«Она думает, я из Тагила. Она забыла, что я из Парижа»…
1937 год. Талантливая музыкант, аристократка переезжает из Франции в Россию. Сказать, что она «плывёт против течения» – ничего не сказать. Что же мотивировало француженку, а главное, что из этого вышло?
Вера Лотар – дочь французского профессора-математика и испанки-филолога. Отец увлекался всем русским настолько, что даже детям дал русские имена, Вера и Дмитрий.
Дети были воспитаны и образованы в лучших традициях. Вера владела несколькими языками, хорошо знала, где и как себя вести, обладала утончённым вкусом. Но всё это терялось в тени виртуозной игры Веры на фортепиано.
С 14 лет Вера Лотар набирала популярность в Европе и США. Она стала лицом компании «Стейнвей» – мирового лидера в производстве роялей. Инструмент доставляли в любую точку Земли, где Вера соглашалась дать концерт, а после оставляли рояль девушке в дар!
Вернёмся к отцу Веры. Он не только интересовался русским искусством, он также поддерживал дружбу с русскими людьми. Одним из его друзей был Владимир Яковлевич Шевченко, инженер-акустик, специалист по смычковым инструментам. Кому-то он мог показаться не самым привлекательным, не самым молодым, не самым богатым. К тому же с детьми от первого брака. Но для Веры Владимир оказался единственным.
Будучи сыном эмигранта, жившего в Париже с 1905 года, Шевченко мечтал переехать в Россию. Его мечта стала осуществима в 1937 году. И он переехал. Вместе с Верой и двоими сыновьями от первого брака.
Сложно сказать, были ли моменты, когда Шевченко мог искренне насладиться пребыванием на родине. Бытовые условия были очень стеснённые, доходы низкие. Были моменты, когда семья сводила концы с концами, продавая платья Веры, привезённые из Парижа. Куда же хуже? В лагеря, в блокадный Ленинград.
Владимира Шевченко арестовали в 1941. Вера в красках рассказала сотрудникам НКВД всё, что она о них думает по поводу ареста мужа, и на 13 лет поехала валить лес в Свердловскую область.
Заключенные вырезали для Веры деревянную клавиатуру, на которой она безмолвно играла по ночам. Из лагеря Вера писала мужу трогательные письма, мечтала с ним насладиться свободой. Вместо этого через несколько лет она узнала, что пишет в никуда, что мужа давно нет в живых.
Что творилось в душе Веры Лотар-Шевченко к моменту освобождения из лагеря в Нижнем Тагиле, можно только догадываться. Известно, что она сделала.
Вера побежала в музыкальную школу, попросила пустить её к роялю. Несмотря на то, что полноценной практики не было больше 10 лет, пальцы, изуродованные пытками и артритом, вспомнили клавиши, и Шопена, и Баха, и Бетховена. Вера играла всю ночь и уснула за роялем. Изумлённая публика плакала за дверью. Её пригласили работать в эту же музыкальную школу.
Первые заработки Вера потратила на аренду фортепиано и пошив концертного платья. Следом начала копить на шубу.
Оказалось недостаточным заработать на шубу, её пришлось ещё и отстоять вместе с правом на своё женское счастье – ходить по морозам Нижнего Тагила в теплой элегантной шубке. Вера блестяще объяснила грабителям, что значит для неё первая шубка после лагеря, и что она с ней не расстанется. Её проводили до дома и пообещали, что больше никто и никогда в Тагиле не обидит.
Через несколько лет Вера восстановилась и вернулась к концертной деятельности. Тут и пригодилось её концертное платье, пошитое сразу после лагеря. Ведущая невероятно приятно удивилась, увидев Веру в этом платье. На что звезда с улыбкой сказала: «Она думает, я из Тагила. Она забыла, что я из Парижа».
Вера гастролировала по всему СССР. На ее концерты в Москве и Ленинграде билеты в первый ряд не продавали. Места здесь всегда предназначались для тех, с кем она сидела в сталинских лагерях. Пришел – значит, жив.
Родственники приглашали вернуться в Париж. Вера отказывалась, ссылаясь на привязанность к людям, с которыми пережила лагеря. Казалось, душа Веры открыта для всех и переполнена любовью. Однако был единственный человек, которого она никогда не простила и чье имя она помнила всегда. Капитан Алтухов – следователь, переломавший ей на допросах все пальцы, «не спеша, смакуя каждый удар, рукоятью пистолета».
Теперь уже никто не мог запретить Вере жить красиво и со вкусом. Она иногда любила «покутить» (её собственные слова). Умела кутить неподражаемо! Однажды в одной унылой грязной забегаловке она вдохновила пьянчужек обменять водку на фортепиано. После ее слов «Месье! Есть водка. Нужен рояль!» через несколько минут завсегдатые прикатили рояль. В этот вечер гости забегаловки отдыхали под живые звуки Брамса.
В 1957 году Вера была счастлива узнать, что старший приёмный сын Денис Шевченко выжил в блокадном Ленинграде, продолжил дело отца, занялся смычковыми инструментами. Он получил Большую золотую медаль Международного конкурса альтов в Италии.
Говорят, в 1982 году Денис купил новенький «Стейнвей» для Веры, к которому она так и не успела прикоснуться. 10 декабря 1982 года Вера Августовна Лотар-Шевченко умерла. Она похоронена на Южном кладбище Новосибирского Академгородка. На её могиле выбита её собственная фраза: «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна».