Верхнеивкино, урочище. Церковь Троицы Живоначальной.

Церковь Троицы расположена в предполагаемом историческом
центре села, на ровном участке; в настоящее время территория вокруг церкви
сильно заросла высокой травой и деревьями. В нескольких метрах к западу, в
кустах – археологические остатки утраченной колокольни и коридора-перехода
между нею и храмом.

Первое прошение о дозволении
построить в с. Воскресенском каменный храм вместо обветшавшей деревянной
церкви было подано 5 марта 1794 г. По невыясненным причинам храмозданная
грамота была подписана епископом Вятским и Слободским Амвросием только 27
февраля 1797 г.

Строительство велось на средства прихожан в период 1800-1803
гг., а 14 июня 1805 г. от дьякона Самуила Романова епископу Серафиму поступил
рапорт, в котором сообщалось о готовности к освящению Казанско-Богородицкого
придела в теплом храме. В том же 1805 году освятили оба престола в теплом
храме: южный – в честь иконы Божией Матери «Казанская» (29 июня), северный – во
имя Василия Великого (22 октября). Время возведения и архитектурный почерк
здания с большой долей вероятности показывают непосредственное участие в
создании проекта храма вятского губернского архитектора Ф.М. Рослякова.

К началу 1813 г. была произведена штукатурная отделка
интерьера холодной церкви с выполнением заполненных живописью «позлащенных
клейм». Главный Троицкий престол в холодном храме освятили 22 октября 1820 г.
Позолота центрального иконостаса «на полимент», стоившая 7500 руб., была выполнена
в основном на приходские средства.

В 1829 г. церковь заново перекрывается тесом; денежный
дефицит, связанный со сбором средств на продолжение каменных работ, заставил
временно отказаться от железной кровли. Отдельно стоящая каменная колокольня «с
проходом от оной до церкви» была заложена и возводилась с конца мая 1832 г. по
1835 г. Работы по строительству каменной церковной ограды с деревянным
заполнением прясел и десятью торговыми лавками производились в 1836 г. Позднее,
очевидно, лавки достраивались, так как по ведомости 1845 г. их числится восемнадцать.
По сведениям же 1895 г. число лавок отмечается в количестве пяти. Металлическое
покрытие на крышах церкви колокольни появилось летом 1852 г. Позднее, в 1870 г.
в звенья ограды были поставлены металлические решетки, а в переходе от
колокольни к храму постелили опочные половые плиты.

Из старинных и особо почитаемых священных предметов в церкви
находились икона священномученика Власия, полученная от преосвященного
Варфоломея в 1774 г., а так же образ «Сошествия Св. Духа на апостолов» и
деревянный крест, данные в том же году в благословение прихожанам из
Троице-Сергиевой лавры; церковные книги – евангелие 1771 г. и «Гора Почаевская
или Известие о Почаевской Чудотворной иконе Божией Матери». Сохрание в целом
общий архитектурный облик, храм понес утраты: разрушены колонные портики с фронтонами,
украшавшие паперти северного и южного входов, крыша над трапезной и кровельное
покрытие главного объема, полностью утрачено внутреннее убранство трапезной.
Церковь представляет собой кирпичное здание, стены которого снаружи обмазаны
известковым раствором и побелены с добавлением колера, изнутри – оштукатурены.
Памятник отличается цельностью композиции – характерный для творчества Рослякова
пример сочетания традиций барокко, выраженных в архитектурной форме, с
использованием декоративных приемов классицизма в решении фасадного убранства.

Источник:

Скопин Е.Л., Кривошеина Н.В. ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ,
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ. Выпуск 5.
Верхошижемский район. – Киров, 2011. – 288
с., илл.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?