Верещагин Василий Васильевич «Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль»

Рубрика «Малоизвестные шедевры Третьяковской галереи». Верещагин Василий Васильевич «Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль», (1888). В декабре 1887 года Верещагин вернулся в Россию спустя долгое время проживания в Европе. С большим интересом он принялся изучать памятники национального зодчества, создал проект фасада Верхних торговых рядов на Красной площади, построил дом-мастерскую в русском стиле на окраине Москвы, за Серпуховской заставой. Вскоре художник отправился в путешествие по русским городам, посетил Ростов, Кострому, Ярославль, Макарьев. Он писал архитектурные этюды, собирал предметы декоративно-прикладного и народного искусства, публиковал очерки в защиту памятников древнерусского деревянного зодчества и монументальной живописи.

Вдохновленный древнерусской архитектурой, Верещагин опубликовал в газете «Московские ведомости» от 30 апреля 1888 года «Обращение к москвичам» с призывом перестать «строить дома с римскими фронтонами, колоннами, пологими крышами», а начать украшать их изразцами или раскрашивать «по образцу старых теремных построек».

Одно из самых сильных впечатлений от поездки художник получил в Ярославле, где провел несколько недель, заваливая гостиничный номер русскими кокошниками, иконами, рукописями, монетами и оружием. В это же время он работал над живописными этюдами церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, подлинной жемчужины ярославского зодчества XVII века. Исключительное сюжетно-иконографическое богатство фресок этого храма не имеет мировых аналогов, о чем писали историки искусства уже во времена Верещагина.

Изображая паперть толчковской церкви, Верещагин передает дивное узорочье росписи, сплошным слоем покрывающей стены. Образы сидящих и беседующих паломников мастерски объединены общим тональным звучанием с окружающими фресками. Четкий ритм двухцветных плиток задает перспективу в глубину пространства арочных проемов.

Уже в ноябре 1888 года художник представил «русский дух» и «национальный колорит», по выражению американской прессы, на нью-йоркской выставке, следуя принципу одновременного показа собственных работ и подлинных предметов старины под звуки музыки российских композиторов.

Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?