Верея. Собор Рождества Христова.

Соборная церковь Рождества Христова на Городище заложена в старой деревянной Верейской крепости в 1552 г. по личному указу Ивана Грозного
в честь взятия Казани, а также в знак отличия верейских ратников под
руководством кн. Старицкого при штурме города. В 1730 г. и 1802-1812 гг.
храм значительно реконструировался, что полностью изменило его внешний
облик: пристроена трапезная и колокольня, возобновлены соборные иконостасы, стены украшены живописью венецианского стиля. Храм имел приделы: в трапезной — Никольский, на втором этаже — в честь Владимирской иконы Божией Матери.

По преданию, икона явилась детям, плывущим по р. Протва вскоре после польско-литовского разорения, и была принесена ими в собор. В 1815 г. в соборе был погребен герой Войны 1812 г. генерал И. С.
Дорохов, который освобождал город от французов.

В 1924 г. храм закрыли, в 1918 г. разорили захоронение генерала И. С. Дорохова. В 1999 г. храм возвращен верующим. В настоящее время он восстанавливается. В 2000 г. прошло первое торжественное богослужение, которое возглавил митрополит Ювеналий, впервые зазвучали Рождественские колокола.

В храме устроены престолы: в нижнем храме — главный престол освящен в честь Рождества Христова, придельный — во имя сщмч. Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского; в верхнем храме: главный — в честь Владимирской иконы Божией Матери, в трапезной — во имя свт. Николая и свв. апп. Петра и Павла.

Храмовые святыни: рака с частицами мощей сщмч.
Илариона Верейского, икона с частицей мощей прп. Варнавы Гефсиманского,
древняя икона св. мц. Параскевы Пятницы — в часовне св. Параскевы.

Собор Рождества Христова был заложен в старой деревянной Верейской крепости 15 мая 1552 года. Летописных известий о постройке церкви не существует. О закладке храма сообщала выполненная на меди храмозданная, бывшая, как пишет И.Токмаков «над дверью храма до пристройки и поновления». Она являлась копией другой, более ранней храмозданной, «выполненной на камне обронными буквами». Надпись гласила: «БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ПРИОСВЯЩЕННАГО МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ ВСЕЯ РОССИИ ЗАЛОЖЕНА БЫСТЬ СИЯ ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА В ЛЕТО 7060 МАЯ 15 ДНЯ ПРИ ДЕРЖАВЕ БЛАГОВЕРНАГО ЦАРЯ И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА ВСЕЯ РОССИИ ПОВЕЛЕНИЕМ ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА АНДРЕЕВИЧА И МАТЕРИ ЕГО БЛАГОВЕРНЫЯ КНЯГИНИ ЕФРОСИНЬИ”.
Собор был заложен 15 мая, т.е. накануне казанского похода, участником которого стал семнадцатилетний Владимир Андреевич Старицкий. Дата окончания и освящения собора остается неизвестной. Храм был заложен по указанию царя Ивана Грозного и не единожды им посещался. Церковь неоднократно ремонтировалась и достраивалась, при этом облик ее несколько менялся. В исторических источниках собор Рождества Христова упомянут в Писцовой книге 1625г.: «…а в осыпи соборная церковь Рождества Христова каменна с пределы, а в церкви образы, и книги, и ризы, и всякое церковное строение государево…». Указание на “пределы” говорит о многопридельном храме и позволяет предполагать оригинальную внутреннюю его архитектуру, а именно, собор с приделами “в полатях”.
По дошедшим до нас литературным данным, церковь капитально реставрировалась в 1701 г., была заново освящена, и по ходатайству жителей города ее священником был назначен Василий Григорьев. 18 марта 1729 года соборный протопоп Василий Григорьев с прихожанами подал «доношение» в синодальный Казенный приказ, в котором писалось: «Соборная церковь Рождества Христова изстари построена и обветшала, также на четыре стороны разселась, да в той же церкви два престола вверху и внизу запустели изстари от литовского разорения. Нужны новые престолы утвердить: вверху – престол во имя Пресвятой Богородицы Владимирской, а внизу – во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, и о том указ выдать». В мае того же года императором и Святейшим Синодом было дано разрешение на восстановление церкви. Храм был отстроен в старом виде. После перестройки, 23 сентября 1734 года выдан указ об освящении двух возобновленных приделов, их расположение ”вверху” и ”внизу” подтверждает предположение о том, что храм был выстроен Старицкими “с полатями”. В результате реконструкции собор был разделен на два этажа.
Перестройка 1730-х г.г. была первой капитальной перестройкой собора. Вторая, не менее грандиозная, произошла около 1802г. При этом были пристроены трапезная и колокольня, что изменило весь внешний облик храма. О других многочисленных, но малозначительных ремонтах, подробных сведений нет. Один из таких ремонтов произведен в 1693 г. В этом году в г. Верею ”ко освящению церкви Рождества Христова” выдавался антиминс. Есть предположение, что поводом к обновлению церкви послужила реконструкция иконостаса (в 90-е годы ХУП в. по всей стране взамен древних интенсивно сооружались новые барочные иконостасы). Стены собора хранят вырубленные в них вертикальные пазы от тяблового иконостаса.
После 1812 г. возобновлялись соборные иконостасы. В это время в соборе было уже три придела. Третий – Никольский был устроен в той же трапезной нижнего храма. Поскольку в древнем храме (об этом ниже) было не два, а три изначальных придела, придел Николая Чудотворца мог появиться в соборе еще при Старицких. Согласно местному церковному преданию, храмовая Чудотворная икона Владимирской Богоматери с Николаем Чудотворцем на обороте явилась детям плывущей по реке Протве вскоре после польского разорения и была принесена ими в собор.
Считается, что верхняя церковь Владимирской Богоматери была устроена в честь нее. Однако из доношения 1729 года мы знаем, что придел Владимирской Богоматери был старинный, а явленная после поляков икона – старинной выносной иконой самого собора. Наличие на обороте образа Николая Чудотворца позволяет надеяться, что придел его имени в соборе тоже был издревле. Икона Владимирской Богоматери была местной святыней вплоть до погрома 30-х гг. ХХ в. и стояла наверху, в церкви своего посвящения, в особом киоте. Другой древностью собора Рождества Христова, исчезнувшей в 30-е гг., были резные царские врата нижней церкви. Они пережили все ремонты и поновления и могли также относиться ко времени князей Старицких. Стены обоих этажей собора были украшены фресковой живописью венецианского стиля, принадлежавшей кисти известных художников того времени. В восьмигранном куполе был изображен Господь Саваоф, окруженный ликами Херувимов и верховных Архангелов, на гранях – истребление идолопоклонства, исцеление Иисусом Христом слепого, изгнание из Иерусалимского храма торгующих, прощение приведенной к Иисусу грешницы. Под ними, с правой стороны – избиение Вифлеемских младенцев Иродом, несение Креста, с левой стороны – хождение по водам апостола Петра и убиение святого Стефана. На западной стене по сторонам входа – Всемирный потоп. Отмечаются прекрасно выполненные лики настенной иконописи. В нижнем храме на поддерживающих низкие своды круглых столбах – изображения великих святых. В настоящее время эти росписи утрачены, сохранились лишь фрагменты фресок в куполе второго этажа.
Иконостасы верхнего и нижнего храмов устроены заново после 1812 г., за исключением упоминавшихся выше старинных резных царских врат нижнего храма. Местные иконы все в серебряных ризах. В верхнем этаже иконостас украшали шесть золоченых коринфских колонн. Иконы второго и третьего яруса были подновлены, фон на них вызолочен. Над царскими вратами – изображение великого Голгофского события. Распятый Спаситель изображен в барельефе, справа скорбящая Богородица со святыми женами, Пилат на коне, слева – Иоанн Богослов и Лонгин Сотник, в глубине – два распятых разбойника. Подобное изображение в уменьшенном виде было и над входом в трапезную. С правой стороны – картина Страшного Суда. В верхнем храме, у левого клироса, в богатом золоченом киоте находилась упоминавшаяся выше Владимирская икона Божией Матери. Под иконой на медной доске было записано предание о ее явлении. Рядом с Владимирской стояла икона с изображением всех святых, празднуемых в течение летнего полугода, написанная в чисто греческом стиле. В нижней части иконы врезано несколько серебряных и золоченых крестов с мощами святых. Подобная икона, только со святыми, празднуемыми в продолжение зимнего периода, находилась нижнем зимнем храме.
В 1815г. в соборе был погребен герой войны 1812 г. генерал И.С. Дорохов. В трапезной нижнего храма стоял памятник за железной решеткой с надписью на чугунной плите следующего содержания: «ПОЧТЕННЫМ ЖИТЕЛЯМ ГОРОДА ВЕРЕИ: ЕСЛИ ВЫ СЛЫШАЛИ О ГЕНЕРАЛЕ ДОРОХОВЕ, КОТОРЫЙ ОСВОБОДИЛ НАШ ГОРОД ОТ ВРАГА ОТЕЧЕСТВА НАШЕГО, ПОЧТЕННЫЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ, ТО, ОЖИДАЯ ОТ ВАС ЗА СИЕ ВОЗДАЯНИЕ; ДАТЬ МНЕ ТРИ АРШИНА ЗЕМЛИ ДЛЯ ВЕЧНОГО МОЕГО УСПОКОЕНИЯ ПРИ ТОЙ ЦЕРКВИ, ГДЕ Я ВЗЯЛ ШТУРМОМ УКРЕПЛЕНИЯ НЕПРИЯТЕЛЯ, ИСТРЕБИВ ЕГО ПОЛНОСТЬЮ, И ЗА ЧТО ДЕТИ МОИ БУДУТ ВАМ БЛАГОДАРНЫ». И подпись: «ГЕНЕРАЛ ДОРОХОВ». На надгробной плите были изображены золотой клинок и рукоять меча.
В 1924 г. храм был закрыт и использовался в хозяйственных целях. Еще раньше, в 1918 г. было осквернено и разорено захоронение И.С.Дорохова. По одной из версий, 16 августа 1918 г. в Верее шумел митинг красноармейцев, отправлявшихся на борьбу с белочехами. Единогласно постановили снести памятник царскому генералу. В подклет Рождественского собора вошла группа вооруженных людей. Они отодвинули и сбросили на пол тяжелую надгробную плиту, вскрыли крышку гроба и застыли от удивления: в генеральском мундире передними лежал как бы спящий человек. Но едва один из осквернителей дотронулся рукой до золотого эполета, как одежда и высохшие ткани тела рассыпались в прах, обнажив кости человеческого скелета. Останки генерала были выброшены с высокого откоса над Протвой. Ночью, как передает молва, два пожилых верейских жителя собрали останки Дорохова и тайно их захоронили. Неоднократные попытки реставрации Рождественского собора, которые предпринимались в послевоенный период, до конца не доводились. В настоящее время храм сильно обветшал и находится в аварийном состоянии.
В 1999 г. начались восстановительные работы силами администрации Наро-Фоминского района, предприятий города Вереи и благотворителей. Состоялось учредительное собрание прихожан и образована приходская община во главе с настоятелем собора – иереем Георгием Ашковым. 25 сентября 1999 г. во время расчистки бывшего склепа Дорохова из-под слоев мусора были извлечены части человеческого скелета, фрагменты генеральского мундира, эполет, пояс, детали гроба и эфес сабли. Была изготовлена гробница, и найденные останки были торжественно перезахоронены. До конца 1999 г. был проведен ремонт нижнего этажа собора, храм был приготовлен для совершения богослужений.
Накануне великого юбилея 2000-летия Рождества Христова, в морозный день 26 декабря состоялось торжественное освящение собора митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Его Высокопреосвященство совершил первую Божественную литургию после закрытия собора в 1924 г. В этот же день состоялось торжественное перезахоронение останков генерала И.С.Дорохова. По благословению Митрополита один из приделов нижнего храма посвящен священномученику Илариону, архиепископу Верейскому, ковчег с частицей мощей которого находится сейчас в Рождественском соборе, рядом с восстановленной гробницей генерала Дорохова. В настоящее время собор постепенно возрождается духовно и благоукрашается материально.
В декабре 2000 г. были освящены и зазвучали колокола, пожертвованные благотворителем храма Г.П.Крючковым. Изготавливаются иконостас, киоты, пишутся иконы, совершенствуется клиросное пение. Собор живет богослужебной жизнью.
Источник: Собор Рождества Хриcтова, г. Верея 

Верейское городище, на территории которого до наших дней сохранился древний каменный собор Рождества Христова, называли по-разному — кремлём, крепостью, детинцем. Но это никогда не меняло назначения сооружения — оборонительного. Первые строители очень умело выбрали место- на вершине естественного холма, северный склон которого обрывается к реке Протве многометровой, практически отвесной стеной. Оставалось отсыпать стены в виде подковы с трёх оставшихся сторон, чтобы превратить городище в неприступную крепость. Всё было сделано на славу — земляной вал высотой около семи метров в ширину порой достигал 25 метров. Он и сегодня внушает уважение своей мощью, хотя минуло уже несколько столетий. И пусть сама крепость была невелика — немногим более 300 метров в длину и 100 в поперечнике, — свою роль одной из защитниц юго-западных рубежей Московского княжества она выполняла исправно, являясь к тому же прекрасным укрытием и для посадских людей, живших в окрестностях. Они непременно находили защиту за толстыми стенами во время набегов врагов. Выбрав место, строители в основу вала положили «рубленые стены на горизонтально положенных обожжёных брёвнах с поперечными перерубами». Верхняя и внешняя часть вала были возведены из сырой глины с примесью речного галечника. Валунами диаметром до 40 сантиметров выложили в несколько рядов внутренний склон вала, что по мнению возглавлявшей в 1946-47 гг. экспедицию Государственного исторического музея, доктор исторических наук Лионилла Голубева, должно было облегчить защитникам кремля восхождение на вал, особенно в дождливую погоду. Верея, начиная с середины ХIV века стала играть важную военно-политическую роль, обороняя юго-западное пограничье Московского княжества, вставая на пути прежде всего литовских рыцарей, а также татарских орд. Через Верею проходила одна из древнейших дорог на Москву, по которой из Европы и в Европу доставлялись разные товары.
Каменный собор в центре верейского кремля, как и само городище, историки считают постройкой также древнейшей в этих краях. О том, что заложен он был 15 мая 1552 года, сообщает медная, прикреплённая над дверью табличка (по мнению исследователей, она является копией другой, более ранней, «выполненной на камне»). На ней выгравирован такой текст: «Божиею милостию по благословению приосвященнаго митрополита Макария всея России заложена бысть сия церковь Рождества Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 7060 мая 15 дня при державе благовернаго царя и великого князя Иоанна Васильевича всея России повелением великаго князя Владимира Андреевича и матери его благоверныя княгини Евфросиньи». Имеется в виду царь Иван Грозный и князь Владимир Андреевич Старицкий, которому тогда исполнилось 17 лет и который должен был принять участие в походе на Казань. Скорее всего, именно в честь этого события мать князя и решила построить сей храм. Впрочем, история не сохранила для нас сведений о строительстве храма тех лет. Даты окончания строительства и освящения собора также неизвестны. В древних документах он впервые упомянут в Писцовой книге, датированной 1625 годом: «…А в осыпи соборная церковь Рождества Христова камена с приделы, а в церкви образы, и книги, и ризы, и всякое церковное строение государево…». От древнего здания, заложенного в 1552 году, сегодня сохранились лишь подклет, куда ведёт лестница в середине южной стены собора, а также алтарная часть, в настоящее время опасно накренившаяся и требующая серьёзного ремонта. За долгие годы существования, включая две Отечественных войны — 1812-го и 1941-1945 годов, собор пережил многочисленные перестройки.
Достоверно известно, что собор капитально реставрировали и заново освятили в 1701 году. Однако ремонт продержался недолго — уже в 1729-м тогдашний настоятель Василий Григорьев с прихожанами подал «доношение» в синодальный Казённый приказ с сообщением: «Соборная церковь Рождества Христова изстари построена и обветшала, также на четыре стороны разселась, да в той же церкви два престола вверху и внизу запустели изстари от литовского разорения. Нужны новые престолы утвердить: вверху — престол во имя Пресвятой Богородицы Владимирской, а внизу — во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, и о том указ выдать». Благословение было получено, работы были проведены и завершены осенью 1734 года. Рабочие, сохранив своды так называемых полатей, разобрали старый барабан, столбы и стены приделов, а центральный трансепт перекрыли лотковым сводом с опорою на стены и на сохранённые постаменты всех четырёх столбов. Была разобрана аварийная восточная сторона четверика, а вместо неё по линии восточных столбов возведена новая с тремя алтарными проходами. Прямо под ней, на первом этаже, старая алтарная стена была дополнена ещё одной. Над первым алтарным этажом пришлось надстроить второй. Таким образом, первый ярус древнего собора был превращён в низкую тёплую церковь, а остатки верхнего яруса были полностью перестроены в летнюю церковь с тремя приделами. Местные краеведы утверждают, что внизу стояла печь, труба которой выходила наружу у северо-западного угла. Чтобы можно было легко попасть в верхнюю церковь, с запада была пристроена двухэтажная трапезная. Проход в храм был пробит в древней западной стене. Полы в верхнем и нижнем храме были выложены гжельской лещадью (плиткой) «в шашку». Пол сохранился лишь частично в верхней церкви.
Ещё одну масштабную перестройку провели в 1802 году, незадолго до нашествия наполеоновской армии. В ходе её были пристроены трапезная и колокольня. Именно тогда собор приобрёл нынешний вид. Решено было перестроить трёхчастную апсиду и пробить в ней большие окна — три вверху и два внизу. На новую колокольню подняли большой колокол. Он считался самым большим в Верее. Серьёзно обновили и внутренние интерьеры. Стены верхней церкви расписали новыми фресками в венецианском стиле. Восьмигранный купол украсили изображением Бога Саваофа, окружённого ликами херувимов и верховных архангелов. Изображение дополняли евангельские сюжеты — исцеление Иисусом Христом слепого, изгнание из Иерусалимского храма торговцев, прощение Иисусом Христом грешницы. Ниже шли сцены избиения Иродом младенцев, несение Иисусом Христом Креста на Голгофу, хождение апостола Петра по водам и убийство святого Стефана. На западной стене по сторонам входа художники изобразили библейский всемирный потоп. Не забыли в 1802 году и про нижний храм. Реставраторы заново написали на круглых колоннах, поддерживающих низкие своды, образы великих святых.
Осенью 1812 года французы разместили в старой верейской крепости батальон из корпуса генерала Андоша Жюно, чтобы защищать Смоленскую дорогу, по которой Наполеон должен был возвращаться из Москвы в Париж. Но фельдмаршал Кутузов приказал своему генералу Ивану Дорохову уничтожить французский гарнизон. Приказ был блестяще выполнен, Дорохов при поддержке местных жителей с минимальными потерями выбил французов из города. После окончания войны Иван Семёнович Дорохов прожил всего три года. В своём предсмертном завещании он, уроженец Тулы, написал, что хотел бы быть похороненным в Христорождественском соборе освобождённой им Вереи. Предсмертная воля героя была выполнена. Его прах был захоронен в трапезной нижнего храма, на могиле был поставлен памятник за железной решёткой. После разорения храма французами, иконостасы верхней и нижней церквей пришлось заново восстанавливать. Здесь стоит упомянуть и о священнике собора Рождества Христова Иоанне Никифоровиче Скобееве, который собрав тысячу крестьян Вышегородской волости, с их помощи срыл на земляном валу сделанные французами укрепления, «изыскал во многих домах скрывавшихся неприятелей, сжёг неприятельские ворота, фуры и брички», а также участвовал в организации партизанского движения в Верейском уезде и в освобождении 29 сентября 1812 года города Вереи от наполеоновских войск. Был награждён за это Знаком Отличия Военного ордена Святого Георгия.
Кроме Отечественной войны 1812 года этот храм, как и другие церкви Вереи, серьёзно пострадал в годы Великой Отечественной войны, когда три месяца в городе хозяйничали фашисты (с ноября 1941-го по январь 1942-го). Пережив вместе с городом все исторические коллизии, Христорождественский собор был закрыт в 1924 году большевиками и использовался в хозяйственных целях. С этого момента начались злоключения храма, сопровождающиеся разорением, осквернением и постепенным разрушением памятника, закончившиеся только в 1999 году, когда почти разрушившееся здание передали в лоно Русской Православной Церкви. До этого ни одна попытка отреставрировать собор не была доведена до логического конца. Проходили десятилетия, и храм всё больше ветшал, достигнув аварийного состояния.
Только в 1999 году начала возрождаться приходская община и начались восстановительные работы. А первую за много лет Божественную литургию в соборе возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). Она состоялась 26 декабря 2000 года. В этот же день состоялось Великое освящение собора и торжественное перезахоронение останков генерала Ивана Семёновича Дорохова. В том же декабре были освящены и зазвучали на звоннице колокола, пожертвованные благотворителем храма Г. П. Крючковым. Вскоре были изготовлены новые иконостасы и киоты для образов. Проведено отопление в верхний храм, выполнен большой объём работ по штукатурке внутренних стен. В 2003 году в соборе прошли большие торжества, посвящённые 450-летнему юбилею храма. В 2018 году в строительных лесах стоял восьмерик основного объёма, а в 2020-м — колокольня. Реставрация идёт полным ходом…
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №407, ООО «Де Агостини», 2020

Собор Рождества Христова представляет собой довольно массивное сооружение, построенное по традиционному в православии типу корабля. Трапезная, основной объём и алтарная часть предстают визуально одним целым — двухэтажным зданием, сложенным из красного кирпича. На двухэтажном четверике, фасады которого разделены лопатками на прясла, поставлен высокий восьмерик, перекрытый сомкнутым сводом. На каждой его грани имеется высокое арочное окно. На восьмигранном куполе — двухъярусный барабан, на котором установлена луковичная главка с высоким крестом. Углы граней восьмерика акцентированы пилястрами, карниз украшен тремя рядами поребрика. Такой же карниз у четверика, а вот у трапезной он состоит из пояса сухариков, или дентикул. Трапезная — двухэтажная, с высокими оконными проёмами с полукруглыми завершениями на втором этаже и небольшими окнами — на первом. Апсида трёхчастная, она одной высоты с четвериком и трапезной, что нехарактерно для храмовой архитектуры. С трёх сторон её стены поддерживают контрфорсы. Но самой замечательной составляющей соборного ансамбля является колокольня.
Это монументальное четырёхъярусное сооружение — яркий пример классицистического стиля в храмовом зодчестве. На массивный первый ярус, в котором расположены входной портал и притвор, поставлены три четверика, размеры которых уменьшаются с каждым ярусом. Самый верхний как бы вырастает из купола предыдущего яруса звона и служит скорее барабаном, на котором покоится глава довольно необычной формы. На куполе звонницы с четырёх сторон есть окна-люкарны с фронтонами. Все ярусы (кроме верхнего) колокольни имеют по четыре колонны тосканского ордера с каждой стороны и декоративные фронтоны над арочными проёмами. Карнизы оформлены поясом сухариков и более крупных дентикул. Главный престол собора находится в нижнем храме и освящён в честь праздника Рождества Христова. Там же обустроен придел во имя священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского.
Одна из почитаемых святынь собора Рождества Христова — мощи священномученика Илариона (1886-1929 гг.). Этого человека называют выдающимся иерархом и одним из крупнейших церковных деятелей ХХ века. 24 июля 1998 года состоялось обретение мощей владыки Илариона. В 2000 году на Юбилейном Архирейском Соборе Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Из других святынь собора стоит упомянуть древнюю икону Священномученицы Параскевы Пятницы и икону с частицей мощей преподобного Варнавы Гефсиманского, а также ковчег с частицами мощей различных святых: прп. Макария Калязинского, св. вмц. Анастасии Узорешительницы, прп. Давида Серпуховского, сщмч. Фаддея Тверского, св. архидиакона Стефана. В верхнем храме находятся три престола: главный — в честь Владимирской иконы Божией Матери; в трапезной части — во имя святителя Николая Чудотворца и во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.
Иконостасы верхнего храма оформлены в общей стилистике — белые с золотом, украшенные тонкой резьбой. Слева от главного иконостаса в большом киоте находится Владимирская икона Божией Матери, справа — икона Святой Блаженной Матроны Московской. Солея отделена от остального пространства основного объёма красивой кованой решёткой с затейливой резьбой. Стены верхнего и нижнего храмов собора сегодня просто оштукатурены, но по остаточным фрагментам фресок можно понять, что их украшала живопись венецианского стиля, принадлежавшей кисти известных художников того времени. Росписи сохранились лишь на восьмигранном куполе, видимо, их просто не смогли достать. Пока ещё можно разглядеть изображение Господа Саваофа в окружении херувимов и верховных архангелов в самом центре купола, на гранях — сюжеты из Евангелия. Нижний храм в настоящее время реставрируется. Там находится гробница героя Отечественной войны 1812 года, генерал-лейтенанта И. С. Дорохова.
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №407, ООО «Де Агостини», 2020

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?