Свято-Никольский собор (Никольский храм) построен в 1863 г. Имел три престола: в честь Николая Чудотворца, Святого князя Владимира, Святого Александра Невского – в память освобождения крестьян.
Церковь Николая Чудотворца. Характерная для сер. 19 в. культовая постройка в русско-византийском стиле, близком кругу работ К. Тона. Крупный пятиглавый храм соборного типа, шестистолпный и трехапсидный, отличается массивностью форм. Основной двусветный объем с позакомарным покрытием и возвышающимися на четырехгранном основании барабанами (боковые деревянные — глухие восьмигранные; крупный центральный — световой, цилиндрический) с луковичными гранеными главами. Мощные полукруглые апсиды и позакомарно крытая паперть с небольшим притвором западного входа придают зданию продольную ориентацию. Большие пилястры с филенками членят боковые и западный фасады основного объема на три прясла с широкими закомарами, имеющими килевидное подвышение на внешнем контуре. Более крупные средние прясла, выступающие в виде слабых ризалитов, выделены лепными розетками в кругах над порталами и тройными окнами второго света (боковые проемы — ложные). Большие арочные окна (в нижнем ярусе парные)» заключены в наличники с многоступенчатыми пилястрами и клинчатыми архивольтами. Аналогичные по форме и декору окна (также частью ложные) — на боковых стенах паперти, апсидах и центральном барабане. Оригинальны лепные фигурные картуши в верхней части апсид и меандр во фризе антаблемента притвора, апсид и пилястр. Центральный барабан украшен аркатурой. Внутри шесть столбов с подпружными арками делят интерьер на три нефа. Над средокрестием на парусах возвышается барабан с куполом. Рукава креста и паперть перекрыты коробовыми сводами, угловые ячейки — крестовыми, апсиды — конхами. Углы столбов, края откосов окон и основание барабана отмечены лепными профилями. На стенах сохранились небольшие фрагменты масляных росписей.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2». — М., Наука, 2000, с. 67-68
Никольский собор, построенный в Верхнем Ландехе в 1863 году, через два года после отмены крепостного права в России, принадлежит к интереснейшим с архитектурной точки зрения сооружениям района. И не только района: в соседних районах построек подобного типа тоже нет. Сооружен собор на средства прихожан, автор проекта и строители его неизвестны. Интересен же он тем, что в нем в общих чертах, пусть часто только внешне, имитированы, повторены некоторые черты древнерусского строительного искусства 12—13 веков.
И в самом деле, взглянув на Никольский собор, мы увидим в нем определенное сходство с такими знаменитыми памятниками, как Успенский собор во Владимире или Рождественский в Суздале. В Никольском соборе сразу бросаются в глаза полукруглые, лишь слегка стрельчатые, завершения всех фасадов (стен) — так называемые закомары, которые играют и конструктивную роль — они соответствуют внутренним сводам церкви и одновременно являются ее основным декоративным элементом. Примерно так же было и в древнерусских храмах.
Основной объем собора перекрыт не сводом, как в других церквах, а восьмиметровым куполом с внушительным круглым ложным барабаном над ним. Распор купола передается четырем пятиугольным столбам. Еще два четырехугольных столба поддерживают своды трапезной, то есть собор — шестистолпный. Позакомарное покрытие резко переходит в четырехугольный постамент, по углам которого воздвигнуты четыре восьмиугольных барабана, гораздо меньшего размера, чем центральный. Собор двусветный, то есть имеет два яруса «света» — окон с полуциркульными завершениями.
В большой степени сходство с древнерусскими храмами заметно в восточной, алтарной части собора. Алтарная часть трехапсидная, состоит из трех полукруглых помещений, каждое из которых четко выделено внешне. Покрытие всех апсид немного не достигает верха закомар восточного фасада, как и в древнерусских церквях.
Но на этом сходство со старинными сооружениями кончается. Слепа выдвинутые средние части северного и южного фасадов, излишне подчеркнутый линейный декор закомар придают композиции собора дробность в противовес удивительной цельности прототипов. И вообще в чисто декоративном оформлении Никольского собора нет почти ничего от выдающихся предшественников. Полностью отсутствует, например, всегда присущее владимиро-суздальским соборам внешнее членение здания на два яруса (иногда простым карнизом, иногда городчатым пояском, а чаще сложным аркатурно-колончатым поясом.) В декоре собора можно упомянуть многополочный карниз, профилированные наличники окон, украшения-медальоны на апсидах, но все это относится к позднейшим эпохам.
Впрочем, копирование древних сооружений, конечно, не входило в задачу зодчих XIX века. Они хотели передать только самое основное, только очертания, только часть конструктивного духа той эпохи. Думается, это им удалось.
Остается добавить, что Никольский собор был построен на месте сгоревшей в 1815 году деревянной церкви, вероятно, одноименной. Но новый собор имел уже три «престола». Главный был посвящен самому популярному и России общеправославному святому Николаю, а два других — чисто русским «святым» — «равноапостольному князю Владимиру» и «благоверному князю Александру Невскому».
Из книги Тарасов Н. А. Путь домой: Очерки по истории и культуре Верхнеландеховского района Ивановской области. Рассказы. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. 80-82 с.