Сегодня Спасский монастырь с его храмом Входа Господа Спаса в Иерусалим, как и триста с лишним лет назад, радует глаз гармоничной архитектурой, белоснежными стенами и сверкающими куполами, покрытыми медными листами. Гордо устремлена в небо звонница с новенькими колоколами, полностью восстановлена монастырская ограда с угловыми башнями — она напоминает хорошо укреплённую крепость и даёт представление о былом величии старинной обители.
К сожалению, сведений о том, как возник монастырь и кто его строил, практически не сохранилось. Можно предположить, что основателем монастыря является удельный князь Верейский, Белозёрский и Вышгородский — Михаил Андреевич (ум. 1486), сын удельного князя Можайского Андрея Дмитриевича Донского и княгини Агриппины Александровны Стародубской. В Смутные времена где-то в этих местах на живописных берегах Протвы останавливались на отдых отряды гетмана Станислава Жолкевского, двигавшиеся на российскую столицу. Позже за удачный поход на Москву Жолкевский получит сан великого гетмана Речи Посполитой. Первые же письменные упоминания о монастыре на Протве, связаны с первой половиной ХVII века. Так, одна из царских грамот, подписанная Михаилом Фёдоровичем Романовым в 1627 году, разрешала монахам верейского Входо-Иерусалимского монастыря пользоваться пашнями и ловить рыбу в Протве, пока не будет построен Воскресенский монастырь. Его так и не восстановили, а разрешение действовало ещё долго.
В Верейских писцовых книгах «письма и меры Микифора Неплюева для подъячего Алексея Берестова 7135 (1627) и 7136 (1628) годов» есть упоминание о Входо-Иерусалимском монастыре и его владениях: «Монастырь Вход Иерусалимской на реке на Протве. А на монастыре церковь Вход во Иерусалим Господа нашего Иисуса Христа древяна клецки. А в церкви образы и свечи, и книги, и всякое церковное строение монастырское. Да на монастыре ж келья, а в ней черной поп Корнилей, А около монастыря ограды нет, все пусто, да под монастырем пустошь, что была слободка Служня». В 1677 году старую монастырскую деревянную церковь снесли, а на её месте монахи начинают возводить каменный собор. Строительство его благословил Патриарх Московский и всея Руси Иоаким (Савелов)(1620-1690), которому эти места не были чужды — его род владел сельцом Сивково близ Вереи. Закончилось возведение нового каменного храма в 1679 году.
Точную дату начала строительства храма можно увидеть на закладной доске, вмурованной в одну из стен западного портала. Надпись на закладной доске гласит: «Божией милостью и благословением Великого Господина и Святейшего Иоакима — Патриарха Московского и всея Руси, при благочестивом Государе, Царе и Великом князе федоре Алексеевиче всея Великая, Малыя и Белые России самодержце, зачата сия Богом созданная церковь Входа Спаса во Иерусалим лета 1677, а строена сия церковь при игумене Андриане и при келаре старце Захарии и при казначее старце Иосифе». Выстроенный монастырский храм стал самым большим каменным сооружением в Верее, которая в начале ХVII века, накануне Смутного времени, насчитывала девять православных церквей. Однако у новой церкви имелся один существенный недостаток — она была холодной, как и большинство храмов в те времена. Системой отопления Входо-Иерусалимская церковь обзаведётся гораздо позже.
Спустя приерно четыре десятилетия после освящения, которое состоялось в сентябре 1680 года, игумен Спасского монастыря Павел «с братию» обратился в патриарший Казённый приказ с прошением решить проблему холоного храма. Он просил дозволения переправить в обитель старую деревянную церковь Покрова Пресвятой Богородицы из соседнего села Тропарёво. Дескать, надобность в ней у тамошних сельчан отпала в связи с постройкой в селе новой церкви. Игумен сообщал, что тропарёвский вотчинный князь Алексей Коркодинов, «той церковью поступился», то есть разрешил её разобрать и перевезти в Верею… Прошение было удовлетворено, однако переехавшая церковь оказалась весьма ветхой, поэтому решено было пустить её на дрова. Тогда, а шёл уже 1748 год, новый иеромонах Спасской обители Варсонофий написал челобитную самой императрице Елизавете Петровне, в которой просил разрешения разобрать часть также обветшавшей и местами обрушившейся ограды монастыря, а кирпич пустить на постройку новой тёплой Покровской церкви взамен старой, пустив её деревянные останки на «печение просфор» и на отопление монашеских келий. В качестве одного из аргументов Варсонофий приводил такой: иначе, писал он императрице, кирпич полуразвалившейся ограды монастыря просто растащат местные жители. Чтобы удовлетворить просьбу братии, Елизавета Петровна издала специальный царский указ. Однако спустя всего год следующий иеромонах Спасского монастыря Герман вновь пишет челобитную императрице, в которой сообщает, что за неимением средств ничего сделать так и не удалось, однако, по приказанию епископа Можайского и Волоколамского Серапиона, Покровскую церковь устроили в подклете Входо-Иерусалимского храма, и он — Герман «с братию» — просит высочайшего разрешения об освящении нижней церкви. Разрешение и на этот раз было получено. Нижнюю церковь освятили 20 февраля 1750 года. Такая вот интересная история получилась, в которой поучаствовали первые лица государства Российского.
В 1764 году, 8 марта, императрица Екатерина II подписала указ о секуляризации церковных земель. В рамках этого высочайшего повеления был упразднён и Спасский Входо-Иерусалимкий монастырь, поскольку ко времени выхода указа здесь подвизались всего три монаха, включая игумена, и нескольких служителей. К тому же здания его сильно обветшали и частью разрушились. Некий поручик из Владимира Семён Берсенев составил опись имущества, которым владел монастырь в те годы. В частности, согласно документу, на колокольне имелось шесть колоколов, самый большой из которых весил 35 пудов (573 кг), а на колокольне — «часы боевые», то есть с боем, но, по сведениям поручика, «попорченные». Семён Берсенев тщательно описал все имевшиеся иконы, книги и церковную утварь, а также монастырские постройки: избу «для печения хлеба», амбары «для клажи ржаной и яровой муки», сарай «для становления саней и колясок» и т. д.
После закрытия монастыря Входо-Иерусалимский собор продолжал функционировать, но уже как приходская церковь. Во второй половине ХVIII века Верею охватил бум храмостроительства, связанный по всей видимости, с появлением в городе богатых меценатов. Этому способствовало развитие промышленности и торговли в регионе. Город оказался на пути мощного транзитного торгового потока с востока на запад и обратно. Только одних купцов в городе насчитывалось около тысячи! Во второй половине ХVIII века на средства графини Александры Борисовны Толстой во Входо-Иерусалимском храме был проведён ремонт. Её трудами и заботами нижняя церковь храма — Покрова Пресвятой Богородицы — была приведена в порядок. Сама графиня, её муж Алексей Петрович и их сыновья были похоронены рядом с храмом. Одна из надгробных плит этой семьи сохранилась до наших дней и находится с восточной стороны территории храма. Следует также отметить, что в 1877 году к 200-летнему юбилею верейского храма Входа Господня в Иерусалим Русское Археологическое общество объявило его памятником архитектуры ХVII века. Возможно, во многом благодаря этому на протяжении следующих ста лет в храме периодически проводились ремонтные работы. Так, в 1862 году на звоннице установили шесть новых колоколов. Средства на их отливку пожертвовал местный крестьянин, житель деревни Хрупенки Яков Дмитриев. Но основательный ремонт был проведён в начале ХХ века — в 1907 году. Тогда же впервые со дня постройки храма художники расписали его стены, и эта роспись частично дожила до реставрации 2007 года.
Приблизительно в середине ХIХ века на территории рядом с храмом был построен двухэтажный дом причта. На первом этаже размещались кухня и столовая, на втором — жилые комнаты. Сохранилось описание дома за 1910 год: «Печей русских 5, голландских 3 штуки, крыльцо при доме деревянное, обшитое тесом». У восточной стены храма ранее находилось кладбище, которое было разорено в советское время — надгробные плиты сбросили в глубокий овраг. Уже в наше время настоятель храма отец Роман нашёл некоторые из них и установил на старом месте. Самое древнее — это каменная плита с братской могилы воинов, защищавших Верею во время отступления польского войска из Москвы в Смутное время. На ней стоит дата — 2 января 1613 года. Один из фрагментов этой плиты вмуровали в стену апсиды — получился своеобразный памятник.
Входо-Иерусалимский храм на Протве официально закрыли в 1934 году, хотя, как утверждают местные жители, фактически службы прекратились пятью годами раньше. За годы советской власти церковное здание превратилось практически в руины. До этого храм был разграблен, в том числе исчез весь церковный инвентарь, исчезли иконы с некогда богатого иконостаса… Кого здесь только небыло. В 1930-х годах в помещении размещалась ветлечебница, а перед самой войной — пионерский лагерь. В годы войны взрывная волна от упавшей по соседству бомбы снесла одну из пяти главок, сильно пострадал и барабан, который она венчала. После войны в храме и на прилегающей территории разместили машинно-тракторную станцию, установили токарные станки, на которых вытачивали елочные украшения. Любопытно, что в 1960-х годах областные власти выделили средства на реставрацию, которая проводилась под руководством тогда ещё начинающего архитектора-реставратора Николая Свешникова. Главки покрыли красивым, но недолговечным деревянным лемехом, установили такие же деревянные кресты, привели в достойный вид основное крыльцо, оконные проёмы, цоколь… Увы, в самый неожиданный момент закончились выделенные средства, и работы прекратились. Храм благополучно простоял до 2000 года, когда был передан православной общине.
В 2007 году начались масштабные восстановительные работы, завершившиеся в 2013-м. 17 ноября 2013 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин Великого освящения Входо-Иерусалимского храма. Также владыка наградил людей, чьими усилиями святыня была воссоздана. В частности, благотворитель Михаил Бахтиаров был удостоен ордена Светлого благоверного князя Даниила Московского III степени за то, что полностью на свои средства восстановил сам храм, дом причта, ограду и угловые башни, то есть весь прихрамовый архитектурный комплекс в объёме ХVII века. В 2012 году внутри храма установили деревянное резное изображение Св. Николы Верейского. Икону разместили на том же месте, где изначально до разорения храма находилась прежняя. 14 марта 2012 года состоялось освящение первых восьми колоколов, вес самого большого из которых, названного «Архангел Михаил», достигал 164 килограммов. Но летом того же года на звонницу был поднят ещё более весомый колокол — 700-килограммовый «Благовест». Сегодня прихожан Входо-Иерусалимского храма у ворот встречают замечательные иконы Спаса Вседержителя и Иверской иконы Божией Матери. Их создали художники мастерской церковного искусства «Благовещение» Алексей Жучков и Светлана Темчук. Местные старожилы сегодня с улыбкой вспоминают, что ещё недавно над входом имелась надпись «Пионерлагерь».
Из журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №319, 2018 г.