Верещагин Василий Васильевич «Парламентеры. «Сдавайся!», 1873

Верещагин Василий Васильевич
«Парламентеры. «Сдавайся!» – «Убирайся к черту!»», 1873
Холст, масло 58,7 х 74,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Летом 1868 и 1869 годов Верещагин совершил путешествие по Семиреченскому краю и вдоль китайской границы. Отсюда он вернулся со множеством этюдных набросков, на основе которых продолжил работать над Туркестанской серией уже в Мюнхене. Остросюжетные эпизоды, вдохновившие художника на создание картин, описаны им в очерке «На китайской границе» (1869). В то время на российско-китайских рубежах часто случались военные конфликты из-за набегов на русские гарнизоны и поселения. В качестве ответной меры русское командование посылало отряды казаков, которые разбивали неприятеля и в качестве трофея нередко отбивали стадо баранов.

На картине изображен момент, когда на обратном пути русские солдаты внезапно были оцеплены и парламентеры предлагают им сдаться в плен. Окружив свою добычу плотным кольцом, казаки готовы отстреливаться до последнего патрона. Верещагин был участником этого события и вспоминал ту «жуткую минуту» нападения, как «всё кругом дрогнуло, застонало и, потрясая шашками и копьями, понеслось на нас!». Эта атака легла в основу таких полотен, как «Нападают врасплох» (1871) и «Окружили-преследуют» (в 1874 уничтожена автором), а картина «Парламентеры» является отчасти продолжением общей сюжетной линии.

Изображенная сцена окружения русского отряда не укладывалась в рамки официальной батальной живописи. Верещагин избегал ненужной патетики и восхваления высших военных чинов, признавая истинным героем боевых сражений простого солдата, как в победах, так и в поражении. В круговой композиции на первом плане доминируют крупные фигуры среднеазиатских парламентеров, неисчислимая вражеская конница стремительно надвигается со всех сторон к центру, где едва различима горстка русских солдат. Для передачи яркого образного впечатления Верещагин прибегал к художественному обобщению, «заимствовал из него только нужное, наиболее характерное», по его словам. Верещагин признавался: «…немало пришлось потом слышать нареканий за то, что картины мои – небывальщина, ложь, клевета на храброе туркестанское воинство и т.п.». Однако именно новаторство художника в Туркестанской серии, особенно в области батального жанра, вызывало большой интерес как у российского, так и у западного художественного мира.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?