Вера Николаевна Рохлина (1896-1934)

Вера Николаевна Рохлина (1896-1934). Родилась в Москве в 1896 году в семье русского и француженки. Художественное образование получила в Москве в школе-студии Ильи Машкова, который считал ее одной из своих самых талантливых учениц. Позже Вера продолжила обучение в Киеве, где в 1918 году занималась в студии Экстер. Александра Экстер, будучи лично знакома с основоположниками кубизма Пабло Пикассо и Гийомом Аполлинером, оказала большое влияние на Веру Шлезингер не только как художник – приверженец этого течения, но и как личность, обладающая колоссальной внутренней свободой – и творческой, и жизненной. Под влиянием Экстер выполнены первые творческие работы Рохлиной, но картины ученицы, по признанию историков искусства, были более тонкими и по цветовой гамме ближе к манере Сезанна.
В 1918–1919 Вера Шлезингер участвовала в 24-й выставке Московского товарищества художников, 2-й выставке картин Профессионального союза художников-живописцев, Выставке картин и скульптуры художников-евреев и 5-й Государственной выставке картин «От импрессионизма до беспредметности».
В 1918 году Вера выходит замуж за г-на Рохлина, о котором не сохранилось сведений, и в 1919 уезжает из России, два года проводит в Тбилиси, а в 1921 эмигрирует во Францию и впоследствии принимает французское гражданство. Сначала Вера с мужем временно поселились в доме у родственников ее матери в Бургундии. В 1922 году они переехали в Париж, где в это время обосновалась большая русская община, с которой художница тесно общалась. Вера с мужем поселились неподалеку от Монмартра, на улице Гамбург (с 1922 года – улица Бухарест) в доме 12.
С 1922 года Вера Рохлина уже экспонировалась в Осеннем салоне (с 1924 – в русской части), Салоне Независимых и Салоне Тюильри под именем Vera Rockline. Ее работы пользовались успехом, о художнице заговорили критики и пресса, некоторые из картин художницы даже были удостоены премий. Оценили творчество художницы по достоинству и во французской интеллектуальной среде. Журналист, писатель, художественный критик и куратор Музея Пти-Пале Раймон Эсколье (Raymond Escholier, 1882-1971) назвал серию обнаженных женских образов Рохлиной «симфонией плоти». Пройдя через увлечение импрессионизмом и кубизмом, в начале 1930-х годов Вера Рохлина разработала свою собственную манеру, которая, по мнению авторитетного художественного журнала «L’Art et les Artistes», была «художественным равновесием между Курбе и Ренуаром».
Один из поклонников художницы – знаменитый кутюрье Поль Пуаре, приобрел две ее работы и помогал Вере в пропаганде ее искусства, он же познакомил Рохлину с французским поэтом и любителем искусства Шарлем Вильдраком (Charles Vildrac, 1882-1971) и помог организовать персональную выставку в его Галерее в 1924 году, а также написал предисловие к каталогу для этой выставки.
Новой ступенью развития стал для Веры Рохлиной 1927 год. В это время она приобретает престижный статус члена Общества Осенних салонов и, выйдя из-под опеки мужа, переселяется на Монпарнас, на улицу Браун-Секар,2. Обретенная самостоятельность и материальная независимость совпали с художественной эволюцией Рохлиной: ее манера становится более легкой и свободной, во многом близкой технике импрессионизма, а палитра – светлой, с преобладанием ренуаровских «жемчужных» оттенков. Меняется и социальное позиционирование мастера – она настойчиво ассоциирует себя с «женской» темой, вступает в Общество женщин-художниц и тесно общается с коллегами, в частности, Зинаидой Серебряковой, а среди ее картин в это время полностью преобладают изображения обнаженных и женские портреты. В это время ею написан и портрет З.Е.Серебряковой. Дружеские отношения Вера также поддерживает с семьей Александра Бенуа.
У художницы прошел ряд персональных выставок в галереях Парижа: Vildrac (1925), Bernheim (1926), La Boetie (1930) и Barreiro (1932, 1933). С 1933 года она являлась членом художественной секции при Союзе деятелей русского искусства во Франции.
4 апреля 1934 года, в расцвете творческой деятельности в возрасте 38 лет Вера Рохлина покончила с жизнью. Она похоронена в городке Recey-sur-Ource в департаменте Côte-d’Or в Бургундии.
Мемориальные выставки состоялись в галерее Barreiro (1934, 1936), на Осеннем салоне и салоне Тюильри (1934). В 1935 работы экспонировались на выставке «Femmes artistes modernes». Ретроспективная выставка состоялась в Париже в 1984 году в галерее Drouart. В 1991 году работы художницы были выставлены в галерее Макассар (Galerie Makassar-France).
В конце прошлого столетия имя Веры Рохлиной было практически забыто. Однако в начале 2000-х ее творчество стало привлекать серьезное внимание специалистов и коллекционеров. В 2002 году в Музее Монпарнаса на грандиозной выставки «Женщины Монпарнаса» («Elles de Montparnasse») работы Веры Рохлиной были представлены вместе с такими мастерами как Тамара Лемпика, Мари Лорансен, Хана Орлова, Соня Делоне и Наталья Гончарова. В июне 2008 года на аукционе Кристи (Christie’s) в Лондоне ее картина «Картежники» (1919) была продана за 2 миллиона фунтов стерлингов, превысив эстимейт в восемь раз. В настоящее время работы Рохлиной пользуются большим спросом и успехом на аукционных торгах. Но значительно важнее не сумма очередной продажи работы художницы, а то, что искусство Веры Рохлиной находит новых поклонников и ценителей.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?