Верхнее Мячково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Верхнее Мячково – село в Раменском районе Московской области, входит в состав Островецкого сельского поселения, расположено у впадения реки Пахры в Москву-реку, на расстоянии 16 км от Московской кольцевой автомобильной дороги. Здесь находится Белокаменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с трапезной и колокольней. Сооружена в духе московского зодчества конца XVII в.
Во второй половине XIV века к великому князю Дмитрию Иоанновичу Донскому в Москву явился сродник Тевризского царя Олбуга (Тевризским царством называли на Руси юг Золотой орды). Он остался жить в Московии и при крещении получил имя Еремий. Его внук Иван Яковлевич, живший приблизительно во второй половине XIV века, получил прозвище Мячка (от слова «мячить» — мямлить, говорить протяжно и неясно). Он стал основателем рода Мячковых. Неподалеку от впадения реки Пахры в Москву-реку Иван Яковлевич Мячка основал село Мячково. Это место славилось залежами белого камня (известняка).
Впоследствии ставший знаменитым белый камень, который в больших количествах добывался на каменоломнях в устье реки Пахры в районе села Мячково, стали называть «мячковским мрамором». Позднее Иван Яковлевич продал село Мячково Островецкого стана великой княгине Софье Витовтовне, в 1453 году княгиня в своем завещании упоминает село как куплю. Новым владельцем стал Юрий Васильевич, внук великой княгини. Разработка белого камня в каменоломнях приносила хороший доход, благодаря чему село Мячково быстро разрасталось. На другом берегу реки появились постройки жилых домов, образовав новое поселение. Так возникло Нижнее Мячково, оно впервые упоминается в документах 1472 года как «другое Мячково, что за рекою», а за старым поселением закрепилось название Верхнее Мячково. Известно, что из «мячковского камня» строили Новоиерусалимский храм (город Истра), который, по замыслу патриарха Никона, должен был превзойти оригинал. Сохранилось описание села, изложенное в «Космографии», русском географическом издании XVII века, в котором сказано: «Близ царствующего града Москвы, в веси, именуемой Мячково, есть гора превелика, все белый камень, зело премножество… и на всякие домовые строения и на палаты и на всякие каменные дела потребный тот камень и на известь. Близ пристани ломают и на иные окрестные грады бесчисленно много отвозят».
По сохранившимся в окладных книгах Патриаршего казенного приказа сведениям, церковь Рождества Пресвятой Богородицы уже в 1680 г. была каменной. До конца XIX в. на церковном кладбище стояла часовня из белого камня с надписью на стене «построена в 1624 году». В 1731 г. был издан указ о починке ветхой каменной церкви и пристройке к ней каменного придела во имя святителя Николая Чудотворца. Строительные работы велись с 1767 по 1772 гг. Позднее построили колокольню. В приделе Рождества Пресвятой Богородицы имелся пятиярусный иконостас из сосны, вызолоченный, с колоннами и резьбой. Царские двери резные, в виде виноградной лозы. Во время Отечественной войны 1812 г. французы на несколько дней заняли Мячково. Церковь была разграблена и осквернена: престолы сдвинуты с места, антиминсы похищены, драгоценные ризы с икон сняты, слюда, покрывающая царские врата, выломана. В 1840 г. причт и прихожане обратились с прошением о пристройке к храму придела пророка Илии. Строительство закончили в 1847 г., и храм освятили. Тогда же были устроены придельные иконостасы. Трапезная с Никольским и Ильинским приделами и шатровая колокольня построены вновь в 1840-1847 гг. К 1858 г. стены и потолки в пристроенных приделах святителя Николая и пророка Илии были расписаны.
В советские времена храм не закрывался. В Ильинском приделе находится одна из главных святынь храма — икона Божией Матери «Страстная». В начале XIX в. ее перенесли сюда из Страстного монастыря в связи с моровым поветрием, нашедшим на окружающие села. С иконой совершались крестные ходы вокруг сел, перед ней служились молебны, и заступничеством Пречистой люди были избавлены от беды. С XVIII в. почитается как чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». Расчищен и восстановлен святой источник в честь иконы Божией Матери «Страстная». Освящен в 2000 г. митрополитом Коломенским и Крутицким Ювеналием. В комплекс источника входят: декоративный шар из искусственного и природного камня, внутри которого по деревянному лотку сливается железистая вода, купальня, бассейн, стела с распятием Христа, два колодца с куполами, крытыми деревянной «чешуей».
http://www.bankgorodov.ru/place/inform.php?id=78211,  http://www.ramblagochinie.ru/bogor.htm, http://svyato.info/

Церковь Рождества Богородицы в с.Верхне-Мячково известна каменной с 1680 г., капитально перестраивалась в 1764-72 гг. на средства прихожан и причта. Трапезная с приделами Илии Пророка и Николая Чудотворца с шатровой колокольней реконструировалась в кирпиче в 1840-1858 гг. по проекту арх. И.П. Лутохина. Представляет ряд храмов «мячковской округи», своей архитектурой восходящих к формам московского посадского зодчества 2 пол. XVII в. (Колычево, Зеленая Слобода). Храм не закрывался. Святыни церкви: образы Божией Матери «Страстной» и «Троеручицы», мощевик с частицами мощей угодников Божиих.
Церковь Рождества Богородицы в с.Верхнее Мячково является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Приложение № 2).
Источники: каталог «Памятники архитектуры Московской области», т.2, М., 1975. Справочник «Подмосковье Монастыри Храмы Источники» М, УКИНО «Духовное преображение», 2008 г.
Кирилл Аминов, 17 марта 2015 г.

По данным окладных книг Патриаршего Казённого приказа, церковь в нач. ХVII в. была уже каменной. До 1887 года на кладбище существовала маленькая часовня из белого камня с внутренней надписью «построена в 1624 году», что свидетельствует о ранней истории храма. О старой каменной церкви никаких письменных свидетельств не сохранилось. Возможно, что часть здания того храма было использовано для строительства новой церкви, сохранившейся до наших дней.
В 1646 году село Верхнее Мячково принадлежало царскому двору Алексея Михайловича: «дворцовое село, у церкви поп Илья, да в селе живут каменщики, ломают белый государев камень и к Москве возят, тягла никакого не несут». Село Мячково на протяжении всей своей истории оставалось в числе дворцовых, а затем удельных владений и являлось центром особой волости. В 1680 году в окладных книгах была сделана запись: «… июля 25 Государево село Мячково церкви Рождества Богородицы поп Кирилл Иванов сказал: та де церковь каменная, строение государево, старое, Пехрянской десятины Ратуева стана». В нач. ХVIII в. село Верхнее Мячково перешло из дворцового ведомства в личное владение А.Д. Меншикова. После смерти Петра I, в 1728 году село вновь возвратилось в казну. В записной книге исходящих бумаг синодального казённого приказа за 1731 год значится: «… 22 сентября запечатан указ о строении церкви, по челобитью Московского Уезда, Пехрянской десятины, дворцового села Мячково старосты и крестьян …, велено в дворцовом селе Мячково каменную церковь ветхую во имя Рождества Пресвятые Богородицы починить, да к настоящей церкви построить вновь каменный придел во имя Николы Чудотворца…». По указу 1731 года основной объём церкви Рождества Богородицы с приделом Николая Чудотворца был поновлён. Клировые ведомости церкви Рождества Богородицы села Мячково называют год строительства 1767. При перестройке основной объём церкви и придел Николая Чудотворца остался незыблем. На северном фасаде храма сохранилась доска, текст которой сообщает: «Построена сия церковь Рождества Пресвятые Богородицы в селе Мячково сего 1772 года июля 5 дня при священнике Стефане Иванове старанием старостою церковным того ж села Мячково крестьянином Ефимом Харитонявым».
Противоречивость данных о строительстве здания церкви объясняется разночтением церковных метрик, которые фиксировали и описывали состояние храма в разные годы ХIХ в. На северном фасаде церкви, на закладной храмозданной белокаменной доске вырезана дата 1772 г. Подлинность этой доски не вызывает сомнений, орфография надписи подчёркивает народность строителей храма. Возведение храма велось при священнике Степане Иванове. В 1781 году, после смерти священника Степана Иванова, в храм был назначен священник Прокопий Никифоров. По данным Московской Духовной Консистории в 1782 году в селе Мячково при церкви Рождества Пресвятой Богородицы числились: предписанный священник Прокопий Никифоров, 42 лет; дьякон Яков Петров, 29 лет; дьячок Никита Алексеев, 30 лет. В конце ХVIII в. село Верхнее Мячково в составе Мячковской волости принадлежало непосредственно царской семье и со времён Павла I управлялась специально созданным Удельным ведомством. В клировой ведомости о церквах и приходах за 1785 год говорится: » Никитской округи Пехрянской десятины село Мячково церковь Рождества Пресвятые Богородицы каменного здания с приделом Николая Чудотворца, в твёрдости. В селе 116 дворов. Оное село дворцовое». В 1812 году церковь Рождества Богородицы была разграблена и осквернена французскими солдатами. Престолы были сдвинуты с места, антиминсы похищены, сняты драгоценные ризы с икон, возведённая сень над Святым престолом сломана, слюда, покрывающая царские врата, выломана.
По данным метрики за 1827 год, в храме были проведены внешние строительные работы местной крестьянской артелью. Клировая ведомость о церкви и приходе села Мячково сообщает следующие сведения: «… церковь Рождества Богородицы, построена 1767 года, тщанием прихожан, зданием каменная с таковою колокольней. Престолов в ней два: в настоящей холодной — Рождества Богородицы, в приделе холодном же — во имя св. Чудотворца Николая». В середине 19 века настоятелем храма Рождества Богородицы был назначен священник Феодор Сахаров, служивший в храме 42 года. Он то и стал инициатором перестройки трапезной, обратившись с прихожанами в 1840 году в Московскую Духовную Консисторию с прошением о строительстве новой трапезной с приделами Илии Пророка и Николая Чудотворца. В июне 1843 года началась перестройка трапезной по проекту архитектора И.П. Лутохина. По данным метрической книги за 1847 год, в ходе строительства были построены два больших с колоннами перестиля, сделаны главы над приделами, для обогревания храма под трапезною была устроена камера духового отопления. Были устроены придельные иконостасы. При перестройке храма мячковские прихожане сами продиктовали архитектору И.П. Лутохину строго следовать «образцу и подобию» внешнего убранства храма.
Архитектурной особенностью церкви являлось соединение древнерусских допетровских традиций и традиций екатерининской и николаевской эпох. Отличительной особенностью оформления внешнего декора храма были кокошники, которые завершали фасад с каждой стороны. Кокошники расположили по три с каждой стороны, этот архитектурный декоративный элемент символизировал солнечные лучи. Строительство вела артель мастеров высокого уровня. Ими в дальнейшем были построены храм Покрова Богородицы в Зелёной Слободе и храм Воскресения Христова в селе Колычёво.
Буклет: «Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Верхнем Мячкове. История и Современность». 2012 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?