С. Верхний Бишкин, Архангело-Михайловская церк., постр. в 1777 г., а переустроена в 1810 году старан. священников и прихож.; деревян., однопрестольн. От Харьк. в 60 в. Ближ. почт.-телегр. отд. в сл. Алексеевке в 8 в.Земли усадеб. нет, пахотн. и сенокосн. 95 дес. Прихож. м. п. 2171, ж. п. 2105 д. Причта по штату полож.: священ., диак. и псаломщ. Жалов. священ. 141 р. 12 к., диак. 52 руб. 92 к., псалом. 23 р. 52 к. Священ. помещается в обществен. квартире, псалом. в собств. Церк.-приход. шк. и земск. учил. Попечит. нет.Священ. Феодор Сильванский 26 л. Оконч. духов. семинар. по 2-му разр., священ. с 1900 г., на настоящ. месте с 1902 г. Проход. должн. законоуч. церк.-приход. шк. и земск. училища. Диак. Василий Войтов 34 л. Из 1-го клас. дух. учил. Псалом. с 1886 г., диак. с 1896 г., на настоящ. месте с 1903 г. Псалом. Митрофан Протопопов 48 л. Из средн. отд. духовн. учил. Псалом. с 1866 г., с 1876 по 1881 г. отбывал воинскую повинность, вновь назначен псалом. с 1886 г., на настоящ. месте с 1897 г. Церк. стар. крест. Федор Волобуев с 1903 г.
Источник: «Справочная книга для Харьковской епархии» 1904 года
Церковь в Верхнем Бишкине является одной из вершин творчества мастеров Лиманской школы. Церковь одноверхая. План строения — крещатый, с восьмигранником в центре и четырьмя шестигранными рукавами по сторонам света.
Построена из дубовых брусьев толщиной 15 см. Пол внутри вымощен камнем-плитняком. Внешне вид всех рукавов одинаковый, хоть в плане южный и северный рукава уже алтаря и Бабинца (это наблюдается в церкви Покрова в Олешне и в церкви в Вороновке). На церковь в Верхнем Бишкине похожи обе церкви в Лимане, церковь в загородном, Вороновке и другие, но верх церкви в Верхнем Бишкине пропорционально самый высокий и имеет не два, а три восьмерика. Характер форм восьмериков и заломов, их пропорции также имеют свои особенности; это касается в первую очередь верха центрального участка.
Сруб стен центрального участка имеет небольшой, малозаметный в натуре наклон к середине; высота сруба стен меньше длины и ширины плана участка. Благодаря широким просветам-вырезам стены сруба центра внутри в нижней части тесно увязано с южным и Северным рукавами. Центр и оба рукава образуют вместе широкую, вытянутую с юга на север залу, открытую зрителям от южной грани южного рукава до северной грани Северного. Желая подчеркнуть ширину пространства в интерьере, мастер Южную и Северную грани центрального сруба стен возвел без наклона внутрь, тогда как Восточная и западная грани дают наклон. Еще больше, чем сруб стен, вытянуто в ширину форму верха, в частности восьмериков, особенно первого. Ширину, равную длине, верх приобретает лишь в верхнем четвертом и пятом заломах.
Просветы открывают пространство рукавов к центру полностью от восточной до западной граней, ибо заплечиков срубы рукавов не имеют. На половине высоты просветов рукавов мастер для укрепления срубов оставляет по одному брусу-стяжке. Над широким нижним просветом рукавов прорезан второй, меньший-в виде полукруга; от нижнего просвета его отделяет тоже один брус. Хоть восточный рукав (алтарь) от центра отделяет наглухо иконостас, строитель и в сторону алтаря вырезал точь-в-точь такой же (лишь с небольшими заплечиками) просвет, как и к Южному и Северному рукавам. Итак, он мыслил в пространственный объем строения включить пространство алтаря. Так же тесно связывал мастер с центром и Бабинец. Впоследствии в восточной части Бабинца появились хоры, своими концами лежащие на двух каморках, пристроенных при южной и северной стенах Бабинца на границе с центром (на чертежниках ячейки и хоры не обозначены).
Оформлено завершение и бока просветов в Верхнем Бишкине сдержанно, скромно. В основе, оформления контуров просветов всех церквей Лиманской школы лежит та же самая схема, но в более поздних памятниках они пышнее украшены. Здесь в просветах нет ни тюльпанов, ни рокайльных раковин, таких как в церквях в Лимане. Середина завершения широкого просвета в Верхнем Бишкине профилирована и немного приспущена, а края заканчиваются волютами. Меньший просвет до Бабинца имеет форму не просто полукруга, как в боковых рукавах; его внизу закончено еле намеченными в контуре зародышами волют.
Невысокий и к тому же пониженных (против ширины и длины плана) пропорций сруб стены центрального участка помогает выявить могучие величавые формы очень высокого верха. Высота верха более чем вдвое превышает высоту сруба стен, а иллюзорно она кажется значительно большей. Нарастание высоты верха, а вместе с тем сужение внутреннего объема проведено в спокойном темпе. Пирамидальный контур верха напоминает абрисом крону тополя.
В интерьере первый залом освещается рефлексами, угасающими в направлении книзу; вверху он легко переходит в просторный первый восьмерик. Грани залома воспринимаются значительно выше, чем они есть в действительности. Первому восьмерику в композиции внутреннего объема верха мастер придает особое значение. Каждая грань его прорезана окном. А то, что вырастает он из залома незаметно (переход от залома притушен, граница между ними не бросается резко в глаз), придает восьмерику особой легкости, будто лишает его веса, скрывает напряженную его работу, хоть фактически он несет большую нагрузку. Ослепительный ореол восьми окон первого восьмерика делает его композиционной ячейкой, разделяющей объем центрального участка на две части: более инертную нижнюю и более подвижную и изящную в формах – верхнюю.
Ритмическое отношение площади плана первого восьмерика к площади плана сруба стен является тем размеренным шагом, которого мастер придерживает и в следующих выше участках верха. Обмеры показали, что стороны первого, второго, третьего и пятого заломов – одного размера, но мы видим их на разной высоте и под разными углами зрения, поэтому они кажутся разными. Чем выше вздымающийся вверх верх, тем активнее вступают в оформление его заломы, их переливчатые освещенные грани. В то же время роль восьмериков, которые должны на определенных этапах прерывать восходящее движение наклонных элементов (заломов), уменьшается. Второй и особенно третий восьмерики воспринимаются каждый раз под все более острым углом, все в большем ракурсе, и их форма с виду все больше приближается к форме заломов. Объемы восьмериков выделяются окнами и интенсивным, по сравнению с заломами, освещением. Темп развертывания объема верха в направлении вверх определяется особым ритмом в чередовании заломов и восьмериков, световым «лепкой» компонентов объема и, наконец, разграничением, разделением пространства тремя венцами ригелей. Нижний ряд ригелей отделяет сруб стен от первого залома; второй ряд ригелей заложен при переходе первого восьмерика во второй залом; третий ряд ригелей обозначает границу между вторым восьмериком и третьим заломом. Ригели играют роль ориентиров для глаза зрителя при переводе взгляда от начала первого залома к самой высокой точке верха.
В композиции объема памятки обнаружились характерные черты таланта мастера. Его творчество характеризуется выявлением ярких эмоций, опирающихся на точные и тонкие расчеты и базирующихся на совершенной осведомленности мастера с законами архитектоники, на использовании опыта и достижений монументального творчества своих предшественников.
Еще ярче выявлена центричность композиции масс во внешнем виде памятника. При осмотре церкви со всех сторон она выглядит совершенной, завершенной. При замене Гонта железом церковь потеряла много привлекательности. Формы крыш срубов стен и заломов огрубели. Бесспорно, изменена и форма фонаря, очень уж он не вяжется даже с современными формами верха.
Относительно невысокие срубы стен алтаря и Бабинца и южного и северного рукавов плотно увязаны со срубом стен центрального участка и образуют монолитную массу, над которой в центре возвышается верх строения.
Если в интерьере в организации объема верха активную роль играли заломы, то во внешнем виде доминирующего значения приобретают восьмерики. Именно они определяют ритм композиции верха. Внешний вид строения, как и внутренний, характеризуется такими же величавыми, спокойными ритмами развертывания масс в пространстве.
Косяки церкви с главенствующей стороны резные. На лутках внизу вырезано изображение миски, из которой вырастает виноградная лоза с гроздьями и листьями; в центре стихотворения помещена резная коронка.
Исходный размер в построении плана — длина центрального участка. Схема плана во время разбивки в натуре немного деформирована; в частности, выпнулся юго-восточный угол плана центра.
Центр строения задуман как квадрат с отсеченными углами, Бабинец и алтарь – как квадраты с отсеченными внешними углами. Длина алтаря вместе с половиной длины центра равна диагонали половины квадрата, в который вписывается восьмиугольник центра. Бабинец больше алтаря; его длина и ширина равны половине диагонали квадрата, в который вписывается план центрального участка. Южный и Северный рукава в плане-четырехугольники с отсеченными внешними углами, их ширина равна ширине алтаря, а длина – половине ширины центра.
Размеры срубов стен, восьмериков и заломов определяются размерами плана. Высота сруба стен центрального участка равна полусумме длины плана Бабинца и центра (или апофеме равностороннего треугольника со стороной, равной длине центра). Верх центрального участка вдвое выше сруба стен и равен длине плана центра и Бабинца, вместе взятых. Сумма высоты первого залома и сруба стен равна ширине плана центра (вверху), или высота первого залома равна 1/5 длины сруба стен (вверху). Первый восьмерик имел длину, равную длине плана алтаря, ширину, равную высоте сруба стен, высоту, равную 1/3 длины сруба стен (вверху), а вместе с высотой первого залома высота восьмерика – половина длины плана центра. Высота второго залома равна высоте первого залома, а высота второго залома, первого восьмерика и первого залома – длине плана Бабинца. Высота верха участка до начала третьего залома равна ширине плана центра. Высота третьего залома равна высоте второго и первого заломов, а высота третьего залома и второго восьмерика вместе равна длине второго восьмерика. Высота верха к началу третьего восьмерика равна удвоенной ширине плана южного рукава. Высота третьего восьмерика равна высоте третьего залома. Высота верха к началу четвертого залома равна удвоенной длине плана Бабинца. Высота четвертого залома, третьего восьмерика и второго залома вместе равна длине плана участка. Высота последнего залома равна полной длине того же залома. Внутренняя высота верха центрального участка равна сумме длины плана центра и Бабинца. Внутренняя высота центрального участка на 1,5 м превышает длину плана строения.
Можно отметить еще такие взаимосвязи и соотношение компонентов строения: длине плана центра равна высота верха, со второго восьмерика начиная. Ширине плана центра равны: часть верха, начиная с первого залома и кончая вторым восьмериком; часть верха, начиная с первого залома и кончая третьим заломом; высота сруба стен и первого залома, вместе взятых. Половине длины плана строения равна высота верха, начиная со второго залома.
Взяв за основу треугольника ширину плана центрального участка, а за стороны – половину ширины плана строения, увидим, что вершина этого равностороннего треугольника достигнет низа окна первого восьмерика. При том же основании вершина треугольника со сторонами, равными ширине плана центра и одного бокового рукава, достигнет низа окон второго восьмерика. У треугольника, основа которого есть ширина плана строения, а стороны – длина плана строения, вершина приходится на низ окна третьего восьмерика. Высота срубов стен алтаря, Бабинца, южного и северного рукавов равна 1/4 длины плана строения, а внутренняя их высота (с верхом) – диагонали южной половины плана Бабинца.
Окна в срубах стен и восьмериков размещены так. Нижний ряд окон в срубах стен заложен на высоте, равной половине длины южной грани плана Бабинца. Окна в первом восьмерике заложены на высоте 1/4 длины сруба стен центра (вверху) над верхним венцом сруба стен. На такой же высоте заложены окна во втором восьмерике над верхним венцом сруба первого восьмерика и окна в третьем восьмерике над верхним венцом второго восьмерика.
В церкви Михаила Лиманский тип достиг высокой степени развития: план имеет 32 грани, внутренняя высота 24 м, верх состоит из 5 заломов и 3 восьмериков. Исследование срубов стен, заломов и восьмериков показало, что они вполне сохранили первоначальную форму.
С.А. Таранушенко «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины». – Киев.: 1976 г., перевод с украинского.
— 1732 г. Построена первая деревянная Архангело-Михайловская церковь о трёх главах.
— 1777 г. Построен новый деревянный Архангело-Михайловский храм. Церковь построена с дубовых брусьев толщиной 15 см. в стиле Лиманской архитектурной школы. Полы вымощены камнем-плитняком. План храма крещатый, Внутренняя высота купола 24 м – по этому показателю храм является самым высоким из всех храмов Лиманской школы. Старые книги храма: Общая минея, Московской печати, 1696 г.; Служебник, Московской печати, 1717 г.; Минеи служебные в 12 книгах, Московской печати, 1724 г.
— 8 июля 1783 г. После ярмарки в сл. Лиман возвращались на возу однодворки Параскева Зорина и Анна Савенкова. Подъехав к церковному шинку они проехать далее не могли, так как им мешал воз священника Фёдора Дривалева. Они просили уступить ему дорогу, на что священник замахнулся косой на Зорину, но ударить не сумел. На замечание Савенковой о том, за что он хочет ударить без причины Зорину, священник ударил Савенкову в бок косой, отчего позднее у неё произошли преждевременные роды, плод был мертвым. Следствие по этому делу вели в 1783–1786 г.г. священник сл. Верховой Береки Фёдор Новицкий и священник слободы Алексеевки Поликарп Пересыпкин – решение по нему неизвестно.
— 1799 г. Из исповедной росписи Архангело-Михайловской церкви. Первый причт: Священник Аким Иосифович Юхновский 32 года; дьячок Кузьма Васильевич Кривоносов 30 лет, тесть его заштатный дьячок Филипп Михайлович Федотов 60; пономарь Василий Григорьевич Оглоблин 21 год. Второй причт: священник Фёдор Андреевич Индутный 50 лет; дьячок Алексей Иванович Семейкин 36 лет.
— 1810 г. Церковь возобновили на каменном фундаменте.
— 1823 г. Из Ведомости об Архангело-Михайловской церкви. Церковь деревянная об одном престоле во имя Архистратига Михаила, сосуды серебряные, книг полный церковный круг, колокольня 1814-го года возобновлена деревянная тоже на каменном фундаменте на ней колоколов четыре в первом весу 21 пуд 18 фунтов во втором 8 пуд 38 фунтов в третьем 3 пуда в четвертом 30 фунтов около церкви ограда деревянная крепкая. Церковной земли, отведенной законным порядком было 60 десятин, имелась при церкви до 1821 г., но отошла под владение сл. Черкасский Бишкин.
Священник Аким Иосифович Юхновский 57 лет. Во всем принадлежащем до священнической должности исправен. Обучался в бывшей Екатеринославской духовной семинарии, в 1790 г. Преосвященным архиепископом Амвросием Екатеринославским рукоположен к Покровской церкви в Павлограде во диакона. Священником в ту же церковь был рукоположен 6 августа 1793 г. Преосвященным митрополитом Гавриилом Екатеринославским. Поведения изрядного, дом собственный имеет, достатка средственного. В Верхнем Бишкине с 1820 г. Жена Екатерина Ивановна 51 года, поведения не худого. Дети: Иван (9 лет) – в доме обучается часослову; Ольга (15 лет); Елисавета (13 лет); Параскева (11 лет).
Священник Артемий Фёдорович Индутный 33 лет. Читать и петь может, в произношении проповедей посредствен. Обучался в Харьковском Коллегиуме с низших классов риторики, философии и богословии. 12 апреля 1814 г. преосвященным Епископом Аполосом Слободско-Украинским и Харьковским к сей церкви рукоположен во священника. Поведения не худого, штрафован за ослушность деньгами на вдов и сирот 25 рублями, дом имеет, не достаточен. Жена Мария Николаевна 26 лет, порочной жизни. Дети: Григорий (9 лет) – в доме обучается часослову, туп. Михаил (7 лет) – в доме обучается часослову, непонятен; Андрей (4 лет); Павел (3 лет).
Священник Иоанн Леонтович 27 лет. В чтении и пении исправен, в произношении проповедей искусен. Обучался в Харьковском Коллегиуме с низших классов философии и богословии слушав два года сверх того церковной истории и Российской истории, географии, метафизики, физики; языкам еврейскому, греческому, латинскому и французскому; произведен 10 июля 1922 г. к сей церкви Преосвященным епископом Павлом Слободско-Украинским и Харьковским во священника. Поведения не худого, в штрафах не бывал, дом имеет, недостаточен. Жена Мария Львовна 18 лет, похвального поведения. Дочь их Мария двух недель.
Диакон Григорий Яковлевич Рогальский 28 лет. Читать и петь может, в произношении проповедей посредствен. Обучался в Харьковском Коллегиуме с низших классов риторики и философии один год, по увольнении 10 июля 1820 г. Преосвященным епископом Павлом Слободско-Украинским и Харьковским к сей церкви рукоположен во диакона. Поведения не худого, не штрафован, дома не имеет, недостаточен. Жена Евдокия Акимовна 19 лет, поведения не худого.
Дьячок Елисей Акимович Юхновский 32 лет. Читать и петь может, катехизис и священную историю наизусть знает. Обучался в Харьковском Коллегиуме в первом и втором словесных классах. По увольнении обучался в школе при Змиевском духовном правлении. С 10 сентября 1811 г. определен к сей церкви дьячком. В худом поведении не замечен, не штрафован, дом имеет, не скуден. Жена Евдокия Петровна 30 лет, похвального поведения. Сын Василий (9 лет) – в доме обучает псалтырь, понятия средственного.
Дьячок Семён Антонович Ильинский 39 лет. Читает тупо, а петь согласно не может, катехизиса и священной истории наизусть не знает. В школах не обучался. В 1796 г. Преосвященным архиепископом Феоктистом Белгородским рукоположен к Николаевской церкви с. Русская Лозовая пономарем. С 1802 г. дьячок. Не совсем худого поведения, за упущение должности штрафован от благочинного выговором. Дом имеет, не достаточен. Жена Мария Никифоровна 36 лет, поведения не худого.
Дьячок Алексей Фёдорович Индутный 36 лет. Читать и петь может, катехизиса и священной истории наизусть не знает. В школах не обучался. 2 ноября 1799 г. указом Славянского духовного правления определен к сей церкви пономарем. 17 марта 1819 г. дьячок. Поведения незавидного, не штрафован, дом имеет, не достаточен. Жена Елена Петровна 34 лет, поведения не худого. Дети: Дарья (14 лет); Надежда (10 лет); Анна (1).
Пономарь Максим Павлович Попов 28 лет. Читать и петь не может порядочно, катехизиса и священной истории наизусть не знает. В школах не обучался. 26 сентября 1815 г. Змиевским духовным правлением определен пономарем к Петропавловской церкви города Змиева. В Верхнем Бишкине с 11 июля 1821 г.. Поведения не худого, не штрафован, дом имеет, недостаточен. Жена Настасья Поликарповна 27 лет. Поведения изрядного. Дети: Мелания (2 лет), Яков (1 год).
Пономарь Демьян Семенович Ильинский 17 лет. Читать и петь порядочно не может, катехизиса и священную историю наизусть не знает. В школах не обучался. 21 марта 1822 г. по резолюции Преосвященства Павла епископа Слободско-Украинского и Харьковского определен к сей церкви пономарем. Поведения не худого, не штрафован.
Пономарь Димитрий Иванович Чернявский 24 лет. В чтении и пении не совсем исправен, катехизис и священную историю наизусть не знает. В школах не обучался. В 1821 г. по резолюции Его Преосвященства Павла епископа Слободско-Украинского и Харьковского определен к сей церкви пономарем. Поведения не худого, не штрафован, дома не имеет, скуден.
Вдова дьячка Ефросинья Михайловна Семейкина 37 лет. Живет в собственном доме, содержание получает из своей экономии. К несению трудов способна, а сверх того от консистории получает по 25 рублей в год жалование. Порочной жизни. Дети: Иоанн (7 лет) – за слабым здоровьем учится не начинал; Марфа (16 лет) – не худого поведения.
Умершего священника Фёдора Индутного дочь девица Варвара 19 лет. Живет при брате, священнике этой церкви Артемии Индутном на его содержании. Поведения не худого.
— 28 июля 1825 г. Из рапорта в Харьковское губернское правление: «Его императорского величества указом из оного правления по исполнительной экспедиции от 5 июня за № 21356 ко мне последововшим предписано командировать землемера для отмежевания Змиевского уезда в слободу Верхний Бишкин к тамошней церкви земли в урочище называемым Цыбыра, в место отшедшей под военное поселение, – на что оному правлению имею честь донести, что по случаю откомандировки 9-ти уездных землемеров сей губернии для занятий в военных поселениях в 2-ой уланской и 2-й кирасирской дивизиях и заоткомандированием одного, Ахтырскаго уезда в слободу Хухру для приведения дачи оной слободы в известность по плану генерального межевания командировать некого».
— 1826 г. В слободе Верхний Русский Бишкин проживало старообрядцев 4 мужчин и 4 женщин.
— 1841 г. Государственная крестьянка Мария Брусенцова была насильно обвенчана с государственным крестьянином сл. Верховая Берека Иваном Бекетовым по старообрядческому обычаю. Мать ее Пелагея Брусенцова (урожденная Коренева) и она подали в суд. По проведении следствия с 21 ноября 1841 г. по 10 декабря 1842 г. назначено следствие. Виновными были признаны старообрядцы из сл. Боровой Змиевского уезда, к тому времени оказавшиеся умершими.
— 1844 г. старообрядцы проживающие в сл. Верхний Русский Бишкин приняли православие.
— 23 августа 1852 г. Архангело-Михайловскую церковь посетил архиепископ Харьковский и Ахтырский Филарет.
— 1904 г. Архангело-Михайловская церковь, построена 1777 г., а перестроена в 1810 г. тщанием прихожан и священников, деревянная, однокрестольная. Пахоты и сенокосов 95 десятин. Прихожан: мужчин – 2171, женщин – 2105. Причт: священник, диакон, псаломщик. Жалование священника – 141 руб. 12 коп., диакона – 52 руб. 92 коп., псаломщика – 23 руб. 52 коп. Священник помещается в общественной квартире, псаломщик в собственном доме. Имеется церковно-приходская школа и земское училище. Попечителя нет.
Священник Фёдор Сильванский 26 лет, окончил Харьковскую духовную семинарию по 2 разряду в 1900 г. Священник на этом месте с 1902 года. Должность законоучитель церковно-приходской школы и земского училища.
Диакон Василий Войтов 34 года, уволен из первого класса духовного училища. Псаломщик с 1886 г., диакон с 1896 г., на этом месте с 1903 года.
Псаломщик Митрофан Протопопов 48 лет. Уволен из среднего отделения духовного училища, псаломщик с 1886 г., с 1876 по 1881 г. отбывал воинскую повинность, вновь назначен псаломщиком с 1886 г., на этом месте с 1897 г.
Церковный староста государственный крестьянин Фёдор Волобуев с 1903 г.
— 1915 г. Из Ведомости Архангело-Михайловской церкви. Построена в 1777 г. перестроена в 1810 г. деревянная на каменном фундаменте. Такая же колокольня, устроена отдельно на южной стороне, покрыты железом, окрашены краской. Церковь ветхая, тесная], холодная. Ограда деревянная крепкая. Престол один, празднование 8 ноября. Имеется церковно-приходская школа, в ней 39 мальчиков и 6 девочек. Учительница Елена Николаевна Керенаю. В приходе земская школа, в ней 86 мальчиков, 23 девочки, законоучитель священник. Прихожане собирают деньги на новый храм 7573 руб.
Священник Фёдор Николаевич Сильванский 38 лет, сын священника, окончил курс Харьковской духовной семинарии. 11 июня 1899 г. награжден светло-бронзовой медалью в честь 300-летия дома Романовых. Вдов. Дети: Дмитрий (6.09.1901 г.р.) – обучается в Харьковском духовном училище; Анна (26.10.1903 г.р.) – обучается в Харьковском епархиальном училище для девиц духовного звания; Надежда (31.08.1905 г.р.), Владимир (25.06.1907 г.р.), Антонина (19.02.1909 г.р.).
Диакон Василий Григорьевич Войтов (46 лет) сын псаломщика. По прошению уволен из 2-го класса Купянского духовного училища в 1882 г. С 1903 г. в сей церкви, отбывал епитимию дважды по 1 месяцу. Награжден светло-бронзовой медалью в память 300-летия дома Романовых. Жена Елизавета Лавровна 45 лет. Дети: Елена (26.11.1895 г.р.) — обучается на высших женских курсах; Евгений (13.12.1896 г.р.) – учительница; Клавдия (24.09.1898 г.р.) – обучается в Харьковском епархиальном женском училище для девиц духовного звания; Александр (27.02.1906 г.р.).
Псаломщик Митрофан Матвеевич Протопопов 62 лет, сын дьячка. По прошению уволен из 2-го класса Харьковского духовного училища. Отбывал воинскую повинность в 1876–1881 г.г. (В 1877 г. участвовал в сражении против турок). В Верхнем Русском Бишкине с 10 июня 1897 г. Награжден медалью за первую всеобщую перепись. Жена Улита Никитишна 52 лет. Дети: Анастасия (8.04.1894 г.р.), Василий (31.12.1896 г.р.) – обучается в Харьковской духовной семинарии; Гавриил (13.07.1899 г.р.); Николай (27.07.1904 г.р.).
Дочь протоиерея Матрона Михайловна Котлярова 42 лет, её сестры Анна 41 года и Мария 56 лет. Отец их протоиерей Михаил Котляров состоял священником в этой церкви с 1851 по 1902 г.г.
Заштатная вдова диакона Александра Власьевна Рогальская 72 лет. При этой церкви состоял с 1862 по 1902 гг. её сын Фёдор 41 г. – одержим падучей болезнью.
Церковный староста с 4 января 1910 г. государственный крестьянин Пётр Акимович Лактионов.
Приход: дворов – 567, мужчин – 2270; женщин – 2093.
А.Ф. Парамонов, «Материалы к истории Архангело-Михайловской церкви сл. Верхний Бишкин»
К Лиманским зданиям близка крещатая однобанная Михайловская церковь в селе Верхнем Бишкине – едва ли не самая высокая из всех церквей Слобожанщины. Она имела 42 м высоты, как и лиманские, – четыре залома, а в интерьере – огромные вырезы в три яруса, разделенные между собой лишь одним бревном, что скорее играет роль стяжки. Но ближе всего к Покровскому собору по архитектурно-художественной концепции стояли трибанные храмы в Черкасском Бишкине и Береце. В них так же — три бани имели по два залома и такие же стройные пропорции.
Итак, в Слобожанском деревянном строительстве существовало немало различных типов, которые могли стать основой для собственных решений талантливого мастера.
Логвин Г.Н. «По Украине». — К.: «Искусство», 1968 г., перевод с украинского.
Церковь уничтожена в 1930-е г.г. Предусмотрено воссоздание.
«Достопримечательности Украины», 1999 г., № 1.