Церковь Вознесения
Памятник в своей первоначальной основе (восьмерик на четверике) продолжает традиции нарышкинского барокко; выразительность этой композиции усиливается трехъярусной колокольней со шпилем в оригинально трактованных формах раннего классицизма. Высокий и стройный четвериковый ярус храма с пониженной полукруглой апсидой — двусветный. Крупные проемы размещены не только по двум осям боковых фасадов, но и с запада, над кровлей трапезной. Восьмерик, завершавшийся первоначально пятиглавием с барабанами над диагональными гранями, имеет небольшие окна по сторонам света. Детали убранства — карнизы с городками, угловые лопатки, обрамления окон с заглубленными рамками, колонки и килевидные очелья — свидетельствуют об устойчивости допетровских форм в местном зодчестве. В то же время фронтоны типа «петушиный гребень» на окнах восьмерика и своеобразный поясок из мелких ромбов в основании его карниза указывают на влияние нарышкинского барокко. Нижний ярус колокольни декорирован лишь огибающими углы лопатками и фронтонами; верхние (оба открытые, арочные) оформлены колонными портиками и вписанными в них филенчатыми обрамлениями с замковыми камнями арок звона. Особенностью убранства здесь являются вертикальные желобки на постаментах-основаниях ярусов и тесанные из кирпича мелкие волюты капителей. Выпуклая кровля колокольни с люкарнами во фронтонах увенчана четырехгранным фонариком с высоким шпилем. Внутри храм перекрыт восьмилотковым сводом с тромпами в основании, трапезная и переход к колокольне — коробовыми, а нижний ярус колокольни — крестовым сводом.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2». — М., Наука, 2000, с. 66
Уже более 250 лет стоит в центре Верхнего Ландеха самое старое культовое сооружение района — Вознесенская церковь, построенная в 1731 году Попробуем представить себе то время, в которое велось строительство.
Итак, начало 30-х годов XVIII века. Царствование императрицы Анны Иоанновны, слабой, неумной, впоследствии сдавшей все правление страной курляндскому выходцу Бирону. Но положение страны на международной арене прочно, петровские реформы и победа нал Швецией превратили Россию в мощную державу. Происходит развитие городов, а также крупных сел, к которым относился и Верхний Ландех.
Старая деревянная церковь, посвященная празднику Вознесения, уже не могла вместить всю паству. О том, что она была посвящена празднику Вознесения, можно говорить с большой степенью точности, поскольку существовала традиция строить на месте деревянных одноименные «каменные» церкви, кроме того, возможно, деревянное здание обветшало. Назрела необходимость строительства нового, которое жители села, подержанные церковными властями, решили создать «каменным».
Во владимирских архивах найдена запись, которая гласит: «Каменная церковь во имя Вознесения господня… построена в 1731 году на средства крестьянина Льва Прокопьевича Наумова». Этот Наумов, несомненно, крестьянином был уже чисто номинально скорее, купцом, разбогатевшим на гребне петровских реформ. Кроме того, вряд ли все средства дал он: часть их собиралась и с прихожан… Как бы то ни было, средства были собраны.
Наконец, прибыла артель мастеров «каменных дел». Встал вопрос: какою же должна быть новая Вознесенская церковь? Типов храмов в русском зодчестве было немало. Здесь мы должны опять домыслить ситуацию, но опять с определенной степенью точности. Рядом со строящейся стояла еще действующая деревянная церковь. И жители села, вместе с Наумовым, привыкшие к ее виду, возможно, попросили, а точнее — потребовали, сделать кирпичное здание похожим на старое. Это тоже случалось весьма часто. Заказчики не только определяли тип здания, но иногда перечисляли даже отдельные декоративные элементы.
Эта церковь принадлежит к распространенному в XVIII веке архитектурному типу, носящему название «восьмерик на четверике». Исследователи древнерусского искусства доказали, что этот тип несомненно восходит к деревянному зодчеству, то есть возник именно как тип деревянных церквей. А уже потом, где-то в XVII веке, мастера каменных дел взяли его как образец для себя. Он достаточно прост по конструкции: строится обычно квадратное в плане здание («четверик»), а затем на нем возводится восьмиугольная надстройка («восьмерик»), Такой мы видим и Вознесенскую церковь. Четверик ее очень высок: вполне возможно, что и здесь строители следовали пожеланиям заказчиков, повторяли по их велению пропорции деревянного прототипа.
Декоративное оформление Вознесенской церкви довольно скупое и строгое. По углам четверика и восьмерика пущены плоские сомкнутые выступы-лопатки, которые опять напоминают о деревянном оригинале — ведь в деревянных церквах углы часто обшивались досками, и в данном случае лопатки их имитируют. По верху обоих главных объемов горизонтально проходят колючие треугольно-зубчатые городчатые пояса, а пониже такого пояса на восьмерике — еще поясок из ромбовидных кирпичей. Декор дополняют наличники.
Можно сказать, что в оформлении церкви преобладают элементы XVII века и только сравнительно большие окна относятся уже к веку XVIII. С запада к почти недекорированной трапезной части церкви примыкает трехъярусная колокольня со шпилем, обычное для XVIII века сооружение. Нижний ярус ее — высокий, строго украшенный четверик — гармонирует с высотой четверика основного здания.
Из книги Тарасов Н. А. Путь домой: Очерки по истории и культуре Верхнеландеховского района Ивановской области. Рассказы. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. 78-80 с.