Виндавская Святителя Николая Чудотворца церковь. Вопрос о строительстве в г. Виндаве (Вентспилсе) новой православной церкви обсуждался в Рижской Духовной Консистории давно, так как имеющийся единственный православный приход Всех Святых в старинном городском замке ливонского ордена Виндавы не вмещал всех православных прихожан, желающих присутствовать на богослужениях. 9 сентября 1888 года под постройку новой церкви и причтовых зданий с Высочайшего соизволения была выделена из казённого имения Ротгоф, находящегося в восточной части города, вдоль левого берега реки Венты 1 десятина земли. В начале 1897 года было решено построить новый храм по планам, чертежам и смете строящейся в городе Валке Иссидоровской церкви вместимостью на 700 человек. (Сегодня Иссидоровская церковь в г. Валга находится в Эстонии). Денежный государственный кредит на строительство предполагался с 1899 года.
«…12.03.1844 г. последовало Высочайшее разрешение устроить православную церковь в том помещении Виндавского замка, которое занимала лютеранская кирха. Церковь открыта в октябре месяце 1845 года по указу Св. Синода от13.04.1844г. за № 3369. Построена на средства казны и помещалась в северо-восточной части замка. Под нею находилось подвальное помещение служащее для хранения дров. В чердачном же помещении была устроена колокольня и отдельная комната для хранения ризницы. В церкви готическо-стрельчатый свод. Длина церкви с алтарем — 13 саженей и 9 вершков, ширина — 3 сажени 2 аршина и высота — 2 саж. 12 вершков. Пол досчатый, окрашен масляной краской. Все 6 окон без железных решеток.
Престол один во имя Всех Святых. При ремонте в 1883 и 1884 годах, с разрешения начальства, алтарь был перенесён из восточного флигеля в южное отделение церкви, служившей до того времени притвором. 13 мая 1889 года в 20 часов из Пильтена в Виндаву для обозрения прихода прибыл Епископ Рижский и Митавский Арсений: «… На другой день, 14 мая, Его Преосвященство присутствовал во Всехсвятской церкви на литургии. Церковь довольно бедная, облачение скудное, колоколов три: один в 3 пуда, а два маленьких. В конце литургии Владыка обратился к присутствовавшим с просьбой о пожертвовании для храма Божиего. В приходе считаются до 900 человек. Службы проводятся на русском и латышском языках. Причт имеет земельный надел в 107 десятин. Из церкви Владыка направился в приходскую школу, открытую в 1876 году. Экзаменовав около 100 учеников по русскому языку и Закону Божиему, Владыка узнал, что школа помещается в наёмном доме, за 200 рублей в год от Св.Синода. Школа наделена земельным участком в 20 десятин, которая сдаётся в аренду за 354 рубля в год…».
В 1893 году из нижнего помещения в восточном флигеле был устроен отдельный вход в церковь с каменною лестницею. Приписных церквей нет. Причтовых домов нет. Все священнослужители живут в наемных квартирах. Школа находится в доме Феодора Аболиня (строителя Виндавской Св.Николаевской церкви) за плату в 500 рублей в год, выделяемых Рижской епархией. В школе в 1910/1911 уч. году обучаются 63 мальчика и 34 девочки.
24.09.1897 г. Рижская Духовная Консистория предписала причту Виндавской Всех-Святской церкви «…собрать и доставить в Консисторию сведения о ближайших от Виндавы казённых лесных дачах, из которых возможно было бы отпустить строительный лес на постройку нового храма…». 24.11.1897 г. Настоятель Всех-Святского прихода протоиерей Василий Алякритский доносил в РДК о том, что отпуск леса возможен из: Виндавской казённой лесной дачи, отстоящей в 20 верстах, и из Пильтенской казённой лесной дачи, отстоящей в 40 верстах от Виндавы. Все заботы по началу строительства новой церкви легли на протоиерея В.Алякритского, продолжающего проводить богослужения в своём Всех-Святском приходе. Одно воскресение богослужение совершалось на русском языке, второе воскресение — на латышском языке. Он писал в РДК о том, что строительство храма обойдётся в 18 000 рублей, а строительство причтово-школьных зданий потребует ещё 12 000 рублей. 21.03.1898 г. епархиальный архитектор Владимир Лунский представил в РДК смету на постройку каменной церкви в г. Виндаве, по типу строящейся в г.Валке Иссидоровской церкви. 05.10.1898 г. протоиерей В.Алякритский рапортом доносит епископу Агафангелу о том,что под новую церковь причтово-школьные и хоз. постройки имеющейся 1 десятины земли недостаточно и просит о увеличении земельного участка.
Рижская Духовная Консистория решила начать строительство нового храма в г.Виндаве весной 1899 года и 06.05.1899 г. прихожане Виндавского Всех-Святского прихода избрали для наблюдения за постройкою новой каменной церкви трёх членов строительного комитета. Председателем его стал протоиерей Василий Алякритский. Одним из членов — инженер Виндавского порта Александр Фролов, позднее составивший чертежи на Иконостас нового храма. Строительство нового храма было поручено Феодору Кирилловичу Аболиню, построившего к тому времени (с 1895 по 1899 гг.) православные храмы в Кюльцемском (Кюльциемс), Газенпотском (Айзпуте) и Фрауэнбургском (Салдус) приходах.
24.05.1899 г. причт Виндавской Всех-Святской церкви направил епископу Агафангелу «Покорнейшее прошение» о том, что весь православный приход обсуждал вопрос в честь какого Святого наименовать новый строящийся храм и что все пришли к заключению «…что новый храм прилично было бы освятить в честь великого угодника Христова — Святителя и Чудотворца Николая. Виндава есть город приморский, а Св.Николай покровитель и защитник моряков … покорнейше просим наименовать Виндавский храм Свято – Николаевским…».
О торжественной закладке нового храма рапортовал епископу Агафангелу благочинный Виндавского округа протоиерей Иоанн Винтер: «Долгом считаю донести, что 29 июня 1899 г. состоялась торжественная закладка новостроящегося храма в городе Виндаве. Накануне назначенного дня было проведено всенощное бдение, а в день праздника — Божественная литургия в приходе Всех Святых при настоятельстве местного протоиерея отца Алякритского и четырёх прибывших иереях, а именно: Сасмакенского (Валдемарпилс) — отца Винтера, Пильтенского — отца Цериня, Угаленского — отца Забака и Газенпотского — отца Янковича. После Божественной литургии был крестный ход к месту начатой постройки…». При большом стечении людей состоялось освящение места и первого заложенного в фундамент нового здания православного храма камня. Согласно контракта, подписанного подрядчиком Ф.К. Аболинем с Рижской Духовной Консисторией, состоящего из 17 пунктов, строитель обязался окончательно отделать здание церкви и сдать в Духовное ведомство не позже 01.09.1901 года. В июле 1900 года протоиерей В.Алякритский докладывал епископу Агафангелу, что 2 июля пять (из шести) вызолоченных крестов освящены и водружены на храме, 6-й установлен 23 июля. 20 июля 1901 г. в 17 часов строительный комитет освидетельствовал произведённые подрядчиком работы и нашёл, что они полностью завершены.
1 сентября 1901 года специальная комиссия приняла новопостроенный храм в Духовное ведомство и епархиальный архитектор В. Лунский просил выплатить ему положенный 1% вознаграждения (от сметной стоимости) за составление чертежей, сметы и надзор за ходом строительства. 2 сентября 1901 года при стечении огромного количества людей и гостей: городской голова, начальник Виндавского порта и др., епископ Рижский и Митавский Агафангел в сослужении благочинного священника, причта Всех-Святского прихода, приглашённых священников ближайших православных приходов, торжественно освятил новопостроенный храм во имя Святителя Николая Мирликийского.
Указом Св. Синода и указом РДК от 27.09.1902 года новопостроенный православный храм в г. Виндаве указан как русский приход. На строительство израсходовано 22 тыс.рублей. Церковь тёплая, с 6-ю печами, с двойными рамами в окнах и с решётками в них. Пол выложен разноцветными цементными плитками. В ходе строительства храма для причта не построено ни одного жилого дома. Священник, диакон и два псаломщика помещались в наемных квартирах, оплачиваемых из средств Рижской епархии. В Ведомости о церкви за 1910 год указано, что церковно-приходская школа помещается уже в собственном доме и содержится церковно-приходским попечительством.
Источники:Латв. ГИА, фонд 4754, опись 2, «Клировые Ведомости Курляндской губернии». «Клировые ведомости о Виндавской Всех-Святской церкви за 1900, 1905, 1910 и 1913 годы…». ЛГИА, фонд 4754, опись 1, дело 1279 «О постройке в г.Виндаве новой каменной церкви», начато — 25.10.1897г. Окончено 18.02.1915г.
В 1795 году Курляндское герцогство стало Российской губернией. Царь России Николай пожертвовал на строительство лютеранской церкви деньги, и место лютеранской церкви в замке заняла православная, по просьбе разместившегося в этом городе гарнизона (1842-1844 гг.). Виндавская замковая церковь была освящена 29 сентября 1845 года во имя Всех Святых. Первым священником Всехсвятской церкви стал рукоположенный Преосвященным Филаретом в сан священника Алексей Петрович Лавров. В конце 19 века начались массовые присоединения к православию латышей. Приход рос, и маленькая замковая церковь уже не могла вместить всех желающих помолиться. Было решено построить в городе новую церковь.
Во время постройки церкви в город Виндаву приезжает Иоанн Кронштадтский в связи с открытием приморского детского санатория. Узнав о строящейся церкви о. Иоанном было выделено 100 руб. Так как постройка храма событие важное, об этом писали в «Рижских епархиальных ведомостях»: «С 1845 года в г. Виндаве был открыт православный приход; временная церковь с тех пор помещалась в мрачном тюремном замке. Потребность в постройке благолепного храма ощущалась давно; народонаселение г. Виндавы в последнее десятилетие удвоилось, и церковь не могла вмещать и половины желавших в ней помолиться. С Высочайшего соизволения под постройку новой церкви и причтовых зданий 9 сентября 1888 года был отведён участок земли в одну десятину из казённого имения Ратгоф. На правительственные средства с разрешения и благословения Его Преосвященства, Преосвященнейшего Агафангела, Епископа Рижского и Митавского, весною 1899 года было приступлено к постройке нового храма и работы эти закончились весною 1901 года. 2 сентября новосооружённый храм торжественно освящён Преосвященнейшим Агафангелом, Епископом Рижским и Митавским, в честь Святителя и Чудотворца Николая. Стечение народа в тот день было громадно, и радость прихожан велика. По случаю освящения храма получено было много приветственных телеграмм… (Написал статью священник И. Винтер)».
В новую Николаевскую церковь настоятелем назначили священника Виндавской Всехсвятской церкви протоиерея Василия Алякритского, который принимал активное участие в постройке церкви. Тем временем Всехсвятская церковь не закрывается, и туда направляют священника Марценской церкви Иоанна Журавского. Таким образом, параллельно существуют две церкви, где настоятелем Николаевской церкви является батюшка Василий Алякритский, а священником Всехсвятской церкви – Иоанн Журавский. Во время Первой мировой войны по требованию военных властей Виндавское духовенство вынуждено было поспешно эвакуироваться. Церковь осталась без присмотра, мало того, немцы устроили в ней конюшню. Как рассказывает историк города Вентспилса Ингрида Штрумфа, в церквах остались иконы и другая церковная утварь. Пастырь лютеранской церкви Теодор Гринбергс, оставшийся в Виндаве, успел спрятать все эти иконы у себя. В 1928 году появилась возможность вернуть их на место, что пастор Теодор и сделал. Но заново открылась только Святоникольская церковь и все иконы были переданы ей. Настоятелем назначается о.Александр Блокман. В 1937 году священником Вентспилсской Святоникольской церкви становится Георгий Тайлов. Но в сентябре 1941 года батюшка Георгий в составе «Псковской Миссии» уехал из Вентспилса и Свято-Никольская церковь осталась без священника. Батюшка Иоанн Гарклавс, дундагский священник, начал окормлять вентспилский приход до тех пор, пока отца Иоанна не назначили епископом Рижским в феврале 1943 года.
По материалам: http://archive.li/kymAK