Приход был образован из Верхнепаденгской Николаевской пустыни, основанной на месте явления икон Николая Чудотворца и Божией Матери Одигитрии, почитавшихся чудотворными. Впоследствии иконы находились в приходских храмах. В описании прихода конца XIX в. упоминаются выписки из старинных документов протоиерея Шенкурского собора Иоанна Розова (1777-1808 г.г.), по которым известно было, что в 1656 г. существовала пустынь с двумя церквями — во имя иконы Пресвятой Богородицы Одигитрия и свт. Николая Чудотворца.
Церкви были покрыты дертьем с берестой. Священные сосуды в них были деревянные, крест низан жемчугом, покровы для сосудов крашенинные, ризы холщевые, у образа св. Николая пелена атласная. Строители пустыни: монахи — Арсений 1690 г.; Савватий 1702 и 1706 г.г.; иеромонахи — Филарет 1730 г.; Афанасий 1732 г.; Савватий 1748 г.; Косьма 1748 г.; Ианнуарий 1754 г.; монах грек Серафим 1754 г.; иеромонахи — Венедикт 1757 г.; Порфирий 1762 и 1764 г.г.; Матфей 1764 г.
Монастырь был закрыт в 1764 г., вместо него образован приход. В 1718 г., по благословению епископа Варнавы, была построена новая холодная церковь во имя иконы Божией Матери Одигитрии, перестроенная заново в 1869 г. В 1799 г. была построена теплая церковь во имя свт. Николая, вместо ветхой монастырской. На одном из церковных колоколов была надпись: «сей колокол лит в Верхопаденскую Никольскую пустыню прилежанием монаха Лаврентия игумена и вдовы Анны игум. 5 вылит от сотворения 7277».
Священники: Максим Овчинников до 1789 г.; Илия Старостин до 1790 г.; Василий Ульяновский до 4.11.1822; Алексий Ларионов до 1825 г.; Иоанн Кочерин до 1835 г.; Михаил Первушин 1839 г.; Нестор Поромов до 1843 г.; Андрей Галактионов до 1862 г.; Иоанн Келарев 16 мая — 31 октября 1864 г.; Иоанн Кремлев до 1869 г.; Иоанн Глебовский до 15.11.1870; Александр Кононов до 1884 г.; Николай Истомин до 1887 г.; Петр Поликин, Сергий Малевич и Сергий Мануилов до 1894 г. Церковные старосты: Покровской церкви(?) — Матвей Резвый, Николаевской — Василий Селенин 1887 г.
Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2. — Архангельск, 1895. С. 54-57. http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=147
В ХVII столетии в деревне Поташевская существовал монастырь — Николаевская Верхнепаденская пустынь с двумя церквами: Никольской и иконы Божьей Матери Одигитрии. После упразднения пустыни в 1764 г. обе её церкви были обращены в приходские и впоследствии перестроены заново. В настоящее время в деревне сохранилась зимняя Никольская церковь, сооруженная в 1797-1798 г.г. Вторая церковь Божьей Матери Одигитрии, построенная в 1867 г., около двадцати лет назад перевезена в д. Ивановскую (в 30 км от д. Поташевская) и приспособлена под гараж. Оба храма были одноглавыми. Церковь Одигитрии имела колокольню. Территорию погоста окружала деревянная ограда.
Никольская церковь в 1852 г. была поставлена на валунный фундамент; в 1875 г. отремонтирована с заменой значительного количества бревен и обшита тёсом. Тогда же окна её были расширены. В 1897-1898 г.г. в интерьере заменялись полы и печи. Крыша неоднократно перекрывалась.
Деревня Поташевская расположена на вершине пологой возвышенности. Деревянная, на валунном фундаменте Никольская церковь поставлена в центральой части деревни и обращена к улице западным фасадом. Симметричная относительно продольной оси композиция памятника состоит из четверика храма, к которому с востока примыкает более узкая пятигранная в плане апсида, а с запада — равные ему по ширине трапезная и короткая паперть. Здание рублено из бревен, перевязанных в «обло», на апсиде — в «лапу». Верхние части стен четверика храма в настоящее время разобраны до высоты апсиды и трапезной, все сооружение покрыто новой двухскатной крышей и воспринимается как низкий маловыразительный объем. На западном фасаде перед входом, судя по врубкам, существовало крыльцо.
Разобраны завершение храма и крыльцо на западном фасаде. Над всем зданием сделана новая крыша. Сорвана наружная тесовая обшивка. Окно на южном фасаде паперти превращено в дверь. В интерьере полы и перекрытия находятся в аварийном состоянии. Все конструкции здания подвержены гниению.
Никольская церковь — пример деревянной культовой постройки конца XVIII в., сильно перестроенной во второй половине XIX столетия и в настоящее время в значительной степени утративший свой первоначальный облик.
По материалам архива ГАУ «Научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры»; http://arhispovedniki.ru/gallery/