Верещагин Василий Васильевич «Огнепоклонник. Бомбей»

Рубрика «Малоизвестные шедевры Третьяковской галереи». Верещагин Василий Васильевич «Огнепоклонник. Бомбей» (1874-1876). Приятного прочтения! Во время своего путешествия по Индии (1874–1876) Василий Верещагин останавливался в Бомбее дважды: весной–летом 1874 года, сразу по приезде, и в марте 1876 года, перед отъездом в Европу. Его привлекало многообразие индийских религиозных общин. Одну из них представляли парсы («парси», «парсисы»). Парсы – «огнепоклонники» – последователи зороастризма, переселившиеся из Персии, отчего и получили говорящее название. Они ассимилировали в Индии и стали довольно влиятельным, сплоченным и богатым сословием, сохранившим самобытные традиции и веру. «Огнепоклонники» всегда поддерживали огонь в алтарях храмов, куда не допускали представителей других религий. Сохранение неугасимого ритуального огня в течение всей своей жизни и было основной задачей парса-жреца. Этот сан переходил по наследству. Однако парсы названы «огнепоклонниками» условно, огонь является лишь символом творца Вселенной. Представители общины одинаково почитают все четыре стихии.

Верещагин был лично знаком с одним из влиятельных парсов в Бомбее. Из того же сословия происходил и переводчик художника, сопровождавший его в путешествии по горному княжеству Сикким. Возможно, именно это позволило живописцу посетить ритуальную «дакму» – «башню молчания» в пригороде Бомбея, в момент проведения закрытого погребального обряда. Богатые индийцы, как правило, кремировали умерших, бедные опускали усопших в воды Ганга или других священных рек. Парсы же, считая, что «нечистый» труп оскверняет как священный огонь, так и священную воду, оставляли тела умерших на растерзание грифам в уединенных «башнях молчания». «Тело располагают на наклонной железной решетке, идущей кругом стен; птицы быстро поедают мясо, а кости сбрасываются в глубокую яму в центре. Когда яма наполняется до верха, башню закрывают, и отсутствие птиц наверху свидетельствует тогда о “безжизненности” этого оригинального кладбища…», – вспоминал Верещагин, написавший этюд «башни молчания».

Запечатленный на портрете «огнепоклонник», вероятно, близкий знакомый художника, поскольку осторожные парсы редко допускали иноверцев в свою обособленную общину. Взгляд седобородого парса внимательный и чуть недоверчивый. Мужчина облачен в нательную рубаху, поверх которой надет кафтан, голову его покрывает традиционный тюрбан. Религия играла в жизни парсов значительную роль, и священник или жрец занимал в сообществе высокое положение. Очевидно, это и привлекло художника, избравшего хранителя ритуального огня моделью для портрета.

Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?