Вербилки. Церковь Александра Невского.

Сельцо Вербилки издавна находилось в Дмитровском уезде Московской губернии. Хотя ближайшим храмом к Вербилкам (3 км) был Козлов погост с церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи (ныне село Ново-Гуслево), но он находился уже во Владимирской епархии, а жители фабричного села относились к приходу церкви Вознесения села Нового, ныне села Ново-Никольского на Дубне, до которого было около 6 км.
Население Вербилок росло, и возникла необходимость в своей церкви. Есть сведения, что среди требований к М.С. Кузнецову во время забастовки 1905 года рабочие выдвинули и постройку православного храма. Кузнецов и его окружение из фабричной администрации принадлежали к старообрядчеству, часть к поповскому согласию, часть – к беспоповскому. Матвей Сидорович устроил близ берега Дубны старообрядческий молитвенный дом, о котором сохранилось мало сведений.
На основании Указа Московской Духовной консистории от 8 марта 1894 года священнику Василию Протопопову из села Нового разрешили совершать в Вербилках всенощное бдение, и с этого года службы совершались в здании фабричной школы. В этой школе приходским священником велось преподавание и Закона Божия. В 1903 году администрация фабрики построила особое здание для школы, а всенощные бдения продолжались совершаться в здании старой школы. Затем они прекратились из-за ветхости здания.
Фабричные рабочие, привыкшие к всенощным бдениям и требам, были опечалены и обратились к директору фабрики Александру Николаевичу Соколову с просьбой построить православный молитвенный дом. Летом 1911 года постройка началась, и к сентябрю того же года деревянное здание было готово. Соколов, видимо, как старообрядец не испросил благословения епархиальных властей на строительство. Поэтому местный благочинный, протоиерей Георгий Гусев и новый священник села Нового отец Алексий Флерин были удивлены, увидев молитвенный дом в Вербилках. Возникло подозрение, что он построен для старообрядцев. Но подозрение вскоре рассеялось.
Здание молитвенного дома было устроено с разрешения Дмитровской Земской управы. Духовный следователь 6-го округа Дмитровского уезда священник Александр Успенский Троицкой церкви села Ольявидова сообщил в консисторию, что он осмотрел здание в присутствии отца Алексия Флерина и фабричного урядника Чунина. Икон в молитвенном доме никаких не было (одни голые стены), тем более что постройка была окончена совсем недавно. Богослужения в нем еще не совершались.
Отец Александр сделал подробные замеры здания. Кроме того, в деле 1911 года имеется чертеж здания, но, к сожалению, имя автора проекта неизвестно. Молитвенный дом имел в длину 24 аршина (17 метров), не считая пятигранного алтаря, который имел в длину 2 метра. Ширина здания – 18 аршин (почти 13 метров). Внутреннее пространство размером около 12 на 16 метров не имело никаких опорных столбов и не имеет их до сих пор. Немного скругленный свод столь значительной площади держится без опор благодаря оригинальной конструкции стропил. Высота здания – 4 с лишним метра.
В своем прошении об освящении молитвенного дома на имя митрополита Московского Владимира (Богоявленского, священномученик) рабочие писали: «При фабрике в настоящее время постоянно живут до 1200 душ обоего пола, кроме семейств, православного исповедания… Так как фабрика, на коей мы жительствуем, отстоит от нашей приходской церкви (при с. Ново-Никольском) в 6-ти верстах, следствием чего является то прискорбный факт, что православное население сравнительно редко посещает свой приходской храм».
8 декабря 1911 года было вынесено следующее Определение: «Так как здание, предполагаемое для молитвенного дома, уже выстроено, то, признавая полезным для православного населения существование молитвенного дома, разрешить выстроенное здание обратить в молитвенный дом, для чего предписать благочинному осмотреть оное здание и преподать строителям советы, какия иконы и подсвечники должны быть… и за сим освятить оное и дозволить совершать в нем приходскому причту все те богослужения, какия вообще позволительно совершать в молитвенных домах, а самый молитвенный дом писать в клировых ведомостях приходской (т.е. Ново-Никольской) церкви».
Молитвенный дом стал храмом благоверного князя Александра Невского в 1916 году. Первым служителем был отец Михаил Богоявленский. До этого он служил в церкви в Козлове и был законоучителем в вербилковской школе. После того, как дом Богоявленских сгорел но неосторожности одной из служительниц, отец Михаил вернулся в Козлово, а в Вербилки прислали нового священника – отца Дмитрия Копытина. После Вербилок он служил во Введенском храме в селе Орудьево. В войну он был репрессирован и сослан, вероятно, на Соловки.
В 1922 году талдомская газета «Крестьянин и рабочий» (№20) писала: «На Кузнецовской фабрике иконы до сих пор висят. Висит громадная икона в конторе, еще больше по отделениям фабрики… Не фабрика, а целый иконостас. Конечно, старое заводоуправление в этом виновато, а больше всего виновен в этой икономании бухгалтер фабрики Лука Лебедев. Служит он около 35 лет на фабрике, а поэтому и думает по-старому, и порядки у него старые. Когда он приходит в контору, то служащие сейчас же вытягиваются в струнку, затем читается молитва, и потом садятся работать». Лука Лебедев был старообрядец-беспоповец. 8 ноября 1922 года местком постановил иконы снять.
Но Вербилковский храм продолжал действовать. К концу нэпа и началу коллективизации ситуация обострилась, и церкви стали усиленно закрывать. В 1929 году газета «Кустарный край» (№33) напечатала: «Вербилковскую церковь посещают исключительно старики и старухи. Помещение она занимает большое и хорошее, когда ясли ютятся в крошечной комнатке. Комсомольская организация на общем собрании молодежи высказалась за закрытие церкви и передачу ее под ясли. Предложение принято…»
6 декабря 1929 года на общем собрании в Вербилковском клубе якобы все высказались почти единогласно (против одного или двух голосов) за закрытие церкви и передачу под культурно-бытовое помещение.
В это время здесь служил третий священник, отец Иоанн, о котором сохранились смутные сведения, что когда закрывали храм, он отрекся от сана, жил до войны в Вербилках и работал на заводе. Из газет известно, что в 1930 году священник еще возглавлял одну из похоронных процессий, но в начале следующего года, еще до закрытия храма, священника в храме уже не было.
В 1931 году голоса о необходимости закрытия Вербилковского храма не стихали, но Кимрский (Вербилки и Талдом на короткое время входили в Кимрский округ) окружной исполком задерживал дело. Это связано со статьей Сталина «Головокружение от успехов», где признавалось, что рядовых верующих записывают в эксплуататоры лишь за их убеждения. Борьба с религией в эти годы продолжалась осторожнее.
Известно, что церковь была закрыта к концу 1931 года, и в ней устроили детский сад на 80 детей. Иконы выносились из храма, складывались на берегу Якоти и сжигались. Сняли кресты, разобрали купол, сделали солидную пристройку со стороны паперти. Зимой 1958 года детский сад переехал в новое здание, а в этом разместился санаторий-профилакторий для ослабленных детей. Но прежде был сделан небольшой ремонт. Разобрали алтарь и с этой стороны выстроили закрытые веранды-спальни. Внешний вид здания полностью изменился. Если до этого в нем еще узнавалась церковь, то теперь оно превратилось в обычное длинное здание прямоугольной формы. Капитальный ремонт, начатый в конце 80-х годов, еще более изменил внешний и внутренний вид здания. Перекрыли крышу, исчезла ее сферичность, сделали кирпичную пристройку.
В ноябре 1996 года но благословению митрополита Ювеналия в Вербилках вновь был открыт православный приход, которому 1 апреля 1997 года передали здание бывшей церкви. Силами прихожан и администрации поселка был произведен ремонт. На праздник Пасхи состоялась первая служба во вновь открытом храме. Теперь богослужения проводятся регулярно, и постепенно здание приобретает свой прежний вид.
При храме действует воскресная школа, где проводятся занятия по Закону Божию. В приходской библиотеке около 250 книг.
Информация предоставлена настоятелем Храма Архангела Михаила в г.Талдоме Московской области священником И. Шугаевым

Церковь приходская, в фабричном посёлке, построена в 1912-1913 гг. на средства прихожан в псевдорусском стиле с элементами модерна. Деревянная. Обшита тесом. Композиция осевая. От первоначального здания уцелел основной прямоугольный сруб, прорезанный широкими окнами в модерновом духе. Изначальное венчание здания не сохранилось, с востока, запада и северо-запада сооружены новые пристройки. Единственный престол Александро-Невский, иконостас конца 1990-х гг. Возвращена верующим в 1997 году, реставрационные работы не проводились.

До 1912 года православного храма в Вербилках не было. Был старообрядческий молельный дом. Православные жители Вербилок являлись прихожанами Вознесенской церкви в селе Новом. Священник этой церкви преподавал Закон Божий в трехгодичной фабричной шкоде в Вербилках. В 1912 году стали строить православный храм в Вербилках. Его строили по просьбе рабочих на народные пожертвования. Есть сведения, что из заработной платы рабочих вычитали какую-то сумму на церковь. Строительство разрешила Анна Матвеевна Соколова, в чьей собственности находилась вся земля в поселке. Церковь начали строить в очень красивом месте. В поселке у реки Якоть находилась большая зеленая площадка треугольной формы, ничем не застроенная. От нее наискосок к заводу шла аллея, обсаженная березами. На одной стороне этой площадки, по центральной улице строили школу. По другой ее стороне — по Почтовой улице — стали строить храм. Церковь была довольно большая, деревянная, по словам очевидцев очень красивая, бело-голубая, светлая, с нарядным куполом и красивым звоном. Рубленый пятигранный алтарь выходил на Почтовую улицу, с которой была калитка для входа. Главный вход был с противоположной стороны, со стороны паперти, которая выходила на березовую аллею. Из притвора в храм вели высокие двустворчатые дубовые двери с блестящими массивными ручками. Двор церкви, необыкновенно чистый и зеленый, был огорожен белым забором.
Церковь открылась в 1916 году. Первым служителем был отец Михаил Богоявленский. До этого он служил в церкви в Козлове и был законоучителем в вербилковской школе. После того, как дом Богоявленских сгорел по неосторожности одной из служительниц, отец Михаил вернулся в Козлово, а в Вербилки прислали нового священника — отца Дмитрия Копытина. После Вербилок он служил во Введенском храме в селе Орудьево. В войну он был репрессирован и сослан как будто бы в Соловки. Ему помогали некоторые из бывших певчих, посылая посылки. Третий священник, отец Иоанн, когда закрывали церковь, отрекся от своего сана, жил до войны в Вербилках и работал на заводе.
Церковь была закрыта в конце 20-х годов. Иконы выносились из храма, складывались на берегу Якоти и сжигались. В церкви было решено устроить детский сад. Сняли кресты, разобрали купол, сделали солидную пристройку со стороны паперти. Зимой 1958 года детский сад переехал в новое здание, а в этом разместился санаторий-профилакторий для ослабленных детей. Но прежде был сделан небольшой ремонт. Разобрали алтарь и с этой стороны выстроили закрытые веранды-спальни. Внешний вид здания полностью изменился. Если до этого в нем еще узнавалась церковь, то теперь оно превратилось в обычное длинное помещение. Капитальный ремонт, начатый в конце 80-х годов, еще более изменил внешний и внутренний вид здания. Перекрыли крышу, исчезла ее сферичность, сделали кирпичную пристройку. В ноябре 1996 года по благословению митрополита Ювеналия в Вербилках вновь был открыт православный приход, которому 1 апреля 1997 года передали здание бывшей церкви. Силами прихожан и администрации поселка был произведен ремонт. На праздник Пасхи состоялась первая служба во вновь открытом храме. Теперь богослужения проводятся регулярно, и постепенно здание приобретает свой прежний вид.
http://alaz.moy.su

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?