Верещагин Василий Васильевич
«Караван яков, нагруженный солью, около озера Цо-Морари, на границе Западного Тибета», 1875
Холст, наклеенный на холст, масло 28 х 41 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В июле 1875 года путешествующий с молодой женой по Индии Верещагин продвигался со стороны Ладакха к границе Тибета: «К Тибету я подъезжал с двух сторон: со стороны Сиккима… и со стороны Ладакха, от соленых озер которого лежит путь прямо в сердце Тибета… Местности Тибета неодинаковы: очень высокие хребты, с глубокими, крутыми, едва пропускающими горные потоки долинами — с юго-восточной части, т. е. со стороны Сиккима, и широкие равнины с пастбищами — со стороны Ладакха…», – вспоминал художник. Средняя высота равнинных плато – около 4000 метров. Местность славилась соляными озерами. Соль на местном наречии – ладакхи, отсюда и название местности Ладакх. Из богатого соляными озерами Тибета караваны вывозили в основном соль. Жена художника Елизавета Кондратьевна писала в записках о путешествии, что соль шла в Лэ, в магазины раджи, продававшего ее потом монопольною системою, как и в большей части независимых владений Индии.
Путешественники посетили горное озеро Цо-Морари («Горное озеро»), на берегу которого находились крупные солеварни. Это озеро и запечатлел на своем этюде Верещагин. Предположительно, произведение было начато на берегах другого соляного озера – Бангонг Цо. Но, по воспоминаниям жены художника, Верещагин не окончил там этюда из-за разбушевавшейся песчаной бури.
Художник вспоминал о необычных для европейца ярких красках природы, поразивших его в Индии. Он пытался максимально точно передать на холсте удивительную голубизну неба, глубокую нереальную синеву соленого озера, слепящий глаза песок. Некоторые европейские критики впоследствии упрекали Верещагина в излишней декоративности красок на его индийских этюдах. Между тем сам живописец вспоминал, что для него было важно максимально следовать натуре, отражая на холсте особенности восприятия индийской природы «европейским» взглядом.
Движущийся по диагонали на зрителя караван на этюде, очевидно, спускает с тибетских плато соль. Художник улавливает и передает ритм этого движения, отчего изображение не выглядит застывшим. С этнографической точностью и вниманием путешественника-первопроходца художник запечатлевает на холсте представителей горного племени чангпа за их привычным делом и в повседневной одежде. Чангпа – кочевники, разводящие скот: яков, лошадей, овец. Яки, по словам художника, были незаменимы в горах. Они давали жирное молоко и на крутых спусках и горных перевалах были максимально осторожны, никогда не срываясь в пропасть и не теряя седока или поклажу.