.П. Толстому. Строятся северный келейный корпус, школа. Позднее к Троицкому храму были пристроены и освящены приделы: северный в честь Владимирской иконы Божией Матери (1861 г.) и южный во имя вмц. Екатерины (1883 г.).
Указом Священного Синода в 1861 году утверждена православная женская община, навечно закреплено за общиной 2340 кв.саж. земли. Указом Пермской Духовной Консистории определен к общине священник Иоанн Андреевич Смышляев, который также преподавал в существовавшей уже при общине безмездной школе. При открытии общины число сестер было невелико – около 20. Некоторые из них были круглые сироты, родственники отдавали их еще в малолетстве в той надежде, что в общине и оденут, и обуют, и грамоте с рукоделием научат. Действительно, в ранние детские годы, с 7-8-летнего возраста, поступающие малютки воспитывались в строгом христианском духе, обучаемы были молитвам, чтению, многие даже письму, а рукоделию непременно каждая. Уже с 1862 года школа считалась официально открытой при общине, именовалась безмездной и доставляла отчеты епархиальному начальству. В 1885 г. она преобразована в одноклассную церковно-приходскую.
Северный двухэтажный каменный корпус с увеличением сестер был достроен в 1863 г. еще одним большим корпусом. В помещении, которое соединяло оба корпуса, была устроена надвратная домовая церковь во имя прп. Сергия Радонежского, освященная в 1867 г.. Число сестер к этому времени возросло до 50.
В 1968 г. женская община возведена в статус третьеклассного общежительного Свято-Троицкого женского монастыря, настоятельницей назначена К. Зырянова, принявшая в 1867 г. монашеский постриг с именем Евсевия (в 1869 г. возведена в сан игумении; скончалась в 1889 г., приняв схиму с именем Евстолия). Это было время расцвета обители. В монастыре имелись свечной завод, различные мастерские (иконописная, переплетная, золотошвейная, портновская, ткацкая, рукодельная, чеботарня), пасека, два подворья – в Шадринске и Катайске, скит, где велось большое подсобное хозяйство, с храмом в честь Святого Духа (освящен в 1907 г.). Достойной преемницей в делах управления обителью стала казначея монастыря девица Евлампия Васильевна Ермолина, постриженная в монашество с именем Емилия и утвержденная в должности настоятельницы в 1890 г. Строились новые каменные корпуса, мастерские, ряд каменных амбаров, здание церковно-приходской школы, дом для священника, каменная 4-метровая ограда (1888 г.), два причтовых дома. Обитель содержала приют для девочек, церковно-приходскую школу, певческий хор для церквей епархии. Богослужения совершались ежедневно. Число насельниц быстро росло. Действующий храм не вмещал молящихся. Так, в 1893 г. был заложен, а в 1899 г. освящен, воздвигнутый большой каменный храм во имя свт. Николая Чудотворца.
В 1887-1893 гг. в сане диакона в монастыре служил священномученик Алексий Макариевич Архангельский (1864-1918), который также являлся и штатным учителем в церковно-приходской школе при обители. 19 декабря 1893 г. он был рукоположен в сан священника и определен к Покровской церкви Песчано-Калединского села Шадринского уезда. 13/26 июня 1918 г. красногвардейцы арестовали отца Алексия и доставили в с. Верхняя Теча, где располагался их штаб. После краткого допроса священника отвели на берег реки Теча и здесь расстреляли. Решением Священного Синода от 17 июля 2002 г. священномученик Алексий Архангельский прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии.
Во времена большевистского переворота, в 1920 г., монастырь закрыли. Из Никольского собора сделали мастерские по ремонту тракторов и сельхозтехники, растворочный цех. Храм Живоначальной Троицы был полностью разрушен. Наступила эпоха разорения, поругания и забвения.
Современный этап возрождения обители начался в 1995 г. По Указу Священного Синода за подписью Святейшего Патриарха Алексия II монастырю вернули прежнее название – Свято-Введенский. И в нем вновь возобновилась монашеская жизнь.
28 августа 1995 г. на праздник Успения Пресвятой Богородицы в подвальном помещении холодного склада, приспособленном под церковь, было совершено первое богослужение. У истоков возрождения монастыря стояли схиигумен Серафим (Стрельников) и схиигумения Серафима (Альховская), и еще три сестры. На их плечи легло восстановление из руин обители: труд и молитвы, молитвы и труд изо дня в день. В стенах разрушенного игуменского корпуса был построен храм в честь прп. Серафима Саровского (в последствии переименован в Свято-Троицкий).
С 27 декабря 2016 г. настоятельницей монастыря является игумения Михаила (Шульцева).
4 августа 2018 г. Высокопреосвященнейшим Иосифом, митрополитом Курганским и Белозерским, и Преосвященнейшим Владимиром, епископом Шадринским и Далматовским, освящен переименованный Свято-Троицкий храм, который был построен по максимально приближенной к первоначальной архитектуре храма Живоначальной Троицы 1848 г., схемы которого были найдены в архивах.
На историческом месте восстановлены северная и южная стены, главные ворота, 2-этажный полукаменный келейный корпус, а также большой 2-этажный каменный корпус с трапезною. Построена просторная просфорная, где выпекаются просфоры для богослужений и хлеб. Благоустроено монастырское кладбище, находящееся на территории обители. У монастыря есть свое подсобное хозяйство: скотный двор, огород, сад. Сестры трудятся на различных послушаниях, исполняют свое молитвенное правило.
Действующие церкви: 1. Никольская (является памятником архитектуры культурного наследия); 2. Свято-Троицкая; 3. В честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, домовая.
По благословению Преосвященнейшего Владимира, епископа Шадринского и Далматовского, в память о свщмч.Алексии Архангельском в день его мученической кончины 26 июня ежегодно совершается Крестный Ход от Покровской церкви с. Песчано-Каледино до Свято-Введенского монастыря с. Верхняя Теча.
http://monasterium.ru/monastyri/monastery/vvedenskiy-zhenskiy-monastyr-c-verkhnyaya-techa/
По решению Священного Синода от 24 августа 2023 года женской обители села Верхняя Теча Катайского района вернули его историческое название «Верхтеченский Свято-Троицкий женский монастырь». До этого времени монастырь называли Свято-Введенским. Это возвращение к истокам стало возможным благодаря работе над книгой по истории обители, в ходе которой в архивах были найдены документы, убедительно доказывающие, что нынешняя обитель была основана в 1849 году Ксенией Зыряновой, в будущем схиигуменией Евстолией. Возрожденный же в конце ХХ века монастырь получил название Свято-Введенский на основании сведений, что в Верхней Тече существовала заимка Далматовского мужского монастыря, при котором содержалась женская Введенская обитель. После пожара монахинь перевели на заимку, где они доживали свой век. В итоге женская Введенская обитель была упразднена в 1764 году. «Верхтеченский монастырь сегодня стоит на том же месте, где был дореволюционный Свято-Троицкий. Некоторые здания сохранились и используются сестрами обители. Некоторые постройки стоят полуразрушенными. Но уцелел Никольский храм, который сейчас восстанавливается. На месте прежнего, разрушенного Свято-Троицкого храма построен по архивным чертежам новый Свято-Троицкий. В ходе работы над книгой нами были подготовлены документы, обосновывающие то, что женский монастырь в Верхней Тече — это не Свято-Введенский, а, по праву, Свято-Троицкий. И это исторический факт. И это справедливо. Справедливо по отношению к тем, кто его основал, развивал, сохранял и боролся за него до последнего», — рассказывает на своей странице ВКонтакте автор недавно вышедшей в свет книги «Матушка-основательница» Надежда Ланцевская, кандидат культурологии, доцент кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин Шадринского педагогического госуниверситета.
Источник: сайт Курганской епархии