Красив храмовый комплекс села Верхне–Никульское. В него входит Троицкий храм, церковная ограда с воротами и две кирпичные сторожки, расположенные по углам ограды.
Церковь сооружена в 1806 году с тремя престолами: 1) во имя Св. Живоначальной Троицы; 2) во имя Казанской иконы Божией Матери; 3) во имя Святителя и Чудотворца Николая.
Земли церковной 37 десятин, в приходе 38 поселений.
В ныне действующей церкви Святой Живоначальной Троицы села Верхне-Никульское
служил снискавший огромное уважение и любовь прихожан, уже ставший легендой,
священник Павел Александрович Груздев. Биография его хорошо известна в наши дни
благодаря вышедшей в 2004 году книге Н.А. Смирновой (Черных) «Последний старец».
Родился отец Павел в Мологском уезде в бедной крестьянской семье, воспитывался в Афанасьевском женском монастыре. Был репрессирован, прошел лагеря, но не утратил великой любви к людям. К отцу Павлу Груздеву приезжали за советами, моральной поддержкой из самых дальних уголков России. А новорожденных некоузцев даже в годы советской власти считали необходимым окрестить именно в храме Святой Троицы у этого священника, удивительно мудрого и простого в общении. Скончался П.А. Груздев в Тутаеве в 1996 году. В храме Святой Троицы была чудотворная икона Божией Матери «Достойно Есть», привезенная в начале 20 века с Афона монахом Иосифом Мраморным. Ныне этот образ находится в одной из церквей Рыбинска. На кладбыще при церкви села Верхнее-Никульское, с южной стороны храма, находится склеп, где похоронены Николай Николаевич и Андрей Николаевич Глебовы (Н.Н. Глебов городничий в г. Молога). Кажется, сама земля Верхне-Никульского священна, хранит память о людях, связавших свою жизнь с этими красивейшими местами, где так привольно разлилась река Ильдь.
Село Верхне-Никульское имеет многовековую историю. Существует предание, что
село принадлежало неким князьям Солнцевым, ведущим свой род от Рюрика. Якобы в
селе на левом берегу Ильди у этих князей был большой дом с колоннами.
Церковь Живоначальной Троицы каменная, прочная, имеет три престола: летняя – во имя Св. Троицы, зимняя: по правую сторону — св. и чуд. Николая, по левую — во имя Казанской Божией Матери. Построена в 1806 г. на средства прихожан. Часовня деревянная ветхая в дер. Великове.
Церковной земли 37 десятин 1809 кв. саж., два церковных дома для жительства священника и диакона. В ограде церкви по углам 4 каменных, средней величины (9х9 арш.) здания: одно для церковных сторожей, другое — для народной библиотеки-читальни, третье — для кладовой под книги, образа и проч., четвертое — для сборного хлеба. Капитала церковного в билетах 3055 руб.
Прихожан в приходе 1027 муж. пола и 1155 жен. Церковь расположена на горе, близ реки Ильди. В селе В.-Никульском земская народная одноклассная школа, народная библиотека-читальня и церковно-приходское попечительство. Штатный состав причта: священник, диакон и псаломщик, причтового капитала в процентных бумагах 6428 руб.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.
Год постройки: 1806. Закрыт из-за трещин на капитальный ремонт. Открыт и освящён в 1820 г.
Село Верхнее-Никульское Веретейского поселения находится в удивительном по красоте живописном уголке – на берегу Рыбинского водохранилища, с которого открывается шикарный вид на слияние двух рек Ильди и Сутки. В центре села стоит архитектурный шедевр начала 19 в. – Троицкий храм, в котором 32 года служил архимандрит Павел Груздев.
Село Верхне-Никульское имеет древнюю историю, которая уходит корнями в глубь веков, когда эти места принадлежали князьям Солнцевым, ведущим свой род от Рюрика. На высоком левом живописном берегу реки Ильди у Солнцевых был большой дом с колоннами, окруженный парком. На правом берегу Ильди жили крепостные крестьяне. К концу 18 столетия последний владелец земель князь Иван Егорович Солнцев разорился и пропал без вести. Среди крестьян ходили разные слухи о его таинственном исчезновении.
В конце 18 – начале 19 века Верхне-Никульское приобрел граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин – первооткрыватель «Слова о полку Игореве», обер-прокурор Священного Синода и Президент Императорской академии художеств. Мусины-Пушкины вели свой род от Рюрика и были в дальнем родстве с писателем Александром Сергеевичем Пушкиным.
Мусин-Пушкин, купив село начал строить в нем новый храм взамен старого деревянного. Когда точно начались строительные работы – неизвестно, зато известно, что уже в 1806 году храм был построен и освящен. В храме было три престола – в летнем приделе во имя Святой Живоначальной Троицы, в зимнем в честь святителя Николая Чудотворца и Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Но спустя несколько лет в северной стене зимнего храма появились трещины, которые шли через свод до южной стены. Руководство Ростово-Ярославской епархии поставило графа об этом в известность, и Мусин-Пушкин вместе с городничим города Мологи, попечителем этой церкви Николаем Николаевичем Глебовым, чье имение было неподалеку от села, взялись за капитальный ремонт. Но в 1817 году граф скончался, а 1818 году умер и Глебов. Дело быстро переняла супруга Мусина-Пушкина Анна Николаевна вместе с сыном Николая Глебова Андреем Глебовым – подполковником, участником Отечественной войны 1812 года.
К весне 1820 года все строительные, отделочные и живописные работы в храме были окончены, и 4 мая состоялось торжественное освящение. Через несколько лет, когда владельцем села стала семейная чета Щепочкиных, владельцев усадьбы Борок, вокруг храма была построена массивная каменная ограда в стиле позднего классицизма с коваными решетками. А по обеим сторонам от ворот были возведены две сторожки.
Вот как описывается вид храма в книге «Обозрение архиепископом Иоанафаном Ярославской епархии» в 1881 году: «Церковь каменная, пятиглавая, обнесена каменною оградою, имеет в своем холодном отделении один алтарь во имя Святыя Троицы с приличным по белому фону иконостасом и живописными иконами; её стены и своды покрыты красивой живописью и уборкой. Церковь вполне достаточно освещена, отчего все здание становится величественным и благолепным. В теплом отделении храма два алтаря с двухъярусным по кармину иконостасом, в которых нижний ряд икон покрыт апликовыми и частию серебряными ризами, иконостасы приличны, но живопись на потолке и стенах очень потемнела».
Храм имеет органичный архитектурный ансамбль, сочетает в себе элементы московского барокко и классицизма, что редко можно встретить среди сельских храмов. Это редкий пример строго центричного пятиглавого храма, так называемый восьмерик на четверике. Декоративную проработку фасадов можно отнести к «нарышкинскому» барокко.
В 1915 году игумен Иосиф Мраморный – уроженец этих мест подарил Троицкому храму в Верхне-Никульском чудотворную икону Божией Матери «Достойно есть». Эту икону отец Иосиф привез из Греции, со Святой Горы Афон, где нес свое послушание в 1908 по 1913 г.г. Он получил ее в подарок от наместника монастыря за особо ревностную службу. В подаренной иконе вложены частицы мощей мученика Трифона, священномученика Харлампия и преподобного Нила Синайского. На лицевой стороне иконы надпись: «Сия святая икона писана и освящена на Святой горе Афон в русском общежительном скиту Святого Апостола Андрея Первозванного».
Так и жил Верхне-Никульский приход в молитве и трудах. Вокруг села, как центра духовной жизни, сплотилось 23 деревни в единый приход, в том числе усадьба Борок. В советские годы жители села объединились в колхоз, а храм тронут не был. Службы в нем совершались регулярно. Этот храм является одним из четырёх храмов в Некоузском районе, которые не закрывались, сюда приезжали верующие из Брейтовского и Мышкинского районов.
В 1960-м году в село приехал служить отец Павел Груздев – уроженец затопленной водами Рыбинского моря деревни Большой Борок. Он с малых лет рос в монастыре, потом несколько лет был в ссылке в Казахстане, и, вернувшись, принял священство. Этот батюшка известен в современном православном мире как прозорливый старец. О нем и о его жизни в Верхне- Никульском написано множество книг, которые продают в церковных лавках в Москве, Петербурге, на Валааме, Соловках и в Греции. Отец Павел 32 года жил в одной из сторожек при храме в Верхне-Никульском. Сегодня на могилку в Тутаев к архимандриту Павлу едут паломники со всей России, равно, как ехали к нему сотни людей в советские годы сюда, в Верхне- Никульское.
При нем в 1988 году был такой случай. Однажды отец Павел прибирался в летнем приделе храма, и, получив занозу, пошел на улицу её вытаскивать, а в это время обвалился потолок и крыша храма. Из-за этого обрушения до наших дней не сохранились фрески и старинный иконостас.
В настоящее время Богослужения проводятся регулярно. В дни престольных праздников проводится крестный ход вокруг храма. Храм часто посещают паломники.
Информация с сайта Рыбинской епархии, http://rybeparhia.ru/monasteries/nekouzskoe-blagochinie/khram-svyatoy-zhivonachalnoy-troitsy-s-verkhne-nikulskoe.html