Верещагин Василий Васильевич
«В Иерусалиме. Царские гробницы», 1884-1885
Холст, масло 202 x 150 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Василий Верещагин был увлеченным путешественником, он побывал во многих странах Европы, Азии, Америки. Известно его утверждение о том, что художнику необходимо «учиться на живой летописи истории мира». В 1884 он посетил Сирию и Палестину. В результате этой поездки появился ряд полотен, посвященных историческим памятникам и архитектурным ансамблям древнего Востока. Художника поразили монументальные циклопические сооружения. Эффектная игра больших масс света и тени, теплых и холодных тонов усиливают таинственность молчаливой ритуальной процессии женщин в белых одеяниях, выполняющих древний обряд. В картине проявляется важнейшая особенность верещагинских полотен – «хоровое начало» (по замечанию В. Стасова и И. Крамского). «Хор» картины В. Верещагина – это содружество людей, сплоченных общей судьбой, религией, миропониманием. И это позволяет художнику создать в картинах мир тихий, цельный и понятный.Столешников переулок.