С давних лет проживали в Верх-Нейвинском заводе представители Поморского согласия, самого радикального и даже, до какой-то степени, фанатичного. Поморцы, так же как и часовенные, отвергают церковную иерархию, службы у них отправляют избранные на то наставники — мужчины, но есть и такие случаи, когда у тех и у других моления возглавляют женщины, которых именуют старицами. В часовенном согласии, к примеру, теплится надежда на возрождение и восстановление у них «истинного и правоверного священства». Поморцы же в своём вероучении вовсе отвергли всякие мысли о возрождении церковной иерархии как таковой — потому у них и наставников выбирали из мирян, то есть из активных прихожан. Но с течением времени и здесь институт наставничества трансформировался в особый чин служителей поморских часовен. И верующие поморцы своих старцев-наставников, совершающих для них различные моления, стали постепенно признавать не простыми мирскими лицами, а как бы священно-иерархическими. Впрочем, эти наставники у них никем не рукоположены, а значит, и сана духовного иметь не могут.
На Московском Всероссийском поморском соборе в 1909 году совет авторитетных старцев-наставников постановил: «Наших отцов духовных не следует считать простецами, так как и они получают, по избрании приходом, и по благословению другого духовного отца, преемственно передаваемую благодать Святаго Духа на управление церковью». В некоторых поморских общинах староверы уже титулуют своих наставников священниками. Вслед за поморцами, пошли и другие беспоповские согласия, породившие особый класс наставников с правами на священнодействия. Не отстают и часовенные, у которых в сознании и прежде витал священно-иерархический дух, выродившийся со временем в форму самодеятельного духовенства.
В разные десятилетия, начиная с XIX века, Пермская Духовная Консистория ежегодно вела статистический учет по состоянию раскола в губернии, из которого видно, что в середине того же века на территории Верх-Нейвинского завода проживало 99 человек — приверженцев поморского толка.На протяжении долгого времени все свои религиозные обряды старообрядцы-поморцы отправляли в частных домах либо ходили в соседнюю деревню Таватуй, которая ранее была уральским центром поморцев и служила местом паломничества к «святым могилам» старцев Гавриила и Панкратия. С 1858 года таватуйская деревня вошла в состав Верх-Нейвинской волости и прихода, а значит, и жителей завода учитывали вместе с соседними деревнями, такими как: Тарасково, Пальниково и Таватуй.
Из отчётных документов Екатеринбургской Духовной Консистории за 1900 год стало известно о том, что Таватуйская поморская часовня действовала с давних времён, а наставником тогда при ней был некто Макаров, происходящий из Тюменских мещан. Позднее верхнейвинские жители, исповедующие поморскую традицию, каким-то образом получили разрешение от Губернского начальства на строительство своей собственной часовни.
В 1884-1886 годах на земельном участке в районе современной улицы Просвещения ревнители старой веры за свой счет возвели деревянную часовню в честь и память святителя Христова Николы. По архитектуре своей молитвенное здание больше походило на классический храм, так как, вопреки традиции возведения часовен, верхнейвинская моленная была с колокольней. Устроители часовни даже пытались установить на звоннице колокол и по этому поводу писали ходатайство в Духовную Консисторию. Но Екатеринбургским Духовным Правлением все их попытки пресекались, «потому, что компаны суть колокола есть принадлежность православной церкви, а не часовни раскольников». По прошествии времени, вскоре после царского Манифеста о веротерпимости, провозглашённого 17 октября 1905 года, старообрядческой общине всё же удалось установить на звоннице небольшой колокол весом 3 пуда и 35 фунтов.
Источник: «Уральское провинциальное издательство».