Верещагин Василий Васильевич
«В Кремле — пожар!», 1887—1898
Государственный Исторический музей
Среди всех несчастий, которые принесла Отечественная война 1812 года русскому народу, пожар в Кремле являлся едва ли не самым знаменательным. Едва только наполеоновская армия заняла древнюю русскую столицу, один за другим стали вспыхивать пожары, и ничего нельзя было сделать, чтобы этому воспрепятствовать.
Пожары подступали к самому Кремлю и были настолько сильными, что угрожали городу полным истреблением. Разорение, которое несли с собой пожары, было умножено мародерством и грабежами со стороны французских солдат.
Нетрудно представить, какой ужас чувствовал в эти минуты Наполеон. На картине В. В. Верещагина «В Кремле – пожар!» (1887-1898) мы видим императора, стоящего на Кремлевской стене в напряженной позе и с тревогой всматривающегося вдаль – туда, где бушует огненная стихия.
Там горят целые кварталы, клубится едкий дым и сыплются раскаленные искры. Кремль, в котором находится склад пороха, в любую минуту может взлететь на воздух.
Император не может оторвать глаз от страшной картины. Усмирить стихию – выше его сил. Неужели море бушующего огня превратит в груду золы весь город и заставит отступить его, знавшего до сих пор одни победы? Поодаль стоит его свита, и в фигурах маршалов отчетливо читается смятение.
В картине «В Кремле – пожар!» Верещагин выступает не только как художник-баталист, но и как историк и психолог. Композиции картины присуща некоторая театральность, фигуры героев полны экспрессии. Интенсивная огненная гамма, в которой написано полотно, отражает охваченный огнем город.
Придерживаясь достоверности в описании исторических подробностей, Верещагин вносит в свою картину «В Кремле – пожар!» элементы эпического стиля. И в этом произведении художник отражает реалии войны во всем их неприглядном свете.